МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»
Технологическая карта логопедического занятия
По теме: «Зимующие птицы»
Учитель-логопед: Ягудина М.С.
Муром, 2023
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий «Зимующие птицы»
Группа: старшая
Цель занятия: расширение кругозора, обогащение и активизация словарного запаса детей по теме, закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы".
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;
· воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Коррекционно-развивающие:
§ Развивать внимание, мышление,
§ Развивать речевое дыхание,
§ Развивать логическое мышление,
§ Развивать зрительное и слуховое восприятие,
§ Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук
§ Развивать познавательную активность и интерес, самостоятельность.
Коррекционно-образовательные:
§ Закреплять знания и представления детей о зимующих птицах;
§ Активизировать словарь по теме;
§ Учить отгадывать загадки по описанию птиц;
§ Закреплять умение изменять слово «сова» по падежам в чистоговорках;
§ Закреплять падежи и предлоги в чистоговорках;
§ Закреплять умение согласования числительного с существительным;
§ Формировать умение использовать притяжательные местоимения в речи;
§ Формировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
§ Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове
§ Развивать мелкую и крупную моторику;
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное, речевое.
Дидактическое обеспечение занятия:
шарики су-джок
картинки с изображением зимующих птиц
магнитная доска
карточки количества с изображением зимующих птиц и цифр
опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы"
рабочие листы «Кормушка»
простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующие, клевать, каркать и т.д.
Этапы занятия структурные компоненты деятельности |
Содержание этапа |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность детей |
Вводная часть 3 мин. Орг. момент |
Дети входят в группу, встают полукругом. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.
Давайте с гостями поздороваемся и расскажем нашим гостям, какие вы ребята: Утренний круг: Посмотрите вы на нас, мы ребята супер класс, дружные и смелые, а еще умелые, можем многое мы делать, клеить, резать, шить, плести, хорошо себя вести. Посмотрите вы на нас мы ребята супер класс.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Небогаты их корма, Всего горсть одна нужна, Горсть зерна – и не страшна Будет им зима. (Зимующие птицы) А зимующие птицы – это какие птицы? (Зимующие–это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). А каких зимующих птиц Вы знаете? (ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел, сова) |
Приветствует детей
Обращается к гостям
Читает стихотворение
Выставляет на магнитной доске изображения птиц |
Приветствуют гостей
Называют птиц
|
Основная часть 20 мин.
Проблемная ситуация
Дидактическое упражнение «Весёлый счёт»
Музыкальная пальчиковая игра – птицы пальчики мои
Отгадывание загадки
Пальчиковая нейрогимнастика
Дидактическая игра с мячом «Ворона и воронёнок» (назови ласково)
Дидактическая игра «Сравни»
Дидактическая игра «Мой, моя, мои».
Закрепление материала
Рефлексивно – оценочный этап 2 мин.
|
К нам сегодня в группу прилетела сорока и принесла грустную весточку на хвосте – что так, как наступила……какое время года? А какой месяц? ….декабрь и на улице стало, как? ….(холодно), то всем птицам, которые остались зимовать с людьми – стало не только холодно, но и? (голодно)…. Сорока переживает, что птицам нечего будет есть. Как же мы с вами, люди, можем помочь нашим зимующим птицам? (Люди заботятся о птицах, делают кормушки и подкармливают их). Чем питаются зимующие птицы? (Семена, ягоды рябины, семенами хвойных пород деревьев, орехами и желудями, сало)
Ребята, сорока принесла вам вот такие картинки со своими друзьями – птицами. Посмотрите на них внимательно. Я раздам каждому из вас по одной прищепке, вам нужно прикрепить прищепку к той цифре, количество птиц которой ей соответствует. Что объединяет всех этих птиц? Что у них есть? Покажите и назовите части тела зимующих птиц. У них есть клюв, перья, пух, по 2 крыла, грудка, по 2 лапки, когти, хвост, голова, шея, глаза, туловище. Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц (дети)
Музыкальная пальчиковая игра – «Птицы пальчики мои»
Что за стол
среди берез?
Птичкам холодно и голодно зимой. Предлагаю вам покормить наших птичек, насыпать им в кормушку корм по маленькой горсточке. Посмотрите, кто прилетел поклевать зернышки! Давайте скажем, кто где сидит. Синичка сидит на крыше кормушки, (снегирь сидит под кормушкой. Воробей сидит в кормушке)
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». У вороны клюв, а у воронёнка - клювик; У вороны хвост, а у воронёнка – хвостик; У вороны крыло, а у воронёнка - крылышко; У вороны перо, а у воронёнка - пёрышко;У вороны глаз, а у воронёнка -глазик; У вороны лапы, а у воронёнка –лапки; У вороны перо, а у воронёнка - пёрышко; У вороны голова, а у воронёнка -головка;
Сравни
птиц с животными и людьми:
(Чьи воробьи? Это мои воробьи. Это мой дятел и т.д. ... )
Ребята, помните, какая сорока была, когда к нам прилетела? (грустная), о чём она нас с вами просила? Она просила нас помочь ей накормить зимующих птиц. Мы с вами уже полдела сделали, насыпали в кормушку корм. Когда вы пойдете на прогулку то повесите эту кормушку на дерево на нашем участке!!! И наша сорока теперь весёлая и говорит вам «спасибо». Мы сегодня хорошо поработали на занятии, давайте с вами вспомним известных нам зимующих птиц. Молодцы!
Беседа с детьми
|
Раздаёт карточки количества и по одной прищепке (дети называют птицу (у меня….. количество и прохлопывают слово по слогам)
Показывает детям кормушку
Показывает упражнения
Раздаёт рабочие листы «Соедини по точкам»
Уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.
|
Ответы детей
Ответы детей
Выполняют задание логопеда, прохлопывая слоги
Дети ставят стульчики за столы и встают вкруг на ковёр.
Дети отгадывают загадку
Ответы детей
Выполняют упражнения, повторяя их за логопедом
Ответы детей
Дети карандашами соединяют по точкам птиц с кормушкой. Ответы детей
Ответы детей
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.