Технологическая карта открытого логопедического занятия "Зимующие птицы"

  • docx
  • 18.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта логопедического занятия Зимующие птицы.docx

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

 

 

 

 

Технологическая карта логопедического занятия

По теме: «Зимующие птицы»

Учитель-логопед: Ягудина М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муром, 2023

 

 

 

 

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий «Зимующие птицы»

Группа: старшая

Цель занятия: расширение кругозора, обогащение и активизация словарного запаса детей по теме, закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы".

Задачи:

Коррекционно-воспитательные:

·         воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;

·         воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Коррекционно-развивающие:

§  Развивать внимание, мышление,

§  Развивать речевое дыхание,

§  Развивать логическое мышление,

§  Развивать зрительное и слуховое восприятие,

§  Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук

§  Развивать познавательную активность и интерес, самостоятельность.

Коррекционно-образовательные:

§  Закреплять знания и представления детей о зимующих птицах;

§  Активизировать словарь по теме;

§  Учить отгадывать загадки по описанию птиц;

§  Закреплять умение изменять слово «сова» по падежам в чистоговорках;

§  Закреплять падежи и предлоги в чистоговорках;

§  Закреплять умение согласования числительного с существительным;

§  Формировать умение  использовать притяжательные местоимения в речи; 

§  Формировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

§  Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

§  Развивать мелкую и крупную моторику;

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Дидактическое обеспечение занятия:

шарики су-джок

картинки с изображением зимующих птиц

магнитная доска

карточки количества с изображением зимующих птиц и цифр

опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы"

рабочие листы «Кормушка»

 

простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующие, клевать, каркать и т.д.

 

Этапы занятия структурные компоненты деятельности

Содержание этапа

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Вводная часть

3 мин.

Орг. момент

Дети входят в группу, встают полукругом.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

 

Давайте с гостями поздороваемся и расскажем нашим гостям, какие вы ребята:

Утренний круг:

Посмотрите вы на нас, мы ребята супер класс, дружные и смелые, а еще умелые, можем многое мы делать, клеить, резать, шить, плести, хорошо себя вести. Посмотрите вы на нас мы ребята супер класс.

 

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Всего горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима. (Зимующие птицы)

А зимующие птицы – это какие птицы?

(Зимующие–это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

А каких зимующих птиц Вы знаете? (ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел, сова)

Приветствует детей

 

 

Обращается к гостям

 

 

 

 

Читает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляет на магнитной доске изображения птиц

 

 

 

 

 

Приветствуют гостей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют птиц

 

Основная часть

20 мин.

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

Дидактическое упражнение «Весёлый счёт»

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная пальчиковая игра – птицы пальчики мои

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая нейрогимнастика

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра с мячом «Ворона и воронёнок» (назови ласково)

 

Дидактическая игра «Сравни»

 

 

 

 

Дидактическая игра «Мой, моя, мои».

 

 

Закрепление материала

 

 

 

 

 

Рефлексивно – оценочный этап

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К нам сегодня в группу прилетела сорока и принесла грустную весточку на хвосте – что так, как наступила……какое время года? А какой месяц? ….декабрь и

на улице стало, как? ….(холодно), то всем птицам, которые остались зимовать с людьми – стало не только холодно, но и? (голодно)…. Сорока переживает, что птицам нечего будет есть.

Как же мы с вами, люди, можем помочь нашим зимующим птицам? (Люди заботятся о птицах, делают кормушки и подкармливают их). Чем питаются зимующие птицы? (Семена, ягоды рябины, семенами хвойных пород деревьев, орехами  и желудями, сало)

 

 

Ребята, сорока принесла вам вот такие картинки со своими друзьями – птицами.

Посмотрите на них внимательно. Я раздам каждому из вас по одной прищепке, вам нужно прикрепить прищепку к той цифре, количество птиц которой ей соответствует.

Что объединяет всех этих птиц? Что у них есть?  Покажите и назовите части тела зимующих птиц.

У них есть клюв, перья, пух, по 2 крыла, грудка, по 2 лапки, когти, хвост, голова, шея, глаза, туловище.

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье).

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц (дети)

 

Музыкальная пальчиковая игра – «Птицы пальчики мои»

 

 

 

 

Что за стол среди берез?
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

 

Птичкам холодно и голодно зимой. Предлагаю вам покормить наших птичек, насыпать им в кормушку корм по маленькой горсточке. 

Посмотрите, кто прилетел поклевать зернышки! Давайте скажем, кто где сидит. Синичка сидит на крыше кормушки, (снегирь сидит под кормушкой. Воробей сидит в кормушке)

 

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко (кулак-ребро-ладонь)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям (кулак-ладошка)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(загибание пальцев на обеих руках)

У вороны клюв, а у воронёнка - клювик; У вороны хвост, а у воронёнка – хвостик; У вороны крыло, а у воронёнка - крылышко; У вороны перо, а у воронёнка - пёрышко;У вороны глаз, а у воронёнка -глазик; У вороны лапы, а у воронёнка –лапки; У вороны перо, а у воронёнка - пёрышко; У вороны голова, а у воронёнка -головка;

 

 

Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы – клюв
• У животных шерсть, а у птиц – перья
• У животных лапы, а у птиц – лапки

 

 

(Чьи воробьи? Это мои воробьи. Это мой дятел и т.д. ... )

 

 

Ребята, помните, какая сорока была, когда к нам прилетела? (грустная), о чём она нас с вами просила? Она просила нас помочь ей накормить зимующих птиц. Мы с вами уже полдела сделали, насыпали в кормушку корм. Когда вы  пойдете на прогулку то повесите эту кормушку на дерево на нашем участке!!! И наша сорока теперь весёлая и говорит вам «спасибо».

Мы сегодня хорошо поработали на занятии, давайте с вами

вспомним известных нам зимующих птиц. Молодцы!

 

Беседа с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаёт карточки количества и по одной прищепке (дети называют птицу (у меня….. количество и прохлопывают слово по слогам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывает детям кормушку

 

 

 

 

 

Показывает упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаёт рабочие листы «Соедини по точкам»

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Выполняют задание логопеда, прохлопывая слоги

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ставят стульчики за столы и встают вкруг на ковёр.

 

Дети отгадывают загадку

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения, повторяя их за логопедом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети карандашами соединяют  по точкам  птиц с кормушкой.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей