Санникова Жанна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
МАОУ «СОШ №54»
Тема урока: «Буквы А-О в корне –раст- (ращ-) –рос-»
Пояснительная записка
· Задачи урока для учащихся: Уметь: - находить орфограмму; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной; - пользоваться толковым словарем.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
На уроке используются ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- высокий уровень насыщенности содержания обучения;
- активные методы обучения;
- развитие ведущих ключевых компетенций учащегося;
- высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.
Планируемый результат
Предметные: Научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием
вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и
различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей
деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности
группы.
Личностные: Формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности
Характеристика класса
Учащиеся 5 класса – дети, отличающиеся работоспособностью, дисциплинированностью, заинтересованностью в приобретении новых знаний. В классе преобладает высокий уровень мотивации, достаточно высокий познавательный интерес к предмету. Однако в классе есть учащиеся (3 человека), которые неохотно включаются в работу класса, иногда поверхностно относятся к выполнению домашнего задания. Для того, чтобы все учащиеся были включены в работу, класс разделён на группы и выполнение заданий требует совместных усилий учащихся. Группы готовят материал по наречию и представляют его классу. Развитию познавательного интереса, формированию ключевых компетенций учащихся способствует поисково-исследовательская и групповая работа, применение информационных технологий.
Технологическая карта урока по ФГОС ОО
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
1.Создание учебно - познавательных мотивов (2мин.)
|
Включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
|
Слайд 1 Приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на
работу.
Здравствуйте, ребята! Вы
пришли сюда учиться, А оценить свою работу вам поможет «Лист успеха», который вы будете заполнять в течение урока. Подготовьте тетрадь к работе: запишем дату, классная работа Скажите, пожалуйста, какую тему мы проходили на прошлом уроке? (ответ) Можем ли мы уже считать себя грамотными людьми, полностью освоившими правила чередования? (ответ) А вы хотите узнать больше?
|
Творчество и созидание |
Личностные УУД 1. Настроить себя на успешную работу на уроке 2. Извлекать информацию и адекватно понимать её
|
Прогностическое оценивание Знакомятся с листом «Успеха» и правилами его заполнения |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на успешную работу на уроке.
Отвечают на вопрос учителя (На прошлом уроке мы проходили правописание корней –лаг, -лож-) (нет, мы еще многого не знаем)
|
2. Актуализация знаний (8 мин.) |
Актуализировать личностный опыт учащихся
(личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)
|
Дома вы готовили вопросы по изучаемой теме, пожалуйста, задайте их. Фронтальный опрос
Слайд 2 Опираясь на графическую модель, расскажите правило
Графический диктант. Слова на экране: (Предлагать, предложить, слагаемое, сложить, излагать, изложение, предполагать, приложение) Проверка по эталону Назовите основное условие выбора орфограммы и её опознавательный признак Оцените себя в листе «Успеха»
|
Трудолюбие, ценность знания |
Регулятивные УУД Формулировать вопросы по данной теме. Выступать
перед аудиторией сверстников с речевым высказыванием. Познаватель ные УУД Представлять аудитории известную инфомацию. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. |
Прогностическое оценивание В лист «Успеха»заносят результат оценки: -задавали вопросы или отвечали, верно выполнили графический диктант (2балла) -только графический диктант (1 балл) - есть ошибки в диктанте (0 баллов) |
Задают друг другу вопросы. Примерные вопросы: 1.Какой раздел науки о языке мы изучаем? (морфемику)
2. Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова) 3.В каких частях слова
(морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс). 5. Что такое корень?
Отвечают на вопросы, рассказывают правило, выполняют графический диктант, сверяются с эталоном |
3. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)
|
Зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
|
Слайд 3 - Из какого произведения взят отрывок? Кто является его автором? - Вставьте буквы карандашом в текст «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» Какие буквы вы поставили? Прокомментируйте. У всех одинаковая буква в одном слове? В каких морфемах пропущена буква? Выделите корни. Как называются корни, когда чередуются две буквы? Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Вывешивается на доску проблемный вопрос) Оцените себя в листе «Успеха» |
Целеустремлённость, настойчивость
|
Познавательные УУД Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, |
Прогностическое оценивание В лист «Успеха»заносят результат оценки: -я смог сформулировать проблемный вопрос (1 балл) -я не сформулировал проблемный вопрос урока (0 баллов)
|
Отвечают на вопрос (Эдуард Успенский «Простоквашино»)
Вставляют пропущенные буквы в текст на карточках
Проводят наблюдение над текстом, делают выводы. Отвечают на вопросы ( Мы вставили буквы О и А, у всех получились разные буквы. Буквы были вставлены к корнях слов. Корни, в которых чередуются две буквы называются чередующимися). Выделяю и проговаривают корни. Формулируют проблемный вопрос урока (Когда в корнях мы будем писать букву А, а когда-О?)
|
4.Действие целеполагания (1 мин.) |
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. |
Итак, сформулируйте цель нашего урока
Соответственно, как будет звучать тема урока?
