Технологическая карта. История Отечества 7 класс.
Оценка 5

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Оценка 5
docx
02.12.2019
Технологическая карта. История Отечества 7 класс.
технологич. карта история Отечества 7 кл..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

Урока

История Отечества в 7 классе

 

Тема урока: Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды ХIII- XIV в.в. Хан Тохтамыш.

Цель урока: Формирование у учащихся представления о монголо-татарском господстве на землях Донецкого края; определить характер зависимости региона от Золотой Орды, влияние монголо-татар на социально-экономическое развитие донецких земель; развивать у учащихся умение находить необходимую информацию в письменных источниках для объяснения исторических явлений и событий, делать рецензию на выступления учащихся, давать оценку историческим личностям, воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, готовность защищать её в тяжелую минуту.

 

Планируемые ОР

         Ученик по окончанию изучения темы урока:

- видит и формулирует проблему;

- выдвигает гипотезу;

- даёт оценку развития Донецкого края в данный период;

- даёт характеристику личности Хана Тохтамыша;

- делает выводы, выделяет основную информацию в тексте;

 

Программные требования

Метапредметные.

Предметные.

- формирование целостного представления данного периода;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение организовать учебное сотрудничество  и совместную деятельность;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях на Донецкой земле, способность определять и аргументировать свое отношение к ней.

 

Мировоззренческая идея

Междоусобные войны внутри Золотой Орды стали одним из решающих факторов в процессе развала государства и укрепления позиций русских княжеств и становления Донецких земель как пограничных рубежей.

 

Программное содержание

Летописи истории русских земель.

 

 

План изучения нового материала.

1.     Внутреннее положение Золотой Орды.

2.     Междоусобные войны внутри государства.

3.     Социально-экономическое состояние Донецких земель, Хан Узбек.

4.     Хан Тохтамыш – его роль в истории Золотой Орды.

 

Основные понятия:

Золотая Орда, род Чингизидов.

 

Даты

1380г., 1382 г. 1389-1395г.г., 1398-1399 г.г., 1406 г.

 

Исторические личности

Хан Узбек, Хан Тохтамыш, Тимур, Дмитрий Донской, Мамай, Едичей.

 

Географические объекты:

Московское княжество, Золотая Орда.

 

Тип урока

Изучение нового материала.

 

Форма урока.

Урок – исследование.

 

Технология.

Проблемного обучения.

 

Мизансцена урока.

Традиционная.

 

Оборудование урока.

Мультимедийные средства.

 

Домашнее задание: познакомиться с документом «Путешествие в восточные страны» составить вопросы к данному документу. Автор: Вильгельм де Рубрук. Приложение № 3. ПОР.

 

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.     Организационный момент (3 мин.)

2.     Повторение изученного, проверка домашнего задания (5 мин.).

Работа по карточкам:

- запомните пропущенные слова в предложении.

Во второй половине ХIII- начале XIV века ____________была сильнейшим государством___________Европы и северо-западной части Азии.________владычество оказало большое влияние на историю__________. Оно  способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной_________, привело к изменению___________ власти. Золотоордынское владычество также распространялись и на земли_____________края.

Самопроверка.

- какой вопрос вызвал затруднение?

Краткая информация участия о хане Тохтамыше.

Тохтамыш (?-1406 г.г.), с 1380 г. – хан Золотой Орды. Сумел восстановить внутреннее единство Орды и провести ряд успешных завоевательных походов, но в 1389-1995 г.г. был разбит Тимуром, а в 1398-1399 г.г. – Заволжской Ордой. Убит сибирским ханом Шадибеком. В 1380 г. – русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу над войском Мамая на Куликовом поле. После поражения Мамая на Куликовом поле и его смерти хан Тохтамыш, давний враг Мамая, возглавил Золотую Орду. Тохтамыш был хитрым, жестоким правителем. Он мечтал о возрождении могущества Золотой Орды. Тохтамыш, без рода Чингизидов, последний хан, у которого была возможность восстановить былую силу Золотой Орды. Баловень судьбы Тохтамыш, так и не смог воспользоваться её благосклонностью, хотя казалось прояви он побольше выдержки и мужества, то даже самый опасный его соперник непобедимый Тамерлан, отступил бы от степных потомков Чингисхана.

