Технологическая карта электронного сценария урока, созданная в системе Библиотека.ЭПОС "Конфликты в межличностных отношениях"

  • docx
  • 16.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта электронного сценария урока Ванькова Т.Н..docx

Технологическая карта

электронного сценария урока, созданного в конструкторе Библиотеки ЭПОС

 

Автор: Ванькова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Верх-Язьвинская СОШ», Красновишерского ГО

Название урока (занятия): Конфликты в межличностных отношениях

Тема: Конфликты в межличностных отношениях

Параллель: 6 класс

Длительность: 40 минут

Техническая организация урока (количество экранов в ЭСУ):  3 экрана

 

Пояснительная записка к уроку (занятию)

Цель урока (занятия): способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи урока (занятия):

Обучающие:

сформировать представление учащихся о понятиях: «конфликт», «межличностный конфликт»;

формирование представления о субъектах конфликтов и их роли;

формирование представления о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Развивающие:

способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

развитие навыков анализа ситуаций;

развитие коммуникативной способности.

Воспитывающие:

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

 

Рекомендации для учителя по проведению урока (занятия): Представленные материалы позволяют провести онлайн-урок с  трансляцией и обсуждением материалов в режиме видео-конференции, также материал может быть использован учащимися для самостоятельного изучения темы.

https://uchebnik.permkrai.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/88966?sharing_key=be8acfb5-396c-4cda-ac03-2a4604ce7b77

 

Общий экран

Экран учителя

(деятельность учителя)

Экран обучающихся

1. Целеполагание

 

-Посмотрите мультфильм. Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Демонстрируется мультфильм «Мост»

Дети смотрят мультфильм, высказывают предположения о теме урока.

 

2. Формулирование темы и целей урока

 

-Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока: “Конфликт в межличностных отношениях”.  Давайте наметим план нашей работы, что же еще нам нужно узнать по теме.

Формулируют тему и цели урока с помощью учителя, записывают тему в тетрадь

3. Актуализация знаний

 

-Какие ассоциации вызывает у вас слово конфликт?  Запишите схему ассоциаций в тетради (3-4 слова)

При каком виде деятельности могут возникать конфликты?( при общении)

Что мы называем «общением»? (это взаимные деловые и дружеские отношения людей)

Какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)

 Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? (конечно могут)

Попробуйте  сформулировать, что же такое конфликт.

Подбирают ассоциации

 

Отвечают на вопросы учителя

4, 5. Открытие нового знания. Работа над лексическим значением понятия. Просмотр видеоурока.

 

Обратимся к словарю учебника. Стр. 108. Конфликт - это  столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Предлагаю посмотреть видеоурок, сравнить понятие конфликта с тем, что мы записали, а также найти ответы на вопросы, записать в тетрадь причины конфликтов, стадии (ступени)конфликта, способы выхода их конфликта.

Учитель демонстрирует видео «Конфликты в межличностных отношениях», останавливая для записи основных моментов. (приложение 1 )

 

Записывают понятие  в тетрадь

 

 

 

 

Записывают схематично в тетрадь.

6,7. Закрепление изученного

 

Найдите соответствие.

1)Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны.

Кто сильнее, тот и правее (подчинение)

2)Соотнесите этапы конфликта и их характеристику:

 

Выполняют задание, комментируют

1)Худой мир лучше доброй ссоры (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком (интеграция)

 

2) Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать (возникновение конфликтной ситуации)

Противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам (Осознание конфликта)

Необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение» (проявление конфликтного поведения)

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. (Углубление конфликта)

Может быть полным или частичным (разрешение конфликта)

6. Рефлексия. Домашнее задание

 

- Чему научил вас урок?

- Что такое конфликт?

- Почему возникают конфликты?

-Как ведут себя люди во время конфликта?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

 

Д/з: Прочитать п. 9, в.4 рубрики "В классе и дома"

Для желающих дополнительное задание:

Посмотреть мультфильм «Конфликт», выделить этапы конфликта, подумать, можно ли было избежать такого результата.

Обсуждение, высказывание своего мнения.

 

 

Источники

 

Мультфильм «Мост». URL: https://www.youtube.com/watch?v=kaB0xyu7eYM

Видеоурок  «Конфликты в межличностных отношениях», LiameloN School. URL:https://www.youtube.com/watch?v=O8-l9wdKfL0&t=197s 

Обществознание: Учебник для 6 класса / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015

Городецкая Н. И,  Иванова Л.Ф.  др. Обществознание 6 класс. Поурочные разработки / М.: Просвещение, 2016


 

 

Приложение 1

 

 «Этапы конфликтной ситуации. Характеристика»

 

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

1.       Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный  барьер

 

2.       Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

 Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

 

3.       Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

 

4.       Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

5.       Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

 Прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход;  в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции  и  в результате сформировалось единое мнение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru