Технологическая карта: "Имя существительное как часть речи" (6 класс)
Оценка 5

Технологическая карта: "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Оценка 5
doc
06.02.2020
Технологическая карта: "Имя существительное как часть речи" (6 класс)
конспект имя существительное.doc

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

«Имя существительное как часть речи»

 

 

Цель деятельности учителя

Систематизировать  ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, повторить морфологические признаки имени существительного, определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Тип урока

Обобщение и систематизация ранее полученных знаний .

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД: ( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила( что означает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно ,а признак и действие могут выражаться через значение предметности), морфологические признаки существительных( род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания, доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, уметь определять морфологические признаки существительных.

Метапредметные УУД:способность извлекать информацию из различных источников, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

Личностные УУД: ( осознание эстетической ценности русского языка ,уважительное отношение к родному языку ,гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию).

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, высказывать предположения на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, индивидуальная ,  групповая, фронтальная.

 

Оборудование

Интерактивная доска( экран, компьютер, мультимедийный проектор).

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по  теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, мультимедийный проектор.

 

Организационная структура урока

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

 

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2.Актуализация и подробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

2.Постановка проблемы и задач урока

Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения - загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я…( Существительное).

-О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

- Правильно, это имя существительное.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока: Имя существительное как часть речи.

Имя существительное - самая древняя часть речи. Существительные, как люди, рождаются , живут ,порой очень долго, умирают. Ведь они - часть нашего языка, а язык-явление развивающееся. Для начала давайте совершим экскурсию в 18 век, на экзамен к Митрофанушке, герою знаменитой комедии Д. Фонвизина « Недоросль».

Сценка:

Митрофан (подает книгу Правдину). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу) Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит  еще не навешена, так покамест существительна.

Вот таким образом рассуждает Митрофан, опираясь на свою собственную логику. Забавное определение имени существительного, не правда ли?

Но мы-то с вами отлично знаем, что имя такое имя существительное, и можем отличить его от других частей речи.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

-Объясните смысл этого высказывания.

Действительно, ребята, роль существительного очень важна в русском языке. Без него мы не можем описать картину или портрет, дать название тому или иному предмету, невозможно прочувствовать настроение стихотворений, люди не смогли бы нормально общаться друг с другом. Речь без существительных была бы убога и бедна. Как невозможно представить русский язык без существительных, так невозможно представить нашу жизнь без хлеба .Хлеб-это основная пища, без него нет жизни. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам, является основой языка

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится от 40 до 60 имён существительных).

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации         « Имя существительное» на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи заданиям для самопроверки.

3. Актуализация знаний

- С именем существительным вы знакомы еще с начальных классов.

-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие в страну «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» .Каждый из вас получил маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

Маршрутный лист ____________________________________________________________

Станция

Баллы

Опознавательная

 

Теоретическая

 

Морфологическая

 

Синтаксическая

 

Проверочная

 

Итог

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий; поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам.

Анализ текста, предложенного учителем

1 станция «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя  существительное – это часть речи, которая, обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО?  ЧТО?)

-Можно ли написать рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это, но сначала просмотрим видеоролик.

- Как вы думаете, о чем этот ролик?

(Текст лежит на партах.)

-  А теперь задание: найдите в тексте имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. На эту работу дается 3 минуты.

                          Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила  бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата  присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка  вздребезнулась, сопритюкнулась,  усяпала с напушки и брянчит:

— Калушата  подудонились! Зюмо непалявые!  Пуськи  бятые!

Проверка и оценивание:

Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки

За каждое правильно выписанное слово вы получаете 1 балл, максимальный балл-6

Поднимите вверх маршрутные листы те, кто заработал 5-6 баллов

-Какой сделаем вывод?( Не зная значения слов, можно определить какой частью речи они являются, задав к ним вопрос).

Это интересно!

Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это лампа», «это потолок», «это кабинет». Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам

Ребята, посмотрите на наш кабинет, что вы необычного заметили вокруг себя? Попробуйте определить какие названия предметам дает имя существительное.

(На школьную стену  приклеены  цветные карточки с названиями предметов: пальто, человек, стул, милосердие ,доброта, заморозки, прыжок.) Ребята распределяют на группы: 1. Название предметов 2. Вещи 3. Люди 4. Явления природы 5. Действия.

Разве слова — доброта, милосердие — это предметы? -К какой тематической группе мы можем отнести эти слова?( Абстрактные понятия).- А что это значит? (Это  то, Что  мы не можем потрогать, а  можем  только прочувствовать).- Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

-А теперь закрепим это задание, выполнив практическую работу на карточках.

2 станция «Теоретическая»

На столах у вас лежат карточки.

1. Прочитайте, выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

 Днепр, ножницы, мука, девочка, ходьба, юноша, стол, крупа, Россия ,стрельба, крапива, кошка.

1 группа: Названия людей ( девочка, юноша)

2 группа: Названия вещей (стол, ножницы)

3 группа: Названия веществ (крупа, мука),

4 группа: Названия животных и растений (кошка, крапива),

5 группа: Географические названия (Россия, Днепр),

6 группа: Название действий ( ходьба, стрельба)

Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 2 балла)

Физкультминутка

Итак, ребята, а теперь мы немножко отдохнем и разомнемся. Как вы уже знаете имена существительные, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными, а на вопрос что?  являются  неодушевленными. Я вам буду читать четверостишие, если называю одушевленные существительные, т вы присаживаетесь, а если неодушевленные, то поднимаете вверх руки и делаете хлопок.

Звери, птицы, лес, кукушка,

Домик, погреб, гусь, плетень,

Сторож, яблоня, избушка,

Тополь, ветки, листья, тень.

 

3 станция «Морфологическая»

Фронтальный теоретический опрос

-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?  Задание 1 ряду.

- Какие типы склонения существительных вы знаете? Задание 2 ряду.

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Задание 3 ряду.

-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам.

1 ряд

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа.

2 ряд

Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?

Рожь, конь, дядя, смелость ,белка, брошь, село, врач, мама.

3 ряд

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, поэт, река, Днепр, птица, орел, город, Ольга, Орел.

Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 9)

-Ребята, что это были за признаки имени существительного? (Постоянные морфологические признаки).- А какие непостоянные морфологические  признаки имени существительного вы знаете? (Число и падеж)..-Что такое склонение ? ( это изменение имени существительного по числам и падежам).

4 станция «Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

- Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли имени существительного.

 

 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного  объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

 

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о имени  существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет).

Экзамен

Рассказать об имени существительном как части речи

1.Имя существительное-…часть речи, отвечает на вопросы …

и обозначает …

2 Морфологические признаки:  собственные и …, одушевленные и ….,  какого рода…, склонение…

Изменяются по…

3. В предложении  является …

(Награждение медалью за сдачу экзамена).

А еще, ребята, наш студент перечислил нам все морфологические признаки существительного. Давайте сделаем морфологический разбор существительного-ЯЗЫКА( вернулись к эпиграфу урока). Работа у доски.

Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы

Индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, групповая

Познавательные: читают и слушают , извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

 Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих  группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач , умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Листы обратной связи.

Письменная работа

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы для уточнения информации

Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

5. Конечная станция «Проверочная»

А теперь я предлагаю сдать экзамен всем письменно. (Вопросы на экране).

Тест “Имя существительное”

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет

Б. Имена существительные изменяются по родам

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы

2. Укажите имя существительное

А. Смелость     Б. Смело     В. Смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Ученье-труд»

 А. Подлежащим;    Б. Дополнением;

В. Сказуемым.

4. Определите род существительного: рожь.

 А. М.р    Б. Ж.р.    В. Ср.р.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А. Одушевленные

Б. Неодушевленные

В. Нарицательные

6. Какое существительное относится к общему роду?

А. Природа  Б. Красота    В. Тихоня

Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует).

Домашнее задание:1. параграф 30,упр.228,сделать морфологический разбор одного существительного.(задание для всех).

2. Придумать лингвистическую сказку об имени существительном.(для тех, кто хочет получить оценку»5»).

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам

6.Рефлексия

Чем мы сегодня свами занимались на уроке?

Что вы для себя узнали нового?

Что вы теперь точно знаете о имени существительном?

Какие трудности возникли при выполнении заданий?

Понравилось ли на уроке, какое настроение у вас сейчас?

(Выбрать разно цветные ,яркие  кружочки : « Гусеница настроения» (вернулись к нашему видеоролику про» бутявку», прикрепить на доску).

6. Домашнее задание: параграф 30, упр.228

Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном.

Благодарю вас за урок!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний , умений, навыков ,приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Листы обратной связи

 


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Имя существительное как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Имя существительное как часть речи»

Мотивация(самоопределение) к учебной деятельностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала 1

Мотивация(самоопределение) к учебной деятельностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала 1

Имя существительное - самая древняя часть речи

Имя существительное - самая древняя часть речи

Прочитайте эпиграф урока: Имя существительное – хлеб языка

Прочитайте эпиграф урока: Имя существительное – хлеб языка

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку

Ребята, посмотрите на наш кабинет, что вы необычного заметили вокруг себя?

Ребята, посмотрите на наш кабинет, что вы необычного заметили вокруг себя?

Названия веществ (крупа, мука), 4 группа:

Названия веществ (крупа, мука), 4 группа:

Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения

Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения

А еще, ребята, наш студент перечислил нам все морфологические признаки существительного

А еще, ребята, наш студент перечислил нам все морфологические признаки существительного

В. Нарицательные 6. Какое существительное относится к общему роду?

В. Нарицательные 6. Какое существительное относится к общему роду?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020