Планконспект урока по технологии в 6классе
Составила и провела учитель технологии Минникаева А.Ш.
Тема: Техника «артишок» или «лоскутные уголки»
Цель урока:
Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения
данного вида рукоделия (лоскутное шитье), обучить способам действия,
новым рабочим приемам, совершенствовать навыки работы на швейной
машине;
Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения;
развитие самостоятельности, инициативы;
Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры
труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности,
интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа,
объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта),
практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический
(продумывание будущей работы).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран,
швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки,
распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш,
хлопчатобумажные лоскутки ткани, основакруг из плотной ткани,
инструкционная карта (приложение 1)
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии,
ИЗО, черчение, математика, биология.
Время: 2 урока по 45 мин. Словарь: лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика,
текстильная мозаика, пэчворк, квилтинг, основа, техника артишок, лоскутные
уголки.
Терминология: стачать, притачать, заутюжить.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть.
1. Сообщение темы и цели урока:
Прежде, чем назвать тему сегодняшнего урока я предлагаю вас посмотреть на
экран проектора и ответить мне, что за растение вы видите? Как оно
называется? (артишок). (Слайд 1) Скажите, пожалуйста, как может быть
связано это растение с темой сегодняшнего нашего урока?
Предположения детей
(Слайд 2) Тема нашего урока «Изготовление подставки под горячее в технике
лоскутные уголки («артишок»)». Вы познакомитесь с новым видом
лоскутного шитья; научитесь приемам выполнения лоскутных уголков и
способам сборки их на основе, подбирать лоскутки по цвету, используя
сочетания цветов; изготовите подставку под горячее из лоскутков; закрепите
приемы работы на швейной машине.
2. Проверка знаний учащихся.
Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним из какого волокна
изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно?
(Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).
На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На
лицевой стороне (показать ткань).
Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идет вдоль
кромки, а нить, идущая поперек нити основы, уток. По растяжению: нить
основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани:
нить основы прямая, нить утка – извилистая). Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью
прямыми стежками на 0,5см от срезов).
Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить
их в таком положении).
Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из
хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала,
полотенца, прихватки и т.д.).
Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
Какое назначение имеет подставка под горячее? (предохранение
поверхности стола от тепловых повреждений)
3. Изложение нового материала
1) История лоскутного шитья.
Где первоначально возникло лоскутное шитье?
(сообщение детей из истории лоскутного шитья – опережающее задание)
Первая ученица. Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г
до н.э. и было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины,
выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для
создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника
возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
Вторая ученица. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В
это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания
лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели
разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли
о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки,
вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались
признаком бедности. Лишь в 70е годы 20 века, когда в моду вошел
фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Учитель. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные
вещи, настоящие произведения декоративноприкладного творчества, которые
будут нас окружать в повседневной жизни . Лоскутная техника очень проста и
поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь
оставшиеся после раскроя кусочки ткани . 2) Объяснение нового материала.
(Слайд 3)
Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми
бережливыми и экономными рукодельницами, так называемая техника
«артишок», или «лоскутные уголки.
(Слайд 4) Эта очень обаятельная техника оживит любое изделие. В ней можно
создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать
одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и
то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута,
оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.
(Слайд 5 ) Особенностью здесь является то, что лоскутки не сострачивают
между собой в единую плоскость, а делают из них отдельные треугольнички
(как уголки) и пришивают их слоями на основу.
(Слайд 6,7) Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в
других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями.
Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с
мелким рисунком.
В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины,
или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.
(Слайд 8) Существует несколько способов складывания лоскута в уголки.
Способ 1 — для тонких тканей. Нарезают квадраты размером 6×6 см или 7×7
см. Каждый складывают по диагонали изнанкой внутрь и приутюживают.
Полученные треугольники перегибают пополам и еще раз приутюживают —
образуются уголки из ткани в 4 сложения.
