Технологическая карта к уроку русского языка

  • doc
  • 02.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Главные члены предложения. Повторение.doc

Технологическая карта урока

Дата: 15.02.2023.год

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2  класс

Учитель: Симакова Т.А.                                                                                                                                                                                                                       

 

Тема урока

«Главные члены предложения»

Тип урока

Повторение

Цель

Продолжить создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу);

Создать условия для развития умения находить в предложении главные члены, выделять их;

 

Задачи

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать орфографическую зоркость;
 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
 

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Формируемые

1) знания:

Повторение знаний о подлежащем и сказуемом, усвоение этих понятий.

2) умения:

находить в предложении главные члены, выделять их.

 

Личностные УУД

Будут созданы условия для формирования у ученика:

мотивации к учебной деятельности;

осуществлению сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

принятию и освоению социальной роли обучающегося.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения.

Ученик получит возможность научиться (факультативно повышенный уровень):

Выполнять логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений).

 

Методы

Формы работы

Методы: проблемно – диалогический, наглядный, интерактивные.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование

Проектор, компьютер, колонки, раздаточный материал.

 

 

 

Этапы

 урока

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

2.Самоопеделение

 к деятельности

Цель:

проверка  готовности

обучающихся, их настроя

на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем  их и подарим им наши улыбки.

А вам, ребята, я желаю быть внимательными и активными. Присаживайтесь.

 -Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
В роли кого я сегодня пришла к вам на урок? (Зима)

Верно!

 

Что делают зимой?

Слушайте внимательно!

Отвечайте «да» или «нет»

 

В снежки играли вы с друзьями? ДА

Грибы в лесу собирали? НЕТ

С горки на санках катались?  ДА

В деревне в речке купались? НЕТ

Друзья, не устали ещё отвечать? НЕТ

А через год зиму ждёте опять? ДА

-Спасибо!

-Сегодня за окном морозная погода, но это совсем не помешает нам встретиться с моим очень хорошим добрым и весёлым другом. А чтобы запомнить эту встречу, давайте откроем тетради и запишем число.

15 февраля.

Классная работа.

 

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональный настрой.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывает слайд, объясняет задание.                           

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

     

 

 

 

 

 

   Отгадывают  загадку.

 

 

 

Называют лишние согласные.    

 

 

 

Называют недостающие парные по глухости- звонкости согласные.                                                                                                                    

Личностные:

Мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение

3. Чистописание

Орфографическая минутка

 

 

 

-Я, как вы уже верно сказали ЗИМА (на экране)

 

-Составьте и запишите все возможные слоги, состоящие из двух букв (согл+глас и наоборот) в слове ЗИМА: зи, ма, ми, за, из, ам, аз, им. (я на доске?)

Следим за посадкой.

 

Вы готовы к встрече?

 

Кто? стоит недвижно в огороде. Слайд.
Кто?  метлу держит наготове.
Кто? всю зиму стоял.
Кто? по весне пропал.

-Какое слово-отгадку нужно поставить вместо вопроса Кто? СНЕГОВИК
-Верно! Это СНЕГОВИК (показать игрушку).

Ему очень нравится знакомиться с правилами грамотного письма, поэтому он с удовольствием пришёл к нам на урок.

 

-Найдите орфограмму гласных в слове СНЕГОВИК.

Проверяемая Безударная гласная Е в корне слова. Проверочное слово – снег.

Найдите орфограмму гласных в слове ЗИМА

Проверяемая Безударная гласная И в корне слова. Проверочное слово – зимы, зимний.

 

 Объясняет задание.

Дети прописывают слоги по образцу.

 

 

4.Мотивация познавательной  деятельности

-Запишите первое предложение из загадки в тетрадь.

 

Снеговик стоит недвижно в огороде. Слайд.

КЛАСТЕР на доске

-Подчеркнём ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Как они называются? ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ

-Что обозначает подлежащее? О ком или о чём говорится в предложении.

- О ком говорится в этом предложении? О снеговике.

-На какой вопрос отвечает слово снеговик? КТО?

