Технологическая карта организованной учебной деятельности
Вариативный компонент « Уроки доктора ЗОЖИКа»
(подготовительная группа)
Тема: «Казахские национальные молочные продукты и блюда»
Цель:
Программное содержание:
Образовательные задачи: Расширять кругозор детей казахских национальных молочных продуктах.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Воспитательные задачи: Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Развитие речи: Формировать связную речь.
Развивающие задачи: логическое мышление, память.
Воспитательные задачи: Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Материал и оборудование: Проектор, экран, презентация, стол с выставочными экземплярами обычных молочных продуктов и второй стол с казахскими национальными блюдами приготовленными на молоке, перчатки, казахский национальный костюм әже, макет Солнца.
На каждого ребенка фартук, колпак, тарелочки с «творожной» массой, влажные салфетки, урна для использованных салфеток,
Карточки, фломастеры, «лошадь» на палке (голова сделана из фетра), искусственная зеленая трава,
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно- побудительный |
Эта экскурсия к әже пусть вам принесет радость и много новых и интересных впечатлений. Ну что отправляемся. Все по коням. Звучит казахская мелодия.
|
«садятся» на лошадей и скачут по кругу под музыку. |
Организационно-поисковый |
Вот мы и домчались. Отпускайте своих лошадей пастись на зеленую траву, а сами заходим в гости.
Детей встречает Әже,здоровается с ними на казахском языке. Сообщает,что она очень рада их видеть и приготовила угощения курт,коспе,кумыс, Шубат, Айран, Катык, ҚҰРТ КӨЖЕ
Хотелось бы этой темой, вам показать и объяснить всю полезность казахских молочных национальных продуктов. Ведь питаясь только ими наши великие батыры защищали казахскую степь.
Просмотр выставки молочных продуктов.
Просмотр презентации В казахской кухне используется коровье, овечье, кобылье, верблюжье и козье молоко. Из козьего молока готовят:
Из молока кобылы готовят Кумыс – казахский национальный напиток, употребляемый народом в течении нескольких веков. Вкус у него приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Он признан полезным общеукрепляющим средством.
Из молока верблюдицы готоят Шубат. Шубат имеет белоснежный цвет, более густ и жирен по сравнению с кумысом. Из коровьего молока по мимо Вам знакомым молоко, сметана, сливки, масло делают Курт. Еще курт делают из овечьего молока. Для приготовления курта кислое молоко несколько дней сливают в деревянную бочку (кеспек). Затем іркіт (свернутый творог из кислого молока) переливают в большой казан, ставят на огонь и непрерывно мешают, пока оно не загустеет. После охлаждения его перекладывают в чистый полотняный мешок для стекания лишней жидкости. Из полученной массы катают небольшие шарики, которые сушат на чистых листах (шыпта или өре). Казахи едят только сухой курт, так как по народной примете, если есть невысохший курт, может пойти дождь. Курт – национальный, очень сытный продукт, который может храниться в течении длительного времени. Как правило, его заготавливают на зиму.
ҚҰРТ КӨЖЕ
Предки казахов называли курт коже «кумысом зимы». Для приготовления этого напитка, в кипящую воду кладут промытый рис или пшено, добавляют по вкусу соль. В другой посуде в небольшом количестве воды размешивают до однородной массы 1-2 кесе муки. Эту массу постепенно вливают в кипящую воду с рисом или пшеном. Получается коже. Курт растворяют в холодной воде и добавляют в коже. Количество курта берется в зависимости от количества воды. Особенно вкусным получается напиток с добавлением курта из овечьего молока. К сожалению, в наши дни такой курт почти не делают. В готовый курт коже добавляют по вкусу сливочное масло и шыжык (шкварки внутреннего жира). Затем блюдо доводят до кондиции, разливают в кесе и подают на стол.
