Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА
«ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ п – т
В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»
2,4 класс
учителя-логопеды Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна
Технологическая карта логопедического занятия.
2,4 класс
|
Планируемые результаты занятия |
|||
Предметные - различать звуки [п – т], буквы п – т на письме; - различать и правильно писать имена собственные и нарицательные. |
Метапредметные Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью при выполнении разноуровневых заданий; - использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм. Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; - работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения. Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, -понимать и выполнять учебную задачу; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль. |
Личностные - адекватно понимать причины успешной учебной деятельности; -понимать необходимость учения. |
|
Межпредметные связи - Русский язык. Тема «Имя собственное». (УМК «Школа России», учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, «Русский язык. 2 класс»). - Окружающий мир. Темы «Ориентирование на местности. Горизонт. Стороны горизонта», «Путешествие по планете». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»). «По знаменитым местам мира». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс») |
|||
Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР). |
|||
Основные ресурсы урока |
|||
Для учителя - Интерактивная доска (персональный компьютер). - Развивающие игры «Мерсибо», «Игры на память. Пират и клад». -Развивающие игры В.В. Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями, «Лепестки», «Кораблик Брызг-Брызг», «Цветные квадраты», «Набор цифр и знаков», «Набор букв и знаков». |
Для учащихся - Рабочие тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы. - Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу». |
||
- Парта для работы с водой и песком, контейнеры с цветным песком. -Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах. -Памятка условного обозначения букв п – т. -Канат. -Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. -Следы с буквами, картинки – метки с заданиями. - Светлая сенсорная комната (оборудование по выбору педагога). |
-Раздаточный материал для составления кластера «Части корабля». |
|
Ход занятия |
||
Содержание деятельности учителя |
Виды деятельности обучающихся |
|
I. Мотивация к деятельности. |
||
1.Организационный момент |
||
1. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Развитие фонематических процессов. На полу кабинета расположены следы человека разного размера. Предлагает учащимся разложить следы в порядке возрастания размера и прочитать слово. 2. Закрепление знания временных отношений. · Просит учащихся ответить на вопросы. - Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц, следующий за январём. - Вторым сядет тот, кто назовёт второй день недели. - Третьим сядет тот, кто назовёт год предшествующий 2018 году. - Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее между 27 и 29 . - Откроем тетради и запишем дату. |
· Располагают следы в указанном порядке, читают полученное слово. (ФР). · Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке, записывают дату занятия. (ИР) |
|
II. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы занятия. |
||
По кабинету (в разных местах) находятся «метки» пирата с заданиями. · Дает инструкцию одному из учеников, как найти метку. - Первая метка находится под второй картиной слева и возьмёт тот, в чём имени последний звук [Р]. Прочитай на обратной стороне метки задание, которое необходимо выполнить. Задание 1. Определите первый и последний звуки в слове ПИРАТ?
· Уточняет связь звука и буквы (п,пь, т,ть). - Дать характеристику звуку [п]. - Дать характеристику звуку [т]. · Предлагает провести сравнительный анализ строчных и заглавных рукописных букв п-т, П-Т. |
· Называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам.
· Проводят сравнительный анализ букв. (ФР) Выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. (ФР) |
|
-Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? (Запись темы урока). - Посмотрите на букву п. Из каких элементов состоит эта буква? (На магнитной доске – строчные рукописные буквы п – т). - Посмотрите на буквут. Из каких элементов состоит эта буква? - Какие элементы букв одинаковые? - В чём отличие? Условные обозначения букв «п» - 2, «т» - 3. (На магнитной доске под буквами п – т выставляется цифра 2 и цифра 3.) · Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв. -Пират, идя на тайное дело, взял с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них он забыл в кабинете. Постройте из отмычек буквы «п-т». - Какие элементы нужны для букв п и т ? |
· Конструируют буквы, используя трафареты. (ИР) · Дети снимают флажки и раскрашивают соответствуюший флажок на кораблике из клеток, нарисованном в тетради. Из раскрашенных клеток получается буква Т (П). (ФР) |
III. Организация познавательной деятельности обучающихся. |
|
1. Дифференциация строчных и заглавных букв п-т, П-Т на уровне слова. · Озвучивает инструкцию, как найти вторую метку с заданием. - Вторая метка пирата находится справа от зеркала и возьмёт его тот, чьё имя заканчивается на всегда мягкий звонкий согласный звук. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить. Задание 2. Расшифруйте слова. Работа с «Игровизором» и приложением «Геоконт. Алфавит». · Дает устную инструкцию выполнения задания. Загадывает координаты букв слов.. 2 класс. Учащимся предлагается расшифровать загаданное слово по координатам («Геоконт, буквы»).
