ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА «ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ п – т В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ» 2,4 класс

  • docx
  • 23.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 Технологическая карта. Дифференциация П-Т..docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

 

ТЕМА

 

«ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ                                                                                                                              п – т

 

В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»

 

2,4   класс

 

учителя-логопеды Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна


Технологическая карта логопедического занятия.

2,4 класс

 

 

 

 

Тема занятия.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных    рукописных букв п т    в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Игра-квест «Поиск пиратских сокровищ».

матическая тема: Правописание имен собственных.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике.

Цель: Дифференциация рукописных строчных букв п т на письме.

Задачи:

Образовательные:

-   Учить различать звуки [п-т], буквы п т на письме.

-Автоматизировать графо-кинетический образ строчных буквп т на материале слов, предложений.

-   Научить конструировать и реконструировать буквы п,т.

-   Развивать навык языкового, фонематического анализа и синтеза.

-Учить определять имена существительные собственные и нарицательные, закреплять правописание собственных имен существительных.

Коррекционные:

-   Развивать временные отношения, зрительно-пространственные представления и ориентировки.

-   Развивать зрительное восприятие, учить различать основные цвета и их оттенки.

-   Развивать конструктивную деятельность.

-   Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-   Развивать орфографическую зоркость.

-   Активизировать словарь по лексической теме занятия.

-   Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

-   Развивать общую и мелкую моторику рук.

-   Развивать мышечные ощущения, воображение и чувства.

-   Тренировать в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

-Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

-   Воспитывать вежливое отношение к товарищу.

-   Прививать любовь к путешествиям.

 

 
м


Планируемые результаты занятия

Предметные

-    различать звуки [п т], буквы п т

на письме;

-  различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.

Метапредметные

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-   уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью при выполнении разноуровневых заданий;

-   использовать знаково-символические средства;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД:

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации

учебной деятельности;

-     работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения.

Регулятивные УУД:

-проявлять       познавательную                          инициативу             в учебном сотрудничестве,

-понимать и выполнять учебную задачу;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

- адекватно     понимать причины успешной учебной деятельности;

-понимать необходимость учения.

Межпредметные связи

-  Русский язык. Тема «Имя собственное». (УМК «Школа России», учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, «Русский язык. 2 класс»).

-  Окружающий мир. Темы «Ориентирование на местности. Горизонт. Стороны горизонта», «Путешествие по планете». (УМК «Школа

России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»). «По знаменитым местам мира». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс»)

Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

-  Интерактивная доска (персональный компьютер).

-  Развивающие игры «Мерсибо», «Игры на память. Пират и клад».

-Развивающие игры В.В. Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями,

«Лепестки», «Кораблик Брызг-Брызг», «Цветные квадраты», «Набор цифр и знаков», «Набор букв и знаков».

Для учащихся

-   Рабочие тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

-   Развивающие игры В.В. Воскобовича:                                 «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу».


-  Парта для работы с водой и песком, контейнеры с цветным песком.

-Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах.

-Памятка условного обозначения букв п т.

-Канат.

-Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

-Следы с буквами, картинки метки с заданиями.

-  Светлая сенсорная комната (оборудование по выбору педагога).

-Раздаточный материал для составления кластера «Части корабля».

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Развитие фонематических процессов.

На полу кабинета расположены следы человека разного размера. Предлагает учащимся разложить следы в порядке возрастания размера и прочитать слово.

2.    Закрепление знания временных отношений.

·     Просит учащихся ответить на вопросы.

-  Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц, следующий за январём.

-  Вторым сядет тот, кто назовёт второй день недели.

-  Третьим сядет тот, кто назовёт год предшествующий 2018 году.

-  Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее между 27 и 29 .

-  Откроем тетради и запишем дату.

·      Располагают следы в указанном порядке, читают полученное слово. (ФР).

·      Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке, записывают дату занятия. (ИР)

II. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы занятия.

По кабинету разных местах) находятся «метки» пирата с заданиями.

·   Дает инструкцию одному из учеников, как найти метку.

- Первая метка находится под второй картиной слева и возьмёт тот, в чём имени последний звук [Р]. Прочитай на обратной стороне метки задание, которое необходимо выполнить.

Задание 1.

Определите первый и последний звуки в слове ПИРАТ?

 

·   Уточняет связь звука и буквы (п,пь, т,ть).

-  Дать характеристику звуку [п].

-  Дать характеристику звуку [т].

·   Предлагает провести сравнительный анализ строчных и заглавных рукописных букв п-т, П-Т.

 

·     Называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам.

 

·      Проводят сравнительный анализ букв. (ФР)

Выдвигают   предположения   о   теме    занятия.    Называют тему занятия. (ФР)


-Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? (Запись темы урока).

-  Посмотрите на букву п. Из каких элементов состоит эта буква? (На магнитной доске строчные рукописные буквы п – т).