(Слайд 9) Способ 2 — тоже для тонких тканей. Если на уголке нужно
показать вертикальную линию стыковки сторон, то квадрат ткани (6×6 см или
7×7 см) перегибают сначала пополам по горизонтали изнанкой внутрь, а затем
складывают уголком. (Слайд 10) Способ 3 — для толстых тканей. Этот способ используют и в том
случае, если ткани совсем немного.
Нарезают прямоугольные лоскутики размером 4×6 см или 5×7 см, по одной из
длинных сторон отгибают на изнанку 0,7—1 см, приглаживают, отворачивают
углы к средней линии лоскутика и отглаживают.
Получился уголок из ткани в 2 сложения.
(Слайд 11) Способ 4 — для любых несыпучих тканей. Уголки, выполненные
этим способом, более острые и напоминают перья птиц.
Ткань нарезают по шаблону в форме полукруга (диаметр 5—7 см), отгибают к
средней линии, складывают лоскутик вдоль пополам и приутюживают.
Получился уголок в 4 сложения.
(Слайд 12) Спопоб5 для тонких тканей
Сегодня на уроке мы изготовим коллективную работу подставку под
горячее в технике «артишок» «лоскутные уголки». (Сюрпризный момент: грелка на чайник «Малинка». Предложить девочкам сшить полянку для
малинки)
4) Вводный инструктаж.
5) Приемы выполнения лоскутной техники «артишок».
6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных работ
(Слайд 13), при работе на швейной машине (Слайд 14) и при работе с утюгом
(Слайд 15).
III. Практическая часть.
1. Показ трудовых приемов
Инструкционнотехнологические карты на столах учащихся (Приложение 1).
(Слайд 16) Нам необходимо иметь основу (плотная ткань) круг диаметром
22см, лоскутки хлопчатобумажной ткани.
На основе предварительно размечем несколько окружностей d20, 18, 16, 14,
12, 10, 8и 6см, и по ним последовательно настрачивают ряды уголков,
продвигаясь от края к центру. На основе укладывают готовые уголки,
прикалывая их булавками (не сметывают нитками). Уголки при этом могут
только касаться один другого, заходить друг за друга или входить один в
другой. Мы будем укладывать уголки внахлест 1 см. Уложив один ряд
уголков, их пристрачивают, отступив от основания на 1 см. Далее
укладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по
отношению к предыдущим, стараясь под ними спрятать строчку пришитого
ряда. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюживают.
Середину круга оставляем незаполненной и, настрочив последний ряд
уголков, накрываем их срезы кружком из ткани, подходящей по цвету, и,
подогнув его края, пришиваем потайными стежками.
Уголки можно пришивать и подругому: от центра круга. Тогда на середину
помещают кружок и первый ряд уголков, укладывают вершинами к центру,
основания совмещают со срезом кружка, пристрачивают и утюжат. Закончив
последний ряд, срезы изделия выравнивают и окантовывают одновременно с
подкладкой.
2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование. Целевые обходы:
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места
учащихся.
Проверка правильности складывания лоскутков.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения
работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение
ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
Проверка применяемых способов самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление материала .
Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно,
табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для
выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина,
линейка, простой карандаш, швейные нитки).
Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
(Хлопчатобумажной ткани).
Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня
выполняли лицевую часть подставки под горячее? ( «артишок», «лоскутные
уголки», солнышко)
Как можно использовать подставку под горячее? (предохранение
поверхности стола от тепловых повреждений).
V. Итог урока.
Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и
закрепили на практике весь изученный материал.
Анализ выполнения практических работ.
Показ лучших работ.
Разбор ошибок.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
Выставление оценок и их аргументы. Сообщение темы следующего урока: «Изготовление подставки под горячее.
Завершение и оформление работы» .
VI. Домашнее задание.
Подготовить лоскуты зеленой ткани разных оттенков, плотную ткань для
основы размером 22Х22
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Техника «артишок» или «лоскутные уголки» План-конспект урока по технологии в 6классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.