Технологическая карта открытого урока "Корни с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"

  • docx
  • 17.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок на конкурс.docx

                                                                                                                                                         Санникова Жанна Николаевна,

                                                                                                                                                                      учитель русского языка и   литературы,

                                                                                                                                                                     высшая  квалификационная категория                                                                                                                                                   

                                                                                                                                      МАОУ «СОШ №54» 

  

                              Тема урока:    «Буквы А-О в корне –раст- (ращ-) –рос-»

Пояснительная записка

  • Курс Русский язык,  5класс
  • Учебник «Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Бунеев Р.В., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. М.Баласс, 2014.
  • Программа курса рассчитана на 175 часов в год, из расчёта 5 часов в неделю. В соответствии с программой изучается раздел «Морфемика и словообразование», на который отводится по учебному плану 41 час
  • Цели урока для учителя: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-
  • Цель урока для учащихся: Научиться правильно писать слова с данной орфограммой  
  • Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Задачи урока для учителя Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о. Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-. Развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать интерес к русскому языку.

·         Задачи урока для учащихся: Уметь: - находить орфограмму; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной; - пользоваться толковым словарем.

  • Тип урока Урок открытия новых знаний
  • Технология построения урока: проблемно-диалогическая
  • Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная
  • Методы обучения:   По источнику "передачи знаний": словесный,  наглядный

                                                       По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

  • Оборудование:  Компьютер,  телевизор,  презентация, ноутбук,  словарь Ожегова, доска, тетради, учебник, раздаточный материал,  листы «Успеха»

 

                             На уроке используются ведущие методологические принципы современной педагогики  и психологии:

- высокий уровень насыщенности содержания обучения;

- активные методы обучения;

- развитие ведущих ключевых компетенций учащегося;

- высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.

 

 

 

                                                                                               Планируемый результат

Предметные: Научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием

вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

 

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и

различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей

деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности

группы.

                                                                                                                                                                                                                                                                  Личностные: Формировать  адекватную самооценку,  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности

 

 

Характеристика класса

Учащиеся 5 класса – дети, отличающиеся   работоспособностью, дисциплинированностью, заинтересованностью в приобретении новых знаний. В  классе преобладает высокий уровень мотивации, достаточно высокий познавательный интерес к предмету. Однако в классе есть учащиеся (3 человека), которые неохотно включаются в работу класса, иногда поверхностно относятся к выполнению домашнего задания. Для того, чтобы все учащиеся были включены в работу, класс разделён на группы и выполнение заданий требует совместных усилий учащихся. Группы готовят материал по наречию и представляют его классу. Развитию познавательного интереса, формированию ключевых компетенций учащихся способствует поисково-исследовательская и групповая работа,   применение информационных технологий.

 

                                                                                              


 

 

 

Технологическая карта урока  по ФГОС ОО  

 

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

  Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, учебная задача,  которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.

Результат (продукт) каждого этапа учебной  деятельности учащихся

1.Создание

учебно - познавательных

мотивов (2мин.)

 

Включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность. 

 

Слайд 1

 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                 Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. Надеюсь на плодотворную совместную работу

А оценить свою работу вам поможет «Лист успеха», который вы будете заполнять в течение урока. Подготовьте тетрадь к работе: запишем дату, классная работа

Скажите, пожалуйста, какую тему мы проходили на прошлом уроке? (ответ)

Можем ли мы уже считать себя  грамотными людьми, полностью освоившими правила чередования?   (ответ)

А вы хотите узнать больше?

 

                  Творчество и созидание

Личностные УУД

1.      Настроить себя на успешную работу на уроке

2.      Извлекать информацию и адекватно понимать её

 

Прогностическое оценивание

Знакомятся с листом «Успеха» и правилами его заполнения

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на   успешную работу на уроке.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя (На прошлом уроке мы проходили правописание корней –лаг, -лож-)

 (нет, мы еще многого не знаем)

 

2.      Актуализация    знаний   (8 мин.)

Актуализировать личностный опыт учащихся

 

(личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дома вы готовили   вопросы по изучаемой теме, пожалуйста, задайте их.

Фронтальный опрос

 

Слайд 2

Опираясь на графическую модель, расскажите правило

 

 Графический диктант.
Запишите через запятую буквы, которые необходимо вставить.

Слова на экране:

 (Предлагать, предложить, слагаемое, сложить, излагать, изложение, предполагать, приложение)         

Проверка по эталону

Назовите основное условие выбора орфограммы и её опознавательный признак

Оцените себя в листе «Успеха»

 

                                            Трудолюбие, ценность знания

Регулятивные УУД

Формулировать вопросы по данной теме.