- на ленте времени (на доске) обозначим дату рождения и смерти Тохтамыша (? – 1403), битва на р. Калке между войском Мамая и Тохтамыша (1380 г.).

Главный вопрос урока.  

- какую роль сыграли военные действия XIII-XIV в.в. в развитии Донецкого края.

Гипотеза.

1.     Военные действия XIII-XIV в.в. не имели никакого значения для развития Донецкого края.

2.     Военные действия XIII-XIV в.в. окончательно разрушили поселения Донецкого края и уничтожили, проживающие здесь народы.

Слайд № 1.

(Донецкий край: «Дикое поле»).

Слайд № 2.

Работа по карте фронтально.

Слайд № 3.

(фото воина 30).

Слайд № 4.

Фото хана Тохтамыша.

3.     Изучение Нового материала (20 мин.)

- проявляет познавательную активность.

- владеет способами активности.

- выделяет основную информацию в тексте.

I. Военно-политические и экономические центры Золотой Орды в Донецком крае.

Проблема: Золотая Орда оказывала содействие развитию Донецких земель или напротив окончательно её разрушила?

Гипотеза: Политика Золотой Орды по отношению к Донецкому краю не имеет однозначного ответа.

Факты: (на парте лист с текстом).

         Наивысшего экономического расцвета Золотой Орды достигла в  XIV в. при хане Узбеке (1312-1342 г.г.). Складываются районы с внутренними экономическими связями. Ближайшим к Донбассу крупным торгово-экономическим и административным золото - ордынским центром был Азак. Здесь чеканилась собственная ханская монета, существовал крупный морской порт. Экономически донецкие земли  тяготели прежде всего к Азаку. Крупная торговая фактория существовала у поселка Седово близ Новоазовска. Вдоль северного побережья Азовского моря существовали большие неукреплённые посёлки оседлого населения. Большое количество сарайских, азиатских и иных медных монет XIV в. происходит из так называемого Царина городища (село Маяки Славянского района) в Подонцовье. Которое существовало ещё со времен Хазарского каганата. В XIV в. здесь формируется крупный золотоордынский торго-ремесленный центр. Особое развитие получило литьё чугунных котлов, изготовление продукции из железа и цветных металлов. Растёт население татарских улусов. Татары выпасали стада животных. В поймах рек распахивали небольшие участки и засевали их просом и пшеницей. Экономический рост территорий и улусная система способствовали дальнейшей децентрализации ханской власти в Золотой Орде. В 60-е г. XIV в. западные владения Орды фактически распались на две части. Политическим центром становится к востоку от Дона становится Сарай. Политический центр западных территорий сосредоточился в Нижнем Поднепровье и охватывал Северное Приазовье. Здесь находилась ставка бывшего темника Мамая. Мамай стремился захватить ханский престол. Попытка Мамая нейтрализовать растущее Московское государство закончилось большим поражением татар на Куликовом поле в 1380 г. Мамай бежал в Приазовье для сбора новой армии. Однако, здесь настиг его Тохтамыш. Битва между двумя татарскими войсками произошла на реке Калке в центре владений Мамая. В жестоком сражении победил Тохтамыш. Мамай бежал в Крым и был там убит генуэзцами.

Анализ фактов.

- Прочитаем текст. Подчеркните в тексте факты, говорящие о развитии Донецкого края в XIII-XIV в.в.

- Почему ситуация меняется к концу XIV в.?