1 слово:О2-Ф4-К3-Г3-Ф4 (ТАЙНА) 2 слово: О3-Ф4-Б2-О2-Ф4 (КАРТА) |
· Записывают слова в тетрадь, выделяют буквы занятия, называют ассоциации связанные с данными словами. (ИР) |
4 класс. Учащимся предлагается расшифровать загаданное слово по координатам с усложнением («Геоконт, буквы»). 1 слово:(КАПИТАН) 2 слово: (ПУТЕШЕСТВИЕ)
-Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?
2. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. Дифференциация букв п-т в словах. · Озвучивает инструкцию, как найти третью метку с заданием. - Третья метка находится под белой магнитной доской и возьмёт его тот, в чём полном имени 1-й и последний звуки гласные. Прочитай на обратной стороне метки задание, которое необходимо выполнить. Задание 3. Отгадайте название корабля.
Игра «Сними флажок» (Пособие «Кораблик брызг-брызг» В.В. Воскобовича). На обратной стороне каждого флажка буква. Из букв составляется слово (Спутник). - Название корабля спрятано в сигнальных флажках. Снимите на 6 мачте нижний флажок, на 4 мачте - первый снизу флажок, на 6 мачте – третий снизу флажок, на 4 мачте – третий сверху флажок, на 5 мачте – третий сверху флажок, 6 мачта - пятый сверху флажок, 4 мачта – второй сверху флажок. -Что у вас получилось? Запишите название корабля. · Спрашивает, чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные? Как пишутся собственные имена существительные? Вешает на доску флажок-напоминание (красный флажок). |
· Снимают флажки и раскрашивают соответствующий флажок на кораблике из клеток, нарисованном в тетради. Из раскрашенных клеток получается буква П. (ИР) · Составляют слово из букв. Записывают слово в тетрадь, подчеркивают буквы п-т, П-Т, ориентируясь на условные обозначения. Вспоминают правописание собственных и нарицательных имен существительных. (ФР) |
3. Дифференциация букв п-т в словах. Составление кластера по теме «Части корабля». · Озвучивает инструкцию, как найти четвертую метку с заданием. - Четвертая метка находится на правой половине двери и возьмёт его тот, в чём полном имени 3-й звук [Т].
Задание 4. Подготовьте корабль к отплытию. Вставьте в слова пропущенные буквы. Прикрепите слова – названия частей корабля - на якорь корабля в соответствии с количеством звуков в слове.
Слова: ЦЕПЬ, БОРТ, ТРАП, МАЧТА, ПАРУС, КАНАТ, ПАЛУБА, КАЮТА, ШТУРВАЛ. (Лишние слова: КОМПОТ, ПОРТРЕТ, КАПУСТА, КОТ). · Предлагает составить кластер по теме «Части корабля», ориентируясь на инструкцию задания 4. Запись слов в тетрадь.
4. Дифференциация букв п-т в словах. Работа с ребусом. · Озвучивает инструкцию, как найти пятую метку с заданием.
- Пятая метка находится на левой половине двери и возьмёт его… Задание 5. Отгадайте ребус. · Предлагает учащимся отгадать ребус.
· Организует работу с песком. Перед учениками появляется контейнеры с цветным песком, загадывает место положения предмета. Корректирует при необходимости работу учащихся. - Чтобы выбрать направление пути, на нужен один важный прибор. Он находится в песке не синего, не зеленого цвета, в песке, находящемся между фиолетовым и оранжевым. Работа с толковым словарем, определение лексического значения слова «Компас». |
· Вставляют пропущенные буквы, выбирают слова по заданной теме, определяют количество звуков в слове, составляют кластер по теме «Части корабля». (ИР, ФР)
· Отгадывают ребус, записывают слово в тетрадь, выделяют буквы по теме урока. (ИР, ФР)
· Находят спрятанный предмет, называют его (КОМПАС). (ИР, ФР)
· Определяют лексическое значение слова, проверяют по толковому словарю. Читают название страны, записывают в тетрадь, выделяют буквы по теме занятия. (ИР, ФР) |
- Выберите правильное лексическое значение слова. Компас – это … - прибор для определения сторон горизонта. - вращающаяся модель земного шара. - ручной оптический прибор для рассматривания далеких предметов.
