Технологическая карта урока
Дата: 15.02.2023.год
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Учитель: Симакова Т.А.
Тема урока |
«Главные члены предложения» |
|
Тип урока |
Повторение |
|
Цель |
Продолжить создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу); Создать условия для развития умения находить в предложении главные члены, выделять их;
|
|
Задачи |
- стимулировать активную
познавательную деятельность учащихся; |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формируемые 1) знания: Повторение знаний о подлежащем и сказуемом, усвоение этих понятий. 2) умения: находить в предложении главные члены, выделять их.
|
Личностные УУД Будут созданы условия для формирования у ученика: мотивации к учебной деятельности; осуществлению сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятию и освоению социальной роли обучающегося. Формируемые УУД: Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения. Ученик получит возможность научиться (факультативно повышенный уровень): Выполнять логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений).
|
|
Методы Формы работы |
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, интерактивные. Фронтальная, групповая, индивидуальная |
|
Оборудование |
Проектор, компьютер, колонки, раздаточный материал.
|
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. 2.Самоопеделение к деятельности Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
2.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. |
Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку. -Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их и подарим им наши улыбки. А вам, ребята, я желаю быть внимательными и активными. Присаживайтесь. -Замела я всё вокруг, Верно!
Что делают зимой? Слушайте внимательно! Отвечайте «да» или «нет»
В снежки играли вы с друзьями? ДА Грибы в лесу собирали? НЕТ С горки на санках катались? ДА В деревне в речке купались? НЕТ Друзья, не устали ещё отвечать? НЕТ А через год зиму ждёте опять? ДА -Спасибо! -Сегодня за окном морозная погода, но это совсем не помешает нам встретиться с моим очень хорошим добрым и весёлым другом. А чтобы запомнить эту встречу, давайте откроем тетради и запишем число. 15 февраля. Классная работа.
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой.
Показывает слайд, объясняет задание. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отгадывают загадку.
Называют лишние согласные.
Называют недостающие парные по глухости- звонкости согласные. |
Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение |
3. Чистописание Орфографическая минутка
|
-Я, как вы уже верно сказали ЗИМА (на экране)
-Составьте и запишите все возможные слоги, состоящие из двух букв (согл+глас и наоборот) в слове ЗИМА: зи, ма, ми, за, из, ам, аз, им. (я на доске?) Следим за посадкой.
Вы готовы к встрече?
Кто? стоит недвижно в
огороде. Слайд. -Какое слово-отгадку нужно
поставить вместо вопроса Кто? СНЕГОВИК Ему очень нравится знакомиться с правилами грамотного письма, поэтому он с удовольствием пришёл к нам на урок.
-Найдите орфограмму гласных в слове СНЕГОВИК. Проверяемая Безударная гласная Е в корне слова. Проверочное слово – снег. Найдите орфограмму гласных в слове ЗИМА Проверяемая Безударная гласная И в корне слова. Проверочное слово – зимы, зимний.
|
Объясняет задание. |
Дети прописывают слоги по образцу.
|
|
4.Мотивация познавательной деятельности |
-Запишите первое предложение из загадки в тетрадь.
Снеговик стоит недвижно в огороде. Слайд. КЛАСТЕР на доске -Подчеркнём ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Как они называются? ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ -Что обозначает подлежащее? О ком или о чём говорится в предложении. - О ком говорится в этом предложении? О снеговике. -На какой вопрос отвечает слово снеговик? КТО? -На какой вопрос ещё может отвечать подлежащее? ЧТО? -Как подчёркиваем подлежащее? ОДНОЙ ЧЕРТОЙ
-Что говорится (сказывается?) о подлежащем снеговик? СТОИТ -Задайте вопрос? ЧТО ДЕЛАЕТ? -Значит, какой это член предложения? СКАЗУЕМОЕ -На какие вопросы ещё может отвечать сказуемое? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и другие -Как подчёркиваем сказуемое? ДВУМЯ ЧЕРТАМИ -ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ. Они составляют…? ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -Прочитайте грамматическую основу этого предложения. Снеговик стоит. -Догадались, какова цель нашего урока? Что будем повторять? -Итак, как определить главные члены предложения? ДЕЙСТВУЕМ ПО АЛГОРИТМУ 1.- Прочитать внимательно предложение. 2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении. 3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что? 4. – Подлежащее Подчеркнуть одной чертой. 5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета. 6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д. 7. – Сказуемое Подчеркнуть двумя чертами. 8. - Прочитать грамматическую основу. -МОЛОДЦЫ!
|
Работа по кластеру |
.Устанавливают межпредметные связи. Учатся подбирать проверочные слова для парных согласных. Формулируют тему урока и определяют задачи. Делают выводы: находить парный по глухости- звонкости согласный, требующий проверки. |
Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; |
5 ФИЗМИН
|
-Заграничный друг нашего Снеговика предлагает вам отдохнуть.
Кто об облаке мечтает В жаркий день весны? Кто зимой не унывает? Кто спас Анну от беды? У кого морковкой нос, руки — ветки, А живот — вылеплен из снега? Кто идет гулять в мороз, По сугробам бегать? (Олаф )
ТАНЕЦ |
Организует двигательную физкультминутку. |
Дети выполняют движения в соответствии с заданием. |
|
6.Работа по теме урока. Повторение алгоритма нахождения главных членов. Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.
|
Работа в группах -Снеговик приготовил для вас задание. Выполнять это задание будем в группах.
