Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 комбинированного вида
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД
(познавательное развитие с использованием
элементов нетрадиционных техник рисования)
«Одуванчики на лугу»
в средней группе
Подготовил:
Агеева Аракс Вардановна, воспитатель
г. Орёл, 2017г
Методическая записка.
Актуальность экологического воспитания дошкольников сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации.
Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Также, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять.
В условиях дошкольного учреждения все составляющие такого комплексного подхода, существуют взаимосвязанно. Ведь гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, что он нуждается в нашей заботе.
Так как в основе отношений человека к окружающему миру, к природе лежат осознание ценности жизни во всех её проявлениях, стремление защищать и оберегать природу, то экологическое воспитание в МБДОУ детский сад № 1 подразумевает, прежде всего, воспитание, формирование нравственных, гуманных чувств.
Цель: расширять экологические знания детей среднего дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования.
Интеграция образовательных областей:
ü Познавательное развитие;
ü Социально-коммуникативное развитие;
ü Речевое развитие;
ü Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять знания детей об одуванчике;
- Формировать речевые и коммуникативные навыки: учить подбирать образные слова, развитие воздушной струи;
- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать навыки культуры поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать любознательность;
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, зрительное, слуховое внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Формировать заботливое отношение к природе;
- Воспитывать положительный отклик на красоту природы, любовь к природе;
- Воспитывать любознательность, дружелюбие.
Планируемый результат: дети овладевают основными знаниями об одуванчиках, уходе за ними, их пользе для человека.
Материал и оборудование к НОД: ноутбук, аудио и видеофайлы по теме, карточки для дыхательного упражнения «Одуванчик» (для развития воздушной струи), кисточки (по количеству детей), гуашь жёлтого цвета, силуэты бабочек, лист ватмана с нарисованными стеблями одуванчиков, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседа о весне, закрепление названий весенних цветов, просмотр видеофайлов и иллюстративного материала по теме «Природа весной», подвижная игра «Пчёла», рисование весенних цветов.
Предшествующая работа: подготовка видео и аудиофайлов, тонирование ватмана, изготовление карточек для дыхательного упражнения «Одуванчик» (для развития воздушной струи), силуэтов бабочек.
Ход занятия:
Психологический настрой: приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов.
Беседа: Ребята, наступило прекрасное время года. Как оно называется? (ответы детей) (весна). Вся природа просыпается от долгого зимнего сна. Часто весну называют цветущей порой, как вы думаете почему? (ответы детей).
Вы хотите совершить весеннее путешествие? Давайте отправимся в путешествие на весенний луг, чтобы полюбоваться красотой весны. Готовы? (ответы детей) (игровое упражнение «Путешествие на луг»).
Отправляемся в путешествие: много нас открытий ждет,
Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом.
Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки порхают,
Раз, два, три, четыре, полетели, закружились.
Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдем, на тот берег попадем.
Дальше, глубже в лес зашли,
Налетели комары, комаров всех перебьём и к болоту попадём.
Перейдем преграду в миг, и по кочкам прыг, прыг, прыг,
Раз и два, раз и два позади уже вода.
Вот мы и на лугу. Какая красивая и зеленая трава вокруг (слайд № 1).
- Посмотрите, что это за цветы растут на лугу?
Чтобы узнать - отгадайте загадку:
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …(одуванчик)
Да, это жёлтые одуванчики (слайд № 2).
В старину люди говорили: «Одуванчик золотой - солнышко сынок родной!»
Ребята, давайте посмотрим на одуванчик (слайд № 3).
Какое строение одуванчика? (стебель, листья, корень, цветок).
Но не всегда одуванчики бывают жёлтыми. Отгадайте загадку:
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него- и не будет ничего.
Что это? (белый одуванчик).
Приходит время и жёлтые лепестки сменяют белые пушинки (слайд № 4).
- Одуванчик- удивительный цветок. Встаёт вместе с солнцем (слайд №5), а в пасмурную, дождливую погоду одуванчики не раскрывают свои лепестки, а держат их закрытыми (слайд № 6). Одуванчики любят солнышко и поэтому всегда поворачивают свою голову к солнцу (слайд № 7).