-На какой вопрос ещё может отвечать подлежащее? ЧТО?

-Как подчёркиваем подлежащее? ОДНОЙ ЧЕРТОЙ

 

-Что говорится (сказывается?) о подлежащем снеговик? СТОИТ

-Задайте вопрос? ЧТО ДЕЛАЕТ?

-Значит, какой это член предложения? СКАЗУЕМОЕ

-На какие вопросы ещё может отвечать сказуемое?

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и другие

-Как подчёркиваем сказуемое? ДВУМЯ ЧЕРТАМИ

-ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ. Они составляют…?

ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

-Прочитайте грамматическую основу этого предложения.

Снеговик стоит.

-Догадались, какова цель нашего урока? Что будем повторять?

-Итак, как определить главные члены предложения?

ДЕЙСТВУЕМ ПО АЛГОРИТМУ

1.- Прочитать внимательно предложение.

2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.

3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?

4. – Подлежащее Подчеркнуть одной чертой.

5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.

6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.

7. – Сказуемое Подчеркнуть двумя чертами.

8. - Прочитать грамматическую основу.

-МОЛОДЦЫ!

 

 

 

 

Работа по кластеру

.Устанавливают межпредметные связи.

Учатся подбирать проверочные слова для парных согласных.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

Делают выводы: находить парный по глухости- звонкости согласный, требующий проверки.

Познавательные.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и 

неизвестно; 

5 ФИЗМИН

 

-Заграничный друг нашего Снеговика предлагает вам отдохнуть. 

 

Кто об облаке мечтает

В жаркий день весны?

Кто зимой не унывает?

Кто спас Анну от беды?

У кого морковкой нос,

руки — ветки,

А живот — вылеплен из снега?

Кто идет гулять в мороз,

По сугробам бегать?

(Олаф )

 

ТАНЕЦ

Организует двигательную  физкультминутку.

Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

 

6.Работа по теме урока.

 Повторение алгоритма нахождения главных членов.

Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

-Снеговик приготовил для вас задание. Выполнять это задание будем в группах.

 

Напоминаю о правилах работы в группе:

- уважать чужое мнение;

- быть внимательным;

- не обижать и не обижаться;

- слушать и слышать друг друга;

- работать вполголоса.

- У каждой группы карточки со словами. Кто догадался, какое задание будете выполнять?

Составлять предложение.

-Верно! Составляйте. … Что-то не получается?

(одно слово в каждой группе лишнее) Какой хитрый снеговик! Лишнее слово просто уберите.

 

- Теперь получилось? Склейте клеем части предложения.

1 Весь день шёл пушистый снег. дождь

2 Дети во дворе лепили снеговика. санки

3 Мальчики скатали три снежных кома. сшили

4 Девочки сделали снеговику глазки, нос, рот. крылья

5 На голову снежному человечку ребята надели ведро. бант

-Докажите, что вы составили предложения. (все слова связаны по смыслу, законченная мысль)

-Запишите полученное предложение в вашей группе. Помним, о правильном оформлении записи предложения.

-Подчеркните главные члены. Укажите, какими частями речи они выражены.

ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ

- От каждой группы выходит представитель и объясняет, как вы находили главные члены и определяли части речи, которыми они выражены.

-Внимательно слушаем, если согласны с ответом – показываем сигнал рукой. ПРОВЕРКА

-Какая группа справилась с заданием легко?

-У кого возникли трудности и ещё нужно поработать над этой темой?

-Я думаю, что после нескольких подобных упражнений у вас будет получаться всё лучше и лучше.

 

-Внимательно посмотрите на эти предложения. (ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ) Что их объединяет?

ОБЩАЯ ТЕМА – ЗИМА, СНЕГОВИК

-Какое задание вы могли предложить?

-Что можно составить из этих предложений? ТЕКСТ.

-Если мы оставим предложения в таком порядке, в котором они сейчас – получится текст? НЕТ

_ А что нужно сделать для того, чтобы текст получился? Изменить порядок предложений.

-Давайте изменим порядок предложений, чтобы получился красивый текст. Убираю предложение на доске – оно появляется на экране.