Вывод: в XIII началу XIV веков Донецкий край достаточно быстро и эффективно развивается, однако, в связи с военными столкновениями и междоусобными войнами на Донецких землях со стороны монголо – татар ситуация складывается крайне неблагоприятно для края.

Приложение 2.

Работа с текстом в паре.

- проявляет интерес к изучаемой теме.

- обосновывает собственную позицию, мнение.

- проявляет интерес к изучаемой теме.

- составляет характеристику с опорой на полученную информацию.

Анализ фактов: Дайте оценку возможностям последующего развития Донецких земель.

Вывод: После разрушительных походов Тамерлана в Донецком крае исчезли крупные очаги оседлого населения. Сохранились небольшие группы кочевников, занимавшихся скотоводством и земледелием.

4.     Первичное повторение и закрепление (5 мин.).

- называют исторических личностей, делает выводы.

Повторительно обобщающая беседа:

1.     С какими особенностями развития Донецкого края XIII-XIV в.в. мы сегодня познакомились?

2.     О каких событиях вы сегодня услышали, которые непосредственно коснулись Донецкой земли?

3.     Какую роль сыграла Золотая Орда в дальнейшем развитии нашего региона?

Вывод: В результате постоянных междоусобных войн монголо-татар земли Донецкого края, которые служили полем битвы окончательно были опустошены и разорены. Приазовье прекратил своё существование как центр. Большая часть Донецкого края фактически полностью контролировалась крымскими татарами.

5.Подведение итогов уроков (2 мин.).

- даёт объективную оценку собственной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно удивило? Почему?

Фронтально.

 

Приложение № 1.

Во второй половине XIII - начале XIV в.в. Золотая Орда была сильнейшим государством  Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению княжеской власти. Золотоордынское владычество также распространялись и ни земли Донецкого края.

 

Приложение № 2.

В 1881 г. недалеко от поселка Гусельщиково у станции Ново-Николаевский (современный Новоазовск) была найдена могила татарского воина. На мраморной плите сохранилась арабская надпись «Смерть незабвенного покойного Али-Бек-Тимур-Булака сына Али-Той-Тимура (последовала) в 781 году гирджи (1380 г.)». возможно, смерть этого воина произошла на реке Калка. Тохтамыш попытался установить свою власть в Средней Азии. Его действия справоцировали ожесточенную войну с Тамерланом. В 1395 г. поход Тамерлана на Тохтамыша коснулся западных улусов Золотой Орды. Преследуя Тохтамыша Тамерлан полностью разрушил Сарай – Берке, разорил Северный Кавказ, Подонье, Приазовье, Подонцовье, Крым и дошел до Днепра. Движение его войска сопровождалось колоссальными разрушениями и массовыми убийствами людей. Бывшие цветущие центры лежали в руинах. Донецкие земли на какое-то время почти обезлюдели.

 

Приложение № 3.

Вильгельм де Рубрук. «Путешествие в восточные страны». «Наконец мы добрались до края этой области (Крым), которая замыкается перекопом от одного моря до другого… Переменив лошадей и быков, мы снова пустились в путь, который совершили в десять дней до другой остановки… и всё время… мы ехали на восток, имея с юга море, а к северу большую степь… В ней прежде пасли свои стада Команы (половцы), именуемые Капчать… Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими. …Итак мы направлялись к востоку, не вида ничего, кроме неба и земли, а иногда с правой руки и моря, именуемое морем Танаидским (Азовским), а также усыпальницы Команов, которые видны были в двух лье… Пока мы были в пустыне, нам было хорошо, так как я не могу выразить словами той тягости, которую я терпел, когда мы прибыли к становищам Коланов. …Именно наш проводник желал, чтобы я входил ко всякому начальству с подарком, а для этого не хватало средств… и так мы с великим трудом странствовали от становища к становищу…»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Гришина Е.А. учитель истории МОУ «Школа № 101                  г. Донецка»

 

 

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.

Технологическая карта. История Отечества 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019