Сарысу, Сүзбе
Сарысу (сары – желтая, су – вода) – сыворотка желтоватого цвета, оставшаяся после изготовления творога. В сарысу добавляют сахар по вкусу и кипятят до получения густой массы красноватого цвета, которую перекладывают в плоскую посуду для остывания. Полученную твердую массу разрезают на куски разной формы. Сарысу еще называют «казахским шоколадом». Сарысу обладает слабительными свойствами, поэтому его употребляют в небольших количествах с чаем. Сейчас его почти не готовят. Сузбе (цедить) – это разновидность творога. Айран готовят как из обезжиренного, так и из жирного коровьего, овечьего, козьего и кобыльего молока. ЖЕНТ - 5 пиал пшена, 4 пиалы иримшика, 2 пиалы сахара, 3 столовые ложки изюма, 2 пиалы сливочного масла. Пшено и иримшик толкут в ступке. Полученную массу смешивают с сахаром и изюмом, добавляют сливочное масло и охлаждают до застывания. Готовый жент режут острым нагретым ножом
БАЛКАЙМАК (МЕДОВАЯ СМЕТАНА) - в казахской кулинарии сметана делится на несколько видов - сырая (получают, снимая верхний жирный слой сырого молока), кипяченая (получают, снимая верхний жирный слой кипяченого молока). Для получения балкаймака сырую сметану уваривают на медленном огне до появления жира. Добавляют сахар, мед, муку, перемешивают и проваривают массу 8-10 минут. Подают к чаю
Работа с игровизорами Воскобойнича.
Предлагается закрепить увиденное. Соединить линиями пары. (курт-овца, сыр-коза, кумыс-лошадь и т.д.) Экспериментальная деятельность 1. 1. Налить в стакан 50-60 мл «молока». Поднести к стакану белый лист бумаги и сравнила цвет.
Ответ: цвет белый, как белый лист бумаги.
2. Определение запаха молока
Оборудование: баночка с крышкой.
Ход работы:
1. Налить в баночку с крышкой молока чуть больше половины её объёма, закрыла крышкой.
2. Открыть крышку, сразу рукой делать взмахи к себе над баночкой-понюхать. Запах определить многократными короткими вдыханиями.
Ответ: +пахнет молоком, запаха нет. 3. Молочное волшебство
Опыт создания из обычных домашних материалов великолепных плавающих узоров. Налили молоко в плоскую тарелку. Капнули на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета. Ватную палочку обмакнули в средство. Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получились красивые цветные завитки.
Переходят за другие столы. Изготовление курта Әже просит помощи в изготовлении курта. Показывает процесс изготовления курта.
|
«лошадей» кладут на зеленую траву, проходят в «двери юрты». Дети здороваются на двух языках.
Проходят к выстовочным дастарханам.
Просматривают презентацию, проговаривают название блюд
Проговаривают названия
В игровизорах фломастером соединяют пары
Надевают фартуки, нарукавники. Проводят под руководством воспитателя проводят опыты, делают выводы
Из «массы» изготовляют курт и складывают его на поддоны, подносят готовый курт к Солнцу. Вытирают руки влажными салфетками, салфетки выкидывают в урны. |
Рефлексивно- корригирующий |
Воспитатель сообщает что пора возвращаться.
Әже благодарит детей за помощь в изготовлении курта,приглашает еще раз приехать к ней? И она познакомит с другими казахскими национальными блюдами, и желает детям чтобы как можно чаще употребляли молочные продукты, не обязательно это должны быть именно казахские национальные. Ведь именно молочные продукты являются главным источником кальция, угощает куртом.
Воспитатель закрепляет где были дети и чего узнали нового, чтобы дома рассказать своим родственникам. |
Благодарят Әже за полученные знания. Говорят ей свои пожелания.
Прощаются с Әже на двух языках. Звучит казахская музыка, дети берут «Лошадей» и скачут в детский сад. |
Ожидаемый результат:
Знать: Что у казахского народа есть свои национальные блюда из молока. Иметь: представление о внешнем виде казахских национальных блюдах, об их пользе.
Уметь: вести диалог, соблюдать технику безопасности при экспериментах, говорить слова благодарности и пожелания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.