Технологическая карта интегрированного трансформированного урока-экскурсии «Российская империя в 18 в. Восстание Е. Пугачева (по мотивам произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

  • docx
  • 18.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технолог карта трансфор. интегр. урока 8 кл. история и литература.docx

Технологическая карта интегрированного трансформированного урока-экскурсии

«Российская империя в 18 в. Восстание Е. Пугачева (по мотивам произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

Подготовили: Менг О.В.,  учитель истории и обществознания; Ломова В.А., учитель русского и литературы, МАОУ СОШ №48 г. Тюмени

Класс:

8

Предмет:

История, литература

Учителя:

Менг О.В., Ломова В.А.

Общая тема урока:

Восстание Е. Пугачева

Подтемы:

                                 История

 Литература

Российская империя в 18 в. Восстание Е. Пугачева.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Тип:

Интегрированный (бинарный) урок по развитию метапредметных компетенций

 

Цели деятельности педагога:

Создать условия для формирования у учащихся целостного представления о восстании Е. Пугачева, произведении и основных идеях «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный,  практический; индивидуальная и групповая работа.

Основные понятия и термины

В области история: крепостное право, социальные и национальные движения, восстание под предводительством Емельяна Пугачёва,

самозванец, казаки, «прелестные грамоты», Екатерина II, Петр III Федорович, «Манифест о вольности дворянства», «Воспоминания Екатерины II», «Указы Емельяна Пугачёва».

В области литературы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Исторические события и исторические герои на страницах романа. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный».

Образовательные ресурсы:

Раздаточный материал для групповой работы; История России. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А. В) – М.: Просвещение, 2016-2020;

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях / автор-составитель Курдюмова Т.Ф., М.: Просвещение, 2017.

Наглядно-демонстрационный материал:

Исторический Парк «Россия-моя история», зал «Романовы», стенды, информационные киоски.

Оборудование и оснащение:

Экскурсионная программа по Историческому Парку «Россия-моя история»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к истории родной страны; понимание значимости информационной деятельности для современного человека.  

Метапредметные: Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД

- умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение находить способы решения учебной задачи по нахождению новых знаний; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с помощью дополнительной информации к уроку; формировать общепредметных навыков обработки, хранения и передачи информации;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий; задавать вопросы, необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные:

- В области история:

Научатся: определять термины, а также формулировать причины, цели, итоги восстания.

Получат возможность научиться: определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоны, различать достоверную и вымышленную информацию, представленную в источниках, составлять рассказ на основе 2-3 источников информации, с использованием памятки, участвовать в обсуждении оценок исторических процессов и явлений, различать факты и оценочные суждения, осуществлять рефлексию деятельности группы.

области литература:

показать художественную специфику и особенности выразительных средств литературы; познакомить учащихся со свойствами литературных произведений; знание особенностей композиции текстов. Знать содержание произведения, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ.

 

                 


                              Задания для работы в Историческом парке по теме

                             «Российская империя в 18 в. Восстание Е. Пугачева

                 (по мотивам произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

 

                 Зал «Романовы»

 

Класс: 8 «И»                                                Группа (Фамилия, имя):

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Найдите в тексте «Капитанская дочка» А.С. Пушкина описание Е. Пугачева и сравните два образ (историческая личность и художественная).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Найдите в тексте сон Петра Гринева и сравните с последующими событиями в романе «Капитанская дочка».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________