На обратной стороне карточки с правильным ответом название страны: Испания. Запись слова в тетрадь. Уточняется правописание имен собственных.
5. Динамическая пауза. Развитие мыслительных процессов. Учащиеся отправляются на поиски нужной страны. На дверях кабинетов таблички с названиями стран, в словах-названиях буквы п- т зашифрованы. Слова: Ки3ай, И3алия, Ис2ания, Ки2р. «Испания» - Светлая сенсорная комната. В сенсорной комнате по инструкции логопеда учащиеся выполняют задания, используя оборудование данного кабинета. (Релаксационная пауза.) -В Испании пират тоже оставил свои следы. Каждый из Вас берет след и читает инструкцию по нахождению подсказки. 1 след – 2ар3а 2есок 2 след – фон3ан с2рава 3 след – чере2аха 2ор3фель 4 след – с3ол 2ламя
6. Дифференциация букв п-т в предложениях. · Предлагает учащимся раскрыть капсулы и прочитать задания. - Вы обнаружили подсказки - КАПСУЛЫ - карточки с заданиями.
2 класс. Исправить ошибки в предложениях. На оспровеспараятальма распет. Он пайноемеспо там токазал. |
· Учащиеся переходят в Светлую сенсорную комнату. По инструкции педагога учащиеся выполняют задания – находят следы пирата (КАПСУЛЫ с предложениями). Учащиеся, найдя КАПСУЛЫ, возвращаются в кабинет логопеда. (ФР, ИР)
· Выполняют задание по инструкции, записывают предложение в тетрадь, выделяют буквы по теме занятия. (ИР) |
4 класс. Вставить пропущенные буквы. Прочитать предложения. Выбрать предложение, соответствующее схеме. С_арый _ира_ _исал _исьмо. Пира_ский корабль на ос_ ров _ лыве _. Под п_альмой кар_у _ира_ рисовал. С_арый корабль _лывё_ к ос_рову.
7. Дифференциация букв п-т в тексте. Развитие логического мышления. Озвучивает инструкцию, как найти шестую метку с заданием. Шестая метка находится под второй партой от двери и возьмёт его… -Чтобы узнать, как найти клад, нам нужна еще одна подсказка. Задание 6. Составьте стихотворение из ваших предложений.
Правильный вариант: Пиратский корабль на остров плывет. На острове старая пальма растет. Под пальмой карту пират рисовал. Он тайное место там показал.
8. Развитие зрительно-пространственных представлений, логического мышления. · Организует работу с компьютерной развивающей игрой «Пират и клад». - У нас есть карта и подсказки пирата, отправляемся на поиски клада. Педагог достает сундук с монетами, на обратной стороне которых написаны буквы. - Расположите монеты по номиналу, прочитайте слово. |
· Выполняют задание по инструкции, составляют четверостишие, записывают текст в тетрадь, выделяют буквы по теме занятия. (ПР)
· Выполняют задание по инструкции игры, определяют на карте место, находят клад. (ФР)
· Составляют слово «ЗНАНИЯ». (ФР) |
III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия. |
|||
· Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы, за каждый правильный ответ завязывает «узелок памяти» на канате. - Вот мы и вернулись обратно из нашего путешествия, нужно привязать кораблик на берегу до следующего раза. Для этого завяжем на канате волшебные «узелки на память». Вспомните этапы нашего урока, каждый этап – узел на канате. Кто завяжет больше узлов? · Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии. - Оцените свою работу на занятии. Выберите смайлик-самооценку и приклейте его на иллюминаторы корабля. |
· Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)
· Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР) |
||
Дополнительный материал к занятию. Задания «найди отличия», «лабиринты» по теме занятия. |
|||
Творческие дополнительные задания. Нарисовать рисунок на тему занятия. |
|||
Самоанализ урока. |
|||
Достижения |
Сложности |
Идеи на будущее |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.