-Прочитаем полученный текст. НА ЭКРАНЕ

- Придумайте ещё одно предложение, которым можно закончить этот текст.

ХОРОШИЙ ПОЛУЧИЛСЯ СНЕГОВИК!

Организует работу по составлению

алгоритма  для достижения

учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Записывают предложение, выделяют главные члены.

 

 

 

Познавательные:

 

Ориентация в

учебнике, чтение

учебных текстов. Их полноценное

понимание и

воспроизведение,

 выполнение

действий и

сравнение с

эталоном.

Регулятивные:

Действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

7.Закрепление.

Цель: формирование умений находить главные члены; определять части речи, которыми они выражены..

- Снеговику нравится знакомиться с правилами русского языка. Был ли он сегодня внимательным как и вы?

- Посмотрите, верно ли Снеговик подчеркнул главные члены в предложении? НА ЭКРАНЕ

Мы хорошо работали на уроке.

-Покажите сигнал рукой, кто подчеркнул бы также?

-Как помочь Снеговику исправить ошибку?

Мы хорошо работали на уроке.

Какими частями речи выражены главные члены?

АЛГОРТИМ

Подлежащее чаще всего бывает выражено существительным или местоимением, сказуемое – глаголом. Добавить в кластер

-Почему главные члены называют основой предложения?

БЕЗ ЭТИХ СЛОВ НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛЬ, ТЕРЯЕТСЯ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

-Верно!

Организует исследовательскую деятельность детей с предложением.

 

Записывают

предложение,

подчёркивают главные члены..

Делают вывод.

Самооценка.

 

Познавательные:

осуществлять

анализ, проводить

сравнение, сериацию,

классификацию изученных

фактов языка

по заданным

основаниям;

Регулятивные:

Самоконтроль и

самооценка -

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном с целью

обнаружения

отклонений и

отличий от эталона,

сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

8.Эмоциональная разгрузка

 

 

 

 

 

ПЕСНЯ

 

-Наш Снеговик очень весёлый, он любит не только танцевать, но и петь.

Давайте вместе с нашими гостями споём! (песня)

«ЕСЛИ ТЫ СЧАСТЛИВЫЙ…»

 

Организует  деятельность детей

.

 

 

 

9.Рефлексия деятельности.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пришло время прощаться с моим весёлым другом. Но не надолго. 28 февраля в России мы будем отмечать День рождения Снеговика. Вы можете сочинить про него стихотворение, придумать загадку, составить текст-поздравление и обязательно в одном предложении подчеркните ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ. Это и будет вашим домашним заданием.

-Сегодня 15 февраля – тоже необычный день. Сегодня День завязывания узелков на счастье.  «Завяжи узелок на память» - говорят обычно забывчивым друзьям. Мы с вами сегодня завяжем узелок не только на память о нашей встрече, уроке, главных членах предложения. А завяжем ещё и на счастье!

Принимайтесь за работу! Срочно вяжите узелки на счастье! И оно обязательно придёт к вам!

-Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке, я была рада видеть вас такими внимательными и активными.

-Обратите внимание на четырёх Снеговиков, которые тоже присутствовали на уроке в качестве тайных гостей. У каждого из них своя миссия – Этот Снеговик ждёт тех, кому урок не понравился, Этот Снеговик – тех, кому после урока будет совсем нечего рассказать о своих впечатлениях дома или поделиться с друзьями, Этот Снеговик ждёт тех, кому урок понравился и кто весь урок активно работал, Этот Снеговик затрудняется рассказать – зачем он здесь и поэтому ждёт таких же ребят, которые затрудняются ответить на вопросы «Понравился ли урок?» и «Был ли урок полезным и нужным?»

(расходятся)

-Спасибо за вашу работу, ребята!

 

 

 

 

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке.

Регулятивные:

Оценка своих

достижений,

осознание трудностей

Личностные:

учебно- познаватель

ный мотив

изучения русского

языка. 

Ориентация

на понимание

причин успеха

в учебе, проявление

интереса к новому

учебному материалу;

развитие

способности к

самооценке.