Технологическая карта к уроку литературы в 6-7 классах "Два мира есть у человека..." по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"
Оценка 4.8

Технологическая карта к уроку литературы в 6-7 классах "Два мира есть у человека..." по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—8 кл
14.11.2024
Технологическая карта к уроку литературы в  6-7 классах  "Два мира есть у человека..." по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"
Урок с использованием технологии развития критического мышления, читательской грамотности
ТК Зелёная лампа.docx

Тема урока

«Два мира есть у человека…» по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»

Тип урока

Урок изучения нового

Дата урока

·          

Цели урока

Образовательная: дать представления о творчестве А. Грина, обучать анализу художественного текста; развивающая: развитие образного мышления, развитие речевых умений; воспитательная: формирование жизненной позиции, сформировать интерес к слову, к литературе.

Формы и методы обучения

беседа, работа в группах.                                                                                                                                                         

Основные термины и понятия

Антитеза, символ, композиция

Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться)

Предметные: на  основе  прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.                                                                                                            

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», раз­решая моральные противоречия на основе общече­ловеческих ценностей, важности образования излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .                                                                                                   

 Метапредметные:  воспитывать в  детях  чувство  доброты, внимания  к  другим   людям                                                                                                                                                                    

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнитель­ные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные ло­гические действия (устанавливают аналогии и при­чинно-следственные связи, выстраивают логиче­скую цепь рассуждений, относят объекты к из­вестным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

1.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

 

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление  контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

-Ребята, вы не раз слышали от меня высказывание Горького, который называл литературу «наукой человековедения».

- Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ним?

- Вы уже занете, что мы будем сегодня говорить о рассказе А.Грина «Зелёная лампа»

Прием «Ассоциации».

·                ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «зеленый» (краски, растения, листья, жизнь)

·     а символом чего, по вашему мнению, может быть слово «лампа» (свет, надежда, всё видно…)

·     какие мысли у вас возникают от словосочетания «зеленая лампа»? (предмет, который дает свет, надежду, известное литературное общество 19 века - ответы принимаем любые)

Посмотрите на эпиграф и помогите мне сформулировать тему урока.

Два мира есть у человека:

                                                          Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

                                                        Творим по мере наших сил. 

                                                                 Н.Заболоцкий

Подготовка  класса  к  работе.

 

Ответы обучающихся

 

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

познавательные (логические): решение проблемы творческого характера.

личностные:

формирование потребности в самовыражении

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения. Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок

 

II.

1 Актуализация знаний.

-Какова же цель нашего урока и какие задачи мы должны решить?

Что за миры управляют людьми?. (Целеполагание

Проанализируем рассказ, выясним, чему он  учит, что хотел нам сказать автор.  )

Задачи- анализ рассказа, сопоставление героев и их судеб

- О ком это произведение?  О чем?

(Произведение о богаче и бедняке, о жестокости и милосердии, о силе характера)

-. Чтобы проверить, насколько  хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю восстановить сюжет, расставив верно иллюстрации к рассказу.

Обуч-ся определяют цель и задачи урока.

 

 

 

З142

 

 

 

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Познавательные: изложение содержания  прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение

строить рассуждения.

 

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

-А чтобы понять главную мысль произведения, обратимся к тексту.

- На сколько частей разделён рассказ?

-Давайте перенесёмся во времени и пространстве, куда мы попадаем? Что мы видим?

Интерпретационные вопросы:

      Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

      Они из жалости остановились?

      А почему собралась толпа?

Почему автор бегло описывает эту сцену?

Оценочные вопросы:

      Какие слова (фразу) вы считаете ключевыми в этом отрывке? Выпишите их.

      Почему вы их считаете ключевыми?

«Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки».

 

Отвечают на вопросы.

 

Выполняют задание.

Познавательные: активизация мышления  во время просмотра инсценировки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

 

 

3. Постановка учебной задачи.

Дайте харктеристику героям по 1 части

1 ряд.- Стильтон

2 ря. Реймер Какова роль третьего персонажа—Реймера? 

-Какую ошибку совершил Реймер? За что его можно осуждать?

3 ряд. Джон Ив

Каково будущее Джона Ива?

 

Что вы можете скаать, рассмотрев гистограммы?

(эти  предположения читателей  кардинально отличаюся) .Почему ?

Приём “Дерево предсказаний”.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. 

Стильтон - пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный, циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением). 
Джон Ив, 25-летний бродяга, приехал в Лондон искать работу. Ему пришлось испытать труд углекопа, слуги в трактире, а оказавшись в Лондоне, ночевать в парках, на пристанях, он изголодался и отощал. Предложение Стильтона он воспринял как благодеяние.

(Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.)

Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

                                                                                       

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

Физкультминутка

Встали , потянулись, друг другу улыбнулись,

руками повертели и на место сели.

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

 

 

 

 

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

. 1.Работа в парах.

-Задайте вопрос по 2 части  соседнему ряду, используя приём «Ромашка Блума».

2. Композиция

Антитеза-…

 

 

Символ-1.То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь- символ мира. 2.Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. Символ верыСимвол государства.

Зелёная лампа-это тоже символ. Символ чего?

(свет в пути, спасительный маяк, успех, поддержка, благосостояние, надежность, милосердие)

НАДЕЖДЫ

 

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.

Регулятивные: формулирование  и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.

 

 

 

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа в группах

Составить анкету на героя. Какой стиль речи мы будем использовать в анкете

 1 ряд Джон Ив (1 часть)

2 ряд Джон Ив (2 часть)

3 ряд Стильтон

Вывод 2. Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от него самого,  его
характера.

Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Судьба человека предопределена.

Человек сам творец своей судьбы.

Притча

 

 

Чему учит нас этот рассказ?

 

«Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости”

(Д. Гранин).

 

Обсуждают вопросы, распределяют, кто будет отвечать. Записывают выводы.

Отчеты деятельности групп. Оценивают  свои ответы.

Включаются в беседу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот рассказ учит нас верить в свои мечты и не падать духом в трудные жизненные моменты.

 

 

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.

Регулятивные: формулирование  и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование  умения выявлять особенности текста; формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование  умения находить ответы на вопросы в тексте.

 

 

 

6. Самостоятельное  применение знаний.

Домашняя работа.

Письмо литературному герою

 

 

 

 

Рефлексия

1) Задает вопросы о задачах урока.

2) Пробуждает к высказыванию мнения: чему научились Достигли ли вы своей цели?

Какие вопросы остались для вас нераскрытыми?

Обобщим всё сказанное. Для этого вспомним название рассказа.

-Еще раз, почему зеленая?

Варианты ответов детей:

Зеленый-это цвет жизни 

Зелёный светофор говорит, что путь открыт 

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе) 

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет 

«Зеленая лампа» - так назывался литературный кружок, членом которого был А. С. Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена»

Наше путешествие подходит к концу. Пора прощаться друг с другом. У каждого  на партах лежит  зеленая лампа, символ надежды.

Зажгите ее своими добрыми пожеланиями своему близкому другу, всем гостям. Но чтобы эти пожелания были связаны с темой нашего урока.

-Итак, что вы пожелали друг другу. Давайте послушаем.

 

-Какие пожелания вы оставите гостям?

 

-А может, кто-то хочет пожелания оставить для себя.

 

Пишут пожелания на «лампе».

Читают классу и оценивают урок и себя..

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

III. Итог урока

Выставляет оценки.

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа - надежда, мечта, которая поведет вас по жизни. 

 

Ребята подводят итоги урока,

 Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

Приложение

Picture background

 
   Анкета

  Имя___________________________________

 Возраст _________________________

 Книжный адрес_________________________ ___

Занятия/ профессия______________________________ ____________________________________________

Внешность________________________________ ________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _

  Увлечения__________________________________ _______________________________________ ______________________________________________ __________________________________ _ __________________________________ __________________________________  Характер_____________________________ __________________________________ __________________________________ _______________________________________ __________________________________ _Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

 

Picture background

 
   Анкета

  Имя___________________________________

 Возраст _________________________

 Книжный адрес_________________________ ___

Занятия/ профессия______________________________ ____________________________________________

Внешность________________________________ ________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _

  Увлечения__________________________________ _______________________________________ ______________________________________________ __________________________________ _ __________________________________ __________________________________  Характер_____________________________ __________________________________ __________________________________ _______________________________________ __________________________________ _Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

 

 


 

Тема урока «Два мира есть у человека…» по рассказу

Тема урока «Два мира есть у человека…» по рассказу

Посмотрите на эпиграф и помогите мне сформулировать тему урока

Посмотрите на эпиграф и помогите мне сформулировать тему урока

Постановка учебной задачи. Дайте харктеристику героям по 1 части 1 ряд

Постановка учебной задачи. Дайте харктеристику героям по 1 части 1 ряд

Раз – подняться, потянуться,

Раз – подняться, потянуться,

Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Рефлексия 1) Задает вопросы о задачах урока

Рефлексия 1) Задает вопросы о задачах урока

Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2024