-  Посмотрите на буквут. Из каких элементов состоит эта буква?

-  Какие элементы букв одинаковые?

-  В чём отличие?

Условные обозначения букв «п» - 2, «т» - 3.

(На магнитной доске под буквами п т выставляется цифра 2 и цифра 3.)

·  Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв.

-Пират, идя на тайное дело, взял с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них он забыл в кабинете. Постройте из отмычек буквы «п-т». - Какие элементы нужны для букв п и т ?

 

 

·     Конструируют буквы, используя трафареты. (ИР)

·     Дети снимают флажки и раскрашивают соответствуюший флажок на кораблике из клеток, нарисованном в тетради. Из раскрашенных клеток получается буква Т (П). (ФР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Дифференциация строчных и заглавных букв п-т, П-Т на уровне слова.

·  Озвучивает инструкцию, как найти вторую метку с заданием.

-  Вторая метка пирата находится справа от зеркала и возьмёт его тот, чьё имя заканчивается на всегда мягкий звонкий согласный звук.

-  Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

Задание 2.

Расшифруйте слова.

Работа с «Игровизором» и приложением «Геоконт. Алфавит».

·                    Дает устную инструкцию выполнения задания. Загадывает координаты букв слов..

2 класс. Учащимся предлагается расшифровать загаданное слово по координатам («Геоконт, буквы»).

 

1  слово:О2-Ф4-К3-Г3-Ф4 (ТАЙНА)

2  слово: О3-Ф4-Б2-О2-Ф4 (КАРТА)

·      Записывают слова в тетрадь, выделяют буквы занятия, называют ассоциации связанные с данными словами. (ИР)


4 класс. Учащимся предлагается расшифровать загаданное слово по координатам с усложнением («Геоконт, буквы»).

1  слово:(КАПИТАН)

2  слово: (ПУТЕШЕСТВИЕ)

 

-Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

 

2.  Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. Дифференциация букв п-т в словах.

·         Озвучивает инструкцию, как найти третью метку с заданием.

-    Третья метка находится под белой магнитной доской и возьмёт его тот, в чём полном имени 1-й и последний звуки гласные. Прочитай на обратной стороне метки задание, которое необходимо выполнить.

Задание 3.

Отгадайте название корабля.

 

Игра «Сними флажок» (Пособие «Кораблик брызг-брызг» В.В. Воскобовича). На обратной стороне каждого флажка буква. Из букв составляется слово (Спутник).

-    Название корабля спрятано в сигнальных флажках. Снимите на 6 мачте нижний флажок, на 4 мачте - первый снизу флажок, на 6 мачте – третий снизу флажок, на 4 мачте третий сверху флажок, на 5 мачте

– третий сверху флажок, 6 мачта - пятый сверху флажок, 4 мачта – второй сверху флажок.

-Что у вас получилось? Запишите название корабля.

·   Спрашивает, чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные? Как пишутся собственные имена существительные? Вешает на доску флажок-напоминание (красный флажок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·      Снимают флажки и раскрашивают соответствующий флажок на кораблике из клеток, нарисованном в тетради. Из раскрашенных клеток получается буква П. (ИР)

·      Составляют слово из букв. Записывают слово в тетрадь, подчеркивают буквы п-т, П-Т, ориентируясь на условные обозначения. Вспоминают правописание собственных и нарицательных имен существительных. (ФР)


3.    Дифференциация букв п-т в словах. Составление кластера по теме «Части корабля».

·         Озвучивает инструкцию, как найти четвертую метку с заданием.

-    Четвертая метка    находится на правой половине двери и возьмёт его тот, в чём полном имени 3-й звук [Т].

 

Задание 4.

Подготовьте корабль к отплытию. Вставьте в слова пропущенные буквы. Прикрепите слова – названия частей корабля - на якорь

корабля в соответствии с количеством звуков в слове.

 

Слова: ЦЕПЬ, БОРТ, ТРАП, МАЧТА, ПАРУС, КАНАТ, ПАЛУБА, КАЮТА, ШТУРВАЛ. (Лишние слова: КОМПОТ, ПОРТРЕТ, КАПУСТА, КОТ).

·         Предлагает составить кластер по теме «Части корабля», ориентируясь на инструкцию задания 4.

Запись слов в тетрадь.

 

4.    Дифференциация букв п-т в словах. Работа с ребусом.

·         Озвучивает инструкцию, как найти пятую метку с заданием.

 

- Пятая метка    находится на левой половине двери и возьмёт его…

Задание 5.

Отгадайте ребус.

·       Предлагает учащимся отгадать ребус.

 

·         Организует работу с песком. Перед учениками появляется контейнеры с цветным песком, загадывает место положения предмета. Корректирует при необходимости работу учащихся.

- Чтобы выбрать направление пути, на нужен один важный прибор.

