Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия
Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог,
МОКУ C(К) ОШ-И №34,
Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
|
Республика Саха (Якутия), город Якутск. МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
Класс |
2-а класс (обучающиеся с ЗПР) |
Форма занятия |
Групповое занятие |
Тема занятия |
В мире профессий |
Тип занятия |
Коррекционно-развивающее занятие с профориентационной направленностью
|
Цель занятия |
Развитие учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Обобщение и закрепление знаний по теме «Профессия» |
Задачи занятия |
Образовательные: -совершенствование навыка осмысленного чтения; - развитие связной речи. Коррекционно-развивающие: -развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, воображения); -развитие пространственной ориентировки; -развитие коммуникативных навыков детей; -развитие мелкой моторики рук; -развитие элементарных навыков самооценки. Воспитательные: -воспитание умение взаимодействовать в паре; -воспитание уважения к людям труда. |
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия |
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Межпредметные связи |
Чтение, русский язык, внеурочное занятие по профориентации |
Формируемые УУД |
Предметные: совершенствование навыка осмысленного чтения, развитие связной речи.
|
Личностные: - проявлять интерес к учебному материалу, положительное отношение к процессу познания; -стремиться к успешной деятельности; -способность адекватно понимать причины своего успеха или неуспеха в выполнении заданий, связывая их с усилиями и трудолюбием; -проявлять уважение к людям труда. |
|
Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - мотивация к учебной и познавательной деятельности, развитие целенаправленной деятельности; - умение адекватно оценивать результаты своей деятельности. |
|
Познавательные: Общеучебные: -овладение умениями понимать учебную задачу урока; - ориентироваться в заданиях, определять умения, которые будут сформированы по итогам выполнения заданий; -воспроизведение по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; -осознанно и произвольно строить речевые высказывания, отвечать на вопросы. Логические: -умение обобщать, анализировать; -установление причинно-следственных связей.
|
|
Коммуникативные: - слушать собеседника и вести диалог; -правильно выражать свои мысли; -оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, проблемный, практический Формы: парная, индивидуальная работа, совместное решение учебных задач.
|
Используемые педагогические технологии |
Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие (кинезотерапия, игротерапия), личностно-ориентированные технологии |
Образовательные ресурсы и средства обучения: |
· компьютер, презентация к уроку · карточки с коррекционно-развивающими заданиями · панно с коррекционно-развивающим заданием |
Этап занятия |
Обучающие и развивающие компоненты, коррекционно-развивающие задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Коррекционно-развивающая работа |
I. Организационный момент. ü Активизация познавательной деятельности.
ü Постановка темы занятия |
Какое сегодня число, месяц? Месяц - декабрь к какому времени года относится? На улице зима, но сегодня в окно светит солнышко, оно какое? Сегодня праздник солнца, улыбнемся друг к другу лучезарно как солнышко.
Коррекционно-развивающее задание «Слово рассыпалось» на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания. П Р Е Ф О С С Я И
|
Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает учащихся на учебно-познавательную деятельность.
Побуждает детей к самостоятельной постановке темы урока и определению задач.
|
Приветствуют учителя-дефектолога. Эмоционально настраиваются на занятие. Отвечают на вопросы учителя
Восстанавливают слово ПРОФЕССИЯ и определяют тему урока |
Коррекция нарушений и развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.
|
II. Актуализация знаний |
Вы в этом учебном году в классе изучаете профессии по теме «Общественное питание». Выполним задания и узнаем с какими профессиями познакомились на занятиях. Задание: среди нескольких слов на карточках найти название профессии и соотнести с картинкой профессий на доске. |
Побуждает детей к воспроизведению ранее изученных профессий путем коррекционно-развивающего упражнения. |
Выполняют коррекционно-развивающее задание. Применяют прежние знания в новых ситуациях. |
Развитие зрительного, произвольного внимания, умения сравнивать, логического мышления.
|
III. Основной этап. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Самостоятельная работа. |
1.Коррекционно-развивающее упражнение: «Соедини половинки слов» на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять, на развитие произвольного внимания, наблюдательности. Задание: Соедини линиями части слов и прочитай получившиеся слова ПО ДИТЕР БА ЙОЛО КОН ВАР ПИЦЦА ВЕЦ ПЕ РИСТА ПРОДА КАРЬ
|
|
Учащиеся выполняют задание и получают ответы: повар, кондитер, бариста, пекарь, пицца-йоло, продавец. · Самооценка выполненной работы
|
Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять, на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения адекватно оценивать результаты своей работы.
|
|
2.Коррекционно-развивающая игра «Шифровальщик» Данная игра направлена на развитие внимания, ассоциативной памяти. Задание: используя шифр, быстро найди слова, спрятанные за этими цифрами. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 18 19 20 2122 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Расшифруйте слова: 17 16 3 1 18 ________________________ 17 6 12 1 18 30 ____________________ 12 16 15 5 10 20 6 18 __________________ 2 1 18 10 19 20 1 __________________ 17 18 16 5 1 3 6 24 __________________
|
|
Учащиеся по итогам данной игры получают слова-названия профессий: повар, пекарь, бариста, продавец.
· Самооценка выполненной работы
|
Развитие внимания, ассоциативной памяти, целенаправленной деятельности, умения адекватно оценивать результаты своей работы.
|
IV.Минутка отдыха. Соблюдение охранительного режима. |
Минутка отдыха с применением здоровьесберегающих технологий. Кинезиологические (двигательные) упражнения – улучшают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. ü «Кулак – ладонь» ü «Оладушки» ü «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь). ü «Пальчики здороваются»
ü «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. |
|
Учащиеся выполняют упражнения |
Развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентировки, мелкой моторики. |
V. Продолжение основного этапа занятия. · Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. · Самостоятельная работа. |
1. Коррекционно-развивающее упражнение «Найди лишнее слово» направлено на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, к абстрагированию. Задание: Перед тобой картинки, которые объединены в группы по смыслу. В каждой группе одна из 6 картинок лишняя, назови ее. Объясни, почему ты именно эта картинка лишняя? 2. Дидактическая игра «Готовим кушать»: Задание: К панно «Готовим суп», «Готовим компот» прикрепите ингредиенты и расскажите из чего готовят суп, варят компот. Беседа: помогаете ли родителям готовить еду, расскажите.
|
|
Учащиеся находят лишнюю картинку и объясняют почему она лишняя.
Дети к панно «Готовим суп», «Готовим компот» прикрепляют ингредиенты, рассказывают из чего готовят суп, варят компот. Рассказывают о том, как помогают родителям дома.
|
Развитие вербально-логического мышления, таких качеств, как способность к классификации, к абстрагированию; развитие воображения, развитие связной речи. |
VI. Информация о домашнем задании |
Задание: Ребята, вы рассказали кратко о том, что помогаете родителям готовить еду. Дома вместе с родителями составьте подробный рассказ о том, как вместе готовите еду и напишите его в тетради. |
Учитель объясняет подробно домашнее задание |
|
Развитие письменной речи, развитие сотрудничества с родителями. |
VII. Рефлексия, подведение итогов. |
1.Что новое узнали сегодня на уроке? 2.Какие затруднения были? 3.Что получилось лучше сегодня на уроке? 4.Оцените свою деятельность на уроке смайликами. 5.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
|
Обучает приемам самооценки, побуждает в детях желание к самооценке, чувство осознания успешности своей деятельности. |
Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, свое состояние, свои эмоции. |
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.