Тема урока |
«Два мира есть у человека…» по рассказу А.Грина «Зелёная лампа» |
||||
Тип урока |
Урок изучения нового |
||||
Дата урока |
· |
||||
Цели урока |
Образовательная: дать представления о творчестве А. Грина, обучать анализу художественного текста; развивающая: развитие образного мышления, развитие речевых умений; воспитательная: формирование жизненной позиции, сформировать интерес к слову, к литературе. |
||||
Формы и методы обучения |
беседа, работа в группах. |
||||
Основные термины и понятия |
Антитеза, символ, композиция |
||||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора. Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать . Метапредметные: воспитывать в детях чувство доброты, внимания к другим людям Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
|
||||
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
1. |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
|
Приветствует, проверяет готовность к уроку. Установление контакта с детьми. Создание эмоционального настроя учащихся. -Ребята, вы не раз слышали от меня высказывание Горького, который называл литературу «наукой человековедения». - Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ним? - Вы уже занете, что мы будем сегодня говорить о рассказе А.Грина «Зелёная лампа» Прием «Ассоциации». · ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «зеленый» (краски, растения, листья, жизнь) · а символом чего, по вашему мнению, может быть слово «лампа» (свет, надежда, всё видно…) · какие мысли у вас возникают от словосочетания «зеленая лампа»? (предмет, который дает свет, надежду, известное литературное общество 19 века - ответы принимаем любые) Посмотрите на эпиграф и помогите мне сформулировать тему урока. Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий |
Подготовка класса к работе.
Ответы обучающихся
|
Личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; познавательные (логические): решение проблемы творческого характера. личностные: формирование потребности в самовыражении коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения. Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок |
|
II. |
1 Актуализация знаний. |
-Какова же цель нашего урока и какие задачи мы должны решить? Что за миры управляют людьми?. (Целеполагание Проанализируем рассказ, выясним, чему он учит, что хотел нам сказать автор. ) Задачи- анализ рассказа, сопоставление героев и их судеб - О ком это произведение? О чем? (Произведение о богаче и бедняке, о жестокости и милосердии, о силе характера) -. Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю восстановить сюжет, расставив верно иллюстрации к рассказу. |
Обуч-ся определяют цель и задачи урока.
З142
|
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: формирование познавательного интереса учащихся к чтению; Познавательные: изложение содержания прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение строить рассуждения. |
|
|
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. |
-А чтобы понять главную мысль произведения, обратимся к тексту. - На сколько частей разделён рассказ? -Давайте перенесёмся во времени и пространстве, куда мы попадаем? Что мы видим? Интерпретационные вопросы: • Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь? • Они из жалости остановились? • А почему собралась толпа? Почему автор бегло описывает эту сцену? Оценочные вопросы: • Какие слова (фразу) вы считаете ключевыми в этом отрывке? Выпишите их. • Почему вы их считаете ключевыми? «Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки». |
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание. |
Познавательные: активизация мышления во время просмотра инсценировки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать . |
|
|
3. Постановка учебной задачи. |
Дайте харктеристику героям по 1 части 1 ряд.- Стильтон 2 ря. Реймер Какова роль третьего персонажа—Реймера? -Какую ошибку совершил Реймер? За что его можно осуждать? 3 ряд. Джон Ив Каково будущее Джона Ива?
Что вы можете скаать, рассмотрев гистограммы? (эти предположения читателей кардинально отличаюся) .Почему ? Приём “Дерево предсказаний”. - Как дальше будут разворачиваться события? - Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.
Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. |
Стильтон -
пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный,
циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево
и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением). (Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.) |
Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
|
|
Физкультминутка |
Встали , потянулись, друг другу улыбнулись, руками повертели и на место сели. Раз – подняться, потянуться, |
|
|
|
|
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). |
. 1.Работа в парах. -Задайте вопрос по 2 части соседнему ряду, используя приём «Ромашка Блума». 2. Композиция Антитеза-…
Символ-1.То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь- символ мира. 2.Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. Символ верыСимвол государства. Зелёная лампа-это тоже символ. Символ чего? (свет в пути, спасительный маяк, успех, поддержка, благосостояние, надежность, милосердие) НАДЕЖДЫ
|
|
Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать. Регулятивные: формулирование и аргументирование своих мыслей; привлечение нового и изученного материала; Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.
|
|
|
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. |
Работа в группах Составить анкету на героя. Какой стиль речи мы будем использовать в анкете 1 ряд Джон Ив (1 часть) 2 ряд Джон Ив (2 часть) 3 ряд Стильтон Вывод 2.
Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от него самого, его Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ? Судьба человека предопределена. Человек сам творец своей судьбы. Притча
Чему учит нас этот рассказ?
«Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).
|
Обсуждают вопросы, распределяют, кто будет отвечать. Записывают выводы. Отчеты деятельности групп. Оценивают свои ответы. Включаются в беседу
Этот рассказ учит нас верить в свои мечты и не падать духом в трудные жизненные моменты.
|
Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать. Регулятивные: формулирование и аргументирование своих мыслей; привлечение нового и изученного материала; Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование умения выявлять особенности текста; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.
|
|
|
6. Самостоятельное применение знаний. |
Домашняя работа. Письмо литературному герою |
|
|
|
|
Рефлексия |
1) Задает вопросы о задачах урока. 2) Пробуждает к высказыванию мнения: чему научились Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Обобщим всё сказанное. Для этого вспомним название рассказа. -Еще раз, почему зеленая? Варианты ответов детей: Зеленый-это цвет жизни Зелёный светофор говорит, что путь открыт Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе) Зелёный свет-это мягкий, добрый свет «Зеленая лампа» - так назывался литературный кружок, членом которого был А. С. Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена» Наше путешествие подходит к концу. Пора прощаться друг с другом. У каждого на партах лежит зеленая лампа, символ надежды. Зажгите ее своими добрыми пожеланиями своему близкому другу, всем гостям. Но чтобы эти пожелания были связаны с темой нашего урока. -Итак, что вы пожелали друг другу. Давайте послушаем.
-Какие пожелания вы оставите гостям?
-А может, кто-то хочет пожелания оставить для себя.
|
Пишут пожелания на «лампе». Читают классу и оценивают урок и себя.. |
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
|
|
III. Итог урока |
Выставляет оценки. Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа - надежда, мечта, которая поведет вас по жизни.
|
Ребята подводят итоги урока, |
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
|
Приложение
|
Имя___________________________________
Возраст _________________________
Книжный адрес_________________________ ___
Занятия/ профессия______________________________ ____________________________________________
Внешность________________________________ ________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _
Увлечения__________________________________ _______________________________________ ______________________________________________ __________________________________ _ __________________________________ __________________________________ Характер_____________________________ __________________________________ __________________________________ _______________________________________ __________________________________ _Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
|
Имя___________________________________
Возраст _________________________
Книжный адрес_________________________ ___
Занятия/ профессия______________________________ ____________________________________________
Внешность________________________________ ________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _
Увлечения__________________________________ _______________________________________ ______________________________________________ __________________________________ _ __________________________________ __________________________________ Характер_____________________________ __________________________________ __________________________________ _______________________________________ __________________________________ _Мечты________________________________ _ ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.