Он находится в песке не синего, не зеленого цвета, в песке, находящемся между фиолетовым и оранжевым.

Работа с толковым словарем, определение лексического значения слова «Компас».

 

 

 

 

·      Вставляют пропущенные буквы, выбирают слова по заданной теме, определяют количество звуков в слове, составляют кластер по теме

«Части корабля». (ИР, ФР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·      Отгадывают ребус, записывают слово в тетрадь, выделяют буквы по теме урока. (ИР, ФР)

 

 

 

 

 

·      Находят спрятанный предмет, называют его (КОМПАС). (ИР, ФР)

 

 

·      Определяют лексическое значение слова, проверяют по толковому словарю. Читают название страны, записывают в тетрадь,

выделяют буквы по теме занятия. (ИР, ФР)


- Выберите правильное лексическое значение слова.

Компас это

-  прибор для определения сторон горизонта.

-  вращающаяся модель земного шара.

-  ручной оптический прибор для рассматривания далеких предметов.

 

На обратной стороне карточки с правильным ответом название страны: Испания.

Запись слова в тетрадь. Уточняется правописание имен собственных.

 

5. Динамическая пауза. Развитие мыслительных процессов.

Учащиеся отправляются на поиски нужной страны. На дверях

кабинетов таблички с названиями стран, в словах-названиях буквы п- т зашифрованы.

Слова: Ки3ай, И3алия, Ис2ания, Ки2р.

«Испания» - Светлая сенсорная комната. В сенсорной комнате по инструкции логопеда учащиеся выполняют задания, используя оборудование данного кабинета. (Релаксационная пауза.)

Испании пират тоже оставил свои следы. Каждый из Вас берет след и читает инструкцию по нахождению подсказки.

1  след 2ар3а 2есок

2  след – фон3ан с2рава

3  след чере2аха 2ор3фель 4 след – с3ол 2ламя

 

6. Дифференциация букв п-т в предложениях.

·         Предлагает учащимся раскрыть капсулы и прочитать задания.

- Вы обнаружили подсказки - КАПСУЛЫ - карточки с заданиями.

 

2 класс. Исправить ошибки в предложениях.

На оспровеспараятальма распет. Он пайноемеспо там токазал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·      Учащиеся переходят в Светлую сенсорную комнату.

По инструкции педагога учащиеся выполняют задания находят следы пирата (КАПСУЛЫ с предложениями). Учащиеся, найдя КАПСУЛЫ, возвращаются в кабинет логопеда. (ФР, ИР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Выполняют задание по инструкции, записывают предложение в тетрадь, выделяют буквы по теме занятия.  (ИР)


4 класс. Вставить пропущенные буквы. Прочитать предложения. Выбрать предложение, соответствующее схеме.

С_арый _ира_ _исал _исьмо.

Пира_ский корабль на ос_ ров _ лыве _.

Под п_альмой кар_у _ира_ рисовал. С_арый корабль _лывё_ к ос_рову.

 

7.  Дифференциация букв п-т в тексте. Развитие логического мышления.

Озвучивает инструкцию, как найти шестую метку с заданием. Шестая метка  находится под второй партой от двери и возьмёт его…

-Чтобы узнать, как найти клад, нам нужна еще одна подсказка.

Задание 6.

Составьте стихотворение из ваших предложений.

 

Правильный вариант:

Пиратский корабль на остров плывет. На острове старая пальма растет.

Под пальмой карту пират рисовал. Он тайное место там показал.

 

8.              Развитие       зрительно-пространственных          представлений, логического мышления.

·  Организует работу с компьютерной развивающей игрой «Пират и клад».

-  У нас есть карта и подсказки пирата, отправляемся на поиски клада. Педагог достает сундук с монетами, на обратной стороне которых написаны буквы.

-      Расположите монеты по номиналу, прочитайте слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Выполняют задание по инструкции, составляют четверостишие, записывают текст в   тетрадь, выделяют буквы по теме занятия. (ПР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Выполняют задание по инструкции игры, определяют на карте место, находят клад.  (ФР)

 

·         Составляют слово «ЗНАНИЯ». (ФР)


III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

·  Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы, за каждый правильный ответ завязывает «узелок памяти» на канате.

- Вот мы и вернулись обратно из нашего путешествия, нужно привязать кораблик на берегу до следующего раза. Для этого завяжем на канате волшебные «узелки на память». Вспомните этапы нашего урока, каждый этап узел на канате. Кто завяжет больше узлов?

·  Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии.

- Оцените свою работу на занятии. Выберите смайлик-самооценку и приклейте его на иллюминаторы корабля.

 

·      Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)

 

·      Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР)

Дополнительный материал к занятию. Задания «найди отличия», «лабиринты» по теме занятия.

Творческие дополнительные задания. Нарисовать рисунок на тему занятия.

Самоанализ урока.

Достижения

Сложности

Идеи на будущее