Тема урока: Обращение. Предложения с обращением
Тип урока: урок изучения нового материала, формирования практических навыков его применения.
Цель: формирование у детей понятия обращения, культуры употребления его в устной и письменной речи.
Задачи:
1. Научить формулировать признаки, способ выражения обращения в предложении.
2. Формировать практический опыт пунктуационного выделения обращения в предложении.
3. Развивать культуру общения и речи учащихся, углубляя понимание роли обращения в речи, общепринятых правил его употребления.
Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают определение понятия “обращение” на основе осознания его основных признаков; умеют пунктуационно выделить его в предложении, грамотно применяют в собственном опыте.
Условия обеспечения учебной деятельности (УМК, используемая технология, материально-техническое обеспечение): УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы - М.: Баласс, 2012 г.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Обратите внимание на доску. Перед вами перечень всего необходимого для урока. (Слайд 1) Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Я оценила вашу готовность. Оформите запись в своей рабочей тетради (число, классная работа) Оставьте пустую строку. Туда мы запишем позже тему урока. |
Подготовка класса к работе.
|
Личностные: Регулятивные: волевая саморегуляция
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
Наш урок мы начнем с орфографической разминки. Запишите слова под диктовку. Вопросы учителя: 1. Ч то объединяет эти слова? 1. Какое из данных слов является вводным словом (наверное) 2. Какое из слов является антонимом к слову «активный»? 3. Какое значение имеет слово ИСПОЛИН? (великан, богатырь) А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось? (Пушкин). Друзья мои, прекрасен наш союз! (Слайд 2) Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные произведения А.С.Пушкина. Желаю вам успеха. Переход от старого знания к новому. На доске записаны предложения 1. Гости князю поклонились, Прочтите запись на доске. Какие мысли у вас появились? Давайте подчеркнем грамматическую основу в обоих предложениях Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать). Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее) Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении? Является ли оно членом предложения? А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью). Как можно назвать это особое слово? (Слайд 3) Как, по вашему, будет звучать тема урока? |
Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова: ПАССИВНЫЙ, УНИВЕРСИТЕТ, ШОССЕ, КОМПЬЮТЕР, ИСПОЛИН, НАВЕРНОЕ.
Варианта ответов.
Сравнивают два предложения.
Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников.
Обращение |
Личностные: осуществляют выбор на основе предыдущих знаний Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: анализ
|
3. Постановка учебной задачи. |
"Обращение". (Записать тему в тетради и на доске). Откройте учебники на странице 176. Прочитайте про себя название параграфа. Сформулируйте цель и задачи нашего урока (Проговорить)!!!! Давайте зафиксируем уровень знания по этой теме. Заполните таблицу в листах оценивания в колонке «начало урока». Поставьте галочку в нужном столбце, согласно критериям
|
Работают с листом самооценки. Обучающиеся формулируют цель урока: узнать, что такое обращение, какова его роль в предложении Задачи: 2. Научиться находить О. в предложении. 3. Узнать, грамотно применять на практике правила пунктуационного выделения О. |
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций, способов взаимодействия; Познавательные: общеучебные |
4. Выход из затруднения в процессе решения задач урока. |
Для того чтобы нам решить первую задачу, необходимо поработав в группах и, используя теоретические сведения параграфа 28 с.176, заполнить кластер. (Слайд 4) Попытайтесь организовать продуктивную работу в группах, определив функции каждого участника и способы взаимодействия.
Что такое обращение? Каковы признаки обращения? Монологический ответ по кластеру (слайд 5) Скажите, удалось ли на ваш взгляд, нам решить поставленную задачу? (слайд 6) Почему ты так думаешь??? |
Определить признаки обращения
Групповая работа: – Обучающиеся планируют сотрудничество,
определяя цели, функции каждого участника и способы взаимодействия. – Принимают участие в коллективном обсуждении результатов. – Определяют то, что усвоено, и то, что еще требует. |
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные –планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
|
5. Первичное закрепление. |
Итак, мы выяснили, какими признаками обладает обращение. Теперь нам необходимо научиться находить обращения в предложении. Обратите внимание на слайд Спишите предложение в свою тетрадь. (слайд 7) Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. – Назовите слова, которые стоят в И.п. – Можно ли обратиться к собеседнику со словами ты, старик? Обратите внимание! Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты. Обозначьте графически определение в предложении буквой О. Запишите еще одно предложение. Кудесник предсказал Олегу смерть от коня. Сравните два предложения – Каким членом предложения будет слово кудесник? Почему? – Чем же отличается подлежащее от обращения? – Будет ли обращение членом предложения? Как это можно проверить? (Слайд 8) Скажите, удалось нам решить вторую задачу? Аргументируйте свой ответ
|
Анализируют предложения
Ты, кудесник, старик
Подлежащим
Задать вопрос к обращению нельзя |
Личностные:оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль, оценка; Познавательные: общеучебные– умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: |
6. Самостоятельная работа. |
Физкультминутка. Теперь нам необходимо перейти к решению третьей задачи. На основе наблюдений, сформулируйте правила постановки знаков препинания при обращении. Сравните свой ответ с материалом учебника на стр. 178 (слайд 9) Выполните самостоятельную работу в группах, следуя предложенному алгоритму. |
Формулируют правило
Учащиеся планируют выход из затруднения. Осуществляют работу. Представляют результаты самостоятельной работы. Принимают участие в коллективном обсуждении. |
Личностные: Регулятивные: контроль, коррекция, оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению), осознание качества и уровня усвоения Познавательные: преобразование информации в таблицу, |
7. Рефлексия деятельности(итог урока). |
(слайд10) Друзья мои, прекрасен наш союз! Еще раз звучат строки великого Пушкина. Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?
Что вы узнали об обращении? Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя. Посмотрите, кто сидит рядом с вами. Как вы обращаетесь друг к другу? Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику? (слайд 10) А теперь оцените свою деятельность на уроке. Заполните вторую колонку листа самооценки. Завершите предложения по выбору
|
Предложение содержит обращение, урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина, мы прекрасно, дружно работали) ответы обучающихся |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование
Регулятивные: оценка |
8. Домашнее задание. |
Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения. Или выполнить упражнение 274 из учебника Урок окончен
|
Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания. Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить. Определяют его цель. |
Регулятивные: саморегуляция; Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.