(Вывешивается на доску тема и цель урока)
Оцените себя в листе «Успеха» Слайд 4
Запишите в тетради тему урока
|
|
Коммуникативные УУД Самостоятельно формулировать цель урока и тему урока. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. |
Прогностическое оценивание В лист «Успеха»заносят результат оценки: -я смог поставить цель (1 балл) -я не понял цель данного урока (0 баллов)
|
Формулируют цель урока и тему. Цель: Выяснить, какая гласная пишется в корнях с чередованием, от чего это зависит? Тема: Буквы А-О в корне –раст-, (-ращ-) –рос-
Записывают в тетради тему урока |
5.Планирование и организация деятельности (2 мин.) |
Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения |
Какой план действий составим? Как будем действовать, чтобы достичь цели? Слайд 5 Сравните с моим. Вывешивается на доску
ПЛАН: 1. Возьмём слова с данными корнями 2. Проведём наблюдение, когда пишется О, когда А в корне с чередованием? 3. Сделаем выводы 4. Сравним с эталоном в учебнике 5. Закрепим на практике 6. Подведём итог урока
|
Творчество и созидание |
Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Прогностическое оценивание В лист «Успеха»заносят результат оценки: ответили несколько раз-2б., 1 раз-1Б., нет ответа - 0 баллов |
Высказывают предположения, составляют план действий |
6.Осуществление деятельности по достижению поставленной цели (20 мин,)
|
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки |
Слайд 6 Решаем проблему, открываем новые знания. Наблюдаем за языковым материалом. Прочитайте слова группами Обсудите и выполните в парах. Проанализируйте корни слов в каждой
колонке. Слайд 7 Можно ли слова рост, отросток
считать Слайд 8 Назовите основное условие выбора нового вида орфограммы и сформулируйте орфографическое правило. Итак, правило сформулировали, что нужно сделать теперь? Проверьте себя по учебнику (текст в
рамке с.94). Запишите слова исключения в тетрадь Физкультминутка Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. Если в корне слова вы услышите букву А. то вы поднимаете руки вверх, а если –О , то приседаете. (Густо расти, дубы разрослись, разложить растения, заросли тростника, длинные водоросли. выращенные арбузы, ростовская земля.)
Для того, чтобы найти изученную орфограмму, нужно составить алгоритм. На доке помещены шаги алгоритма. Расположите в определённой последовательности
|
Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность по отношению к другим
|
Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
Рефлексивное оценивание В лист «Успеха»заносят результат оценки: ответили несколько раз-2б., 1 раз-1Б., нет ответа - 0 баллов
|
Читают слова поочерёдно группами: 1 чел. – первую группу 2 чел. –вторую группу 3 чел.- третью группу
Работают в парах. Анализируют корни слов в каждой
колонке. (Перед –СТ- и –Щ- пишется буква А, а перед –с-, буква О)
Отвечают на вопрос (слова «РОСТ» и «ОТРОСТОК» считать проверочными для остальных нельзя, так как для корней с чередованием нельзя подбирать проверочное слово) Формулируют орфографическое правило, сверяют с эталоном в учебнике, отвечают на вопросы
Составляют алгоритм нахождения орфограммы
|
|
|
Слайд 9 Групповая работа Разбейтесь на группы и выполните задания для каждой группы Первая группа составляет четыре предложения со словами по данной теме Вторая группа работает со словарём Ожегова и выясняет лексическое значение слов – исключений Третья группа работает с ноутбуком и выполняет тест по данной теме Четвёртая группа составляет словарный диктант из 10 словосочетаний по данной теме Пятая группа учит стихотворение со словами исключениями и читают его хором Шестая группа составляет кластер и представляет его Два человека выполняют упр. 130 у доски.
|
|
Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
В лист «Успеха» заносят результат оценки: Представлял работу классу-2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл, нет ответа - 0 баллов |
Работают в группах и представляют свои работы
|
7. Рефлексивно оценочные действия |
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке;
|
Слайд 10 Выполнение задания Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке на основе выполненных заданий. |
Ценность рефлексии своей деятельности |
Рефлексивно оценочные действия |
Ретроспективное оценивание В лист «Успеха» заносят результат оценки: Достиг цели-2 балла, частично-1 балл, не достиг- 0 баллов |
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
8. Информация о Домашнем задании.
|
обсудить и записать домашнее задание
|
Слайд 11 1. Упр. 132 или 2. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
|
Трудолюбие, ценность знания |
Личностные УУД Выбирают приемлемый вариант задания и записывают в дневник |
|
Записывают задание. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.