Напоминаю о правилах работы в группе: - уважать чужое мнение; - быть внимательным; - не обижать и не обижаться; - слушать и слышать друг друга; - работать вполголоса. - У каждой группы карточки со словами. Кто догадался, какое задание будете выполнять? Составлять предложение. -Верно! Составляйте. … Что-то не получается? (одно слово в каждой группе лишнее) Какой хитрый снеговик! Лишнее слово просто уберите.
- Теперь получилось? Склейте клеем части предложения. 1 Весь день шёл пушистый снег. дождь 2 Дети во дворе лепили снеговика. санки 3 Мальчики скатали три снежных кома. сшили 4 Девочки сделали снеговику глазки, нос, рот. крылья 5 На голову снежному человечку ребята надели ведро. бант -Докажите, что вы составили предложения. (все слова связаны по смыслу, законченная мысль) -Запишите полученное предложение в вашей группе. Помним, о правильном оформлении записи предложения. -Подчеркните главные члены. Укажите, какими частями речи они выражены. ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ - От каждой группы выходит представитель и объясняет, как вы находили главные члены и определяли части речи, которыми они выражены. -Внимательно слушаем, если согласны с ответом – показываем сигнал рукой. ПРОВЕРКА -Какая группа справилась с заданием легко? -У кого возникли трудности и ещё нужно поработать над этой темой? -Я думаю, что после нескольких подобных упражнений у вас будет получаться всё лучше и лучше.
-Внимательно посмотрите на эти предложения. (ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ) Что их объединяет? ОБЩАЯ ТЕМА – ЗИМА, СНЕГОВИК -Какое задание вы могли предложить? -Что можно составить из этих предложений? ТЕКСТ. -Если мы оставим предложения в таком порядке, в котором они сейчас – получится текст? НЕТ _ А что нужно сделать для того, чтобы текст получился? Изменить порядок предложений. -Давайте изменим порядок предложений, чтобы получился красивый текст. Убираю предложение на доске – оно появляется на экране. -Прочитаем полученный текст. НА ЭКРАНЕ - Придумайте ещё одно предложение, которым можно закончить этот текст. ХОРОШИЙ ПОЛУЧИЛСЯ СНЕГОВИК! |
Организует работу по составлению алгоритма для достижения учебной задачи
|
Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. Записывают предложение, выделяют главные члены.
|
Познавательные:
Ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
7.Закрепление. Цель: формирование умений находить главные члены; определять части речи, которыми они выражены.. |
- Снеговику нравится знакомиться с правилами русского языка. Был ли он сегодня внимательным как и вы? - Посмотрите, верно ли Снеговик подчеркнул главные члены в предложении? НА ЭКРАНЕ Мы хорошо работали на уроке. -Покажите сигнал рукой, кто подчеркнул бы также? -Как помочь Снеговику исправить ошибку? Мы хорошо работали на уроке. Какими частями речи выражены главные члены? АЛГОРТИМ Подлежащее чаще всего бывает выражено существительным или местоимением, сказуемое – глаголом. Добавить в кластер -Почему главные члены называют основой предложения? БЕЗ ЭТИХ СЛОВ НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛЬ, ТЕРЯЕТСЯ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. -Верно! |
Организует исследовательскую деятельность детей с предложением.
|
Записывают предложение, подчёркивают главные члены.. Делают вывод. Самооценка.
|
Познавательные: осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; Регулятивные: Самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
8.Эмоциональная разгрузка
|
ПЕСНЯ
-Наш Снеговик очень весёлый, он любит не только танцевать, но и петь. Давайте вместе с нашими гостями споём! (песня) «ЕСЛИ ТЫ СЧАСТЛИВЫЙ…»
|
Организует деятельность детей . |
|
|
9.Рефлексия деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащихся. Домашнее задание
|
-Пришло время прощаться с моим весёлым другом. Но не надолго. 28 февраля в России мы будем отмечать День рождения Снеговика. Вы можете сочинить про него стихотворение, придумать загадку, составить текст-поздравление и обязательно в одном предложении подчеркните ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ. Это и будет вашим домашним заданием. -Сегодня 15 февраля – тоже необычный день. Сегодня День завязывания узелков на счастье. «Завяжи узелок на память» - говорят обычно забывчивым друзьям. Мы с вами сегодня завяжем узелок не только на память о нашей встрече, уроке, главных членах предложения. А завяжем ещё и на счастье! Принимайтесь за работу! Срочно вяжите узелки на счастье! И оно обязательно придёт к вам! -Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке, я была рада видеть вас такими внимательными и активными. -Обратите внимание на четырёх Снеговиков, которые тоже присутствовали на уроке в качестве тайных гостей. У каждого из них своя миссия – Этот Снеговик ждёт тех, кому урок не понравился, Этот Снеговик – тех, кому после урока будет совсем нечего рассказать о своих впечатлениях дома или поделиться с друзьями, Этот Снеговик ждёт тех, кому урок понравился и кто весь урок активно работал, Этот Снеговик затрудняется рассказать – зачем он здесь и поэтому ждёт таких же ребят, которые затрудняются ответить на вопросы «Понравился ли урок?» и «Был ли урок полезным и нужным?» (расходятся) -Спасибо за вашу работу, ребята!
|
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. |
Оценивают результаты своей деятельности на уроке. |
Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: учебно- познаватель ный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу; развитие способности к самооценке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.