- Ребята, с чем можно сравнить одуванчик? (ответы детей)
Хотите поиграть? (игра с мячом): я начинаю предложение, а у кого будет мяч- заканчивает:
Одуванчик жёлтый, как ... Он круглый, как .... Он пушистый, как .... Он белый, как ... Он мягкий, как ... Он хрупкий, как ... и т.д.
Вот какой удивительный одуванчик!
- Белые пушинки — одуванчика- это семена. Когда дует ветер, они разлетаются далеко- далеко в разные стороны, падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Посмотрите, у нас есть волшебные карточки. Давайте подуем на них и узнаем, что там спрятано. Дуть нужно правильно: набираем воздух через нос, дуем через рот, не раздувая щёк (дыхательное упражнение «Одуванчик»):
Дует- дует мальчик на белый одуванчик (слайд № 8) (вдох через нос, выдох через рот),
Дует всё сильнее и будет веселее (имитация сдувания семян с одуванчика).
Подули, что вы увидели? (ответы детей) (под разрезанными полосками салфеток- изображение одуванчика).
Одуванчик - это лекарственное растение (слайд № 9). Лекарственное растение - это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
- К одуванчику любят прилетать бабочки (слайд № 10), шмели (слайд № 11), пчёлы (слайд № 12). Они собирают сладкий и нежный нектар цветка. Пчёлы собирают цветочную пыльцу, нектар и делают одуванчиковый мёд- густой и ароматный.
- А еще из цветов одуванчика варят вкусное варенье (слайд № 13).
-Давайте превратимся в пчёл: «Вокруг себя обернись в пчёл превратись!» (динамическая пауза- подвижная игра «Пчёла»).
Прилетела к нам вчера (бег по кругу на носочках, имитация взмахов крыльев),
Полосатая пчела (загибать по одному пальцу на обеих руках на каждое название насекомых).
А за нею — шмель-шмелёк,
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (сделать круги из пальцев и поднести к глазам).
Пожжужали, полетали (бег по кругу),
От усталости упали (медленно присесть на ковёр). (Во время игры необходимо сжать обе ладони в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулаком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет — в другую):
Жу-жу-жу- пчела жужжит и вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу- в цветке том жук: «Зря, пчела, жужжишь вокруг!» Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень (покачать указательным пальцем в знак отрицания).
От цветка летит к цветку (ритмичные взмахи руками-крылышками),
Клеит на брюшко пыльцу (совершить круговые движения ладонью по животу),
Хоботком нектар сосёт (одну руку вытянуть вперёд, затем- вниз, наклониться)
За день много соберёт (раскрыть перед собой все пальцы).
Унесёт нектар в тот улей (обрисовать в воздухе треугольник)
И назад вернётся пулей (резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд).
В сотах утрамбует мёд (топать ногами),
Скоро ведь зима придёт (ежатся).
Будет пчёлкам чем питаться (имитация движения ложкой),
Летом надо им стараться (имитация накладывания мёда в соты).
- Ребята, вам нравятся одуванчики? Почему? (ответы детей). Мне они очень нравятся, и я их никогда не срываю! Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок…»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
- Чтобы сохранить красоту, давайте и мы с вами не будем срывать цветы. Насекомые будут нам за это благодарны.
- Посмотрите на наш зеленый луг (обратить внимание на ватман), но на нем нет ни одного цветочка. Давайте вместе украсим зеленый луг золотыми одуванчиками.
Практическая работа. Только сегодня мы будем рисовать не обычными карандашами, а кисточками способом примакивания (звучит спокойная музыка).
- Какие красивые, пушистые одуванчики у нас получились! Луг стал золотым. Чувствуете какой аромат исходит от цветов?
- Нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Я посчитаю до пяти, и мы окажемся в детском саду:
Раз, два, три, четыре, пять в и в садике опять!
Заключительный этап. Рефлексия.
Вам понравилось наше путешествие на весенний луг? О каком цветке мы сегодня говорили? Что узнали про одуванчики? Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? (ответы детей)
Вы сегодня молодцы! Я надеюсь, что полученные знания помогут вам.
Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик детей на предложенную тему, вызвать интерес к содержанию занятия, желание узнать что-то новое по теме, активное общение с воспитателем и сверстниками, закрепление графических навыков, умение работать с красками, используя нетрадиционные техники рисования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.