Выступать

 

перед аудиторией сверстников с речевым высказыванием.

Познаватель ные  УУД

Представлять аудитории известную инфомацию.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

Прогностическое оценивание

В  лист «Успеха»заносят результат

оценки:

-задавали вопросы или отвечали, верно выполнили графический диктант   (2балла)

-только графический диктант (1 балл)

- есть ошибки в диктанте (0 баллов)

Задают друг другу вопросы. Примерные вопросы:

1.Какой раздел науки о языке мы изучаем? (морфемику)

 

 

2. Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

3.В каких частях слова (морфемах)   может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).
4.Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).

5.   Что такое корень?

 

Отвечают на вопросы, рассказывают правило, выполняют графический диктант, сверяются с эталоном

3. Выявление  места

и причины

затруднения (3 мин.)

 

Зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

 

Слайд 3     

- Из какого произведения взят отрывок? Кто является его автором?                                   

- Вставьте буквы карандашом в текст

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Какие буквы вы поставили? Прокомментируйте. У всех одинаковая буква в одном слове?   В каких морфемах пропущена буква? Выделите корни. Как называются корни, когда чередуются две буквы?   Сформулируйте проблемный вопрос урока.

(Вывешивается на доску проблемный вопрос)

Оцените себя в листе «Успеха»

Целеустремлённость, настойчивость

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать,

Прогностическое оценивание

В   лист «Успеха»заносят результат оценки:

-я смог сформулировать проблемный вопрос (1 балл)

-я не  сформулировал проблемный вопрос урока (0 баллов)

 

Отвечают на вопрос (Эдуард Успенский «Простоквашино»)

 

Вставляют пропущенные буквы в текст на карточках

 

Проводят наблюдение над текстом, делают выводы.

Отвечают на вопросы

( Мы вставили буквы О и А, у всех получились разные буквы. Буквы были вставлены к корнях слов. Корни, в которых чередуются две буквы называются  чередующимися).

Выделяю и проговаривают корни.

Формулируют проблемный вопрос урока

(Когда в корнях мы будем писать букву А, а когда-О?)

 

 

 

4.Действие целеполагания

                                            (1 мин.)

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Итак, сформулируйте цель нашего урока 

 

Соответственно, как будет звучать тема урока?

 

(Вывешивается на доску тема и цель урока)

 

Оцените себя в листе «Успеха»

Слайд 4   

 

Запишите в тетради тему урока

 

 

Коммуникативные УУД

Самостоятельно

формулировать цель урока и тему урока.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Прогностическое оценивание

В   лист «Успеха»заносят результат оценки:

-я смог поставить цель (1 балл)

-я не понял цель данного урока (0 баллов)

 

Формулируют цель урока и тему.

Цель: Выяснить, какая гласная пишется в корнях с чередованием, от чего это зависит?

Тема: Буквы А-О в корне –раст-, (-ращ-) –рос-

 

Записывают в тетради тему урока

5.Планирование и организация деятельности

(2 мин.)

Обеспечить  разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения

Какой план действий составим? Как будем действовать, чтобы достичь цели?

Слайд 5   

Сравните с моим. Вывешивается на доску

 

ПЛАН:

1. Возьмём слова с данными корнями

2. Проведём наблюдение, когда пишется О, когда А в корне с чередованием?

3. Сделаем выводы

4. Сравним с эталоном в учебнике

5. Закрепим на практике

6. Подведём итог урока

 

Творчество и созидание

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Прогностическое оценивание

В лист «Успеха»заносят результат оценки:

 ответили несколько раз-2б.,

1 раз-1Б., нет ответа - 0 баллов

Высказывают предположения, составляют план действий

                                              6.Осуществление деятельности по достижению поставленной цели (20 мин,)

 

проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Слайд 6  

Решаем проблему, открываем новые знания.

Наблюдаем за языковым материалом.

Прочитайте слова группами

Обсудите и выполните в парах.

Проанализируйте корни слов в каждой колонке.
Найдите закономерность в написании букв ао в корне.

Слайд 7 

Можно ли слова рост, отросток считать
проверочными для остальных? Почему?

Слайд 8 

Назовите основное условие выбора нового вида орфограммы и сформулируйте орфографическое правило.

Итак, правило сформулировали, что нужно сделать теперь?

Проверьте себя по учебнику (текст в рамке с.94).
Какую новую информацию вы получили?

Запишите слова исключения в тетрадь

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.                      Если в корне слова вы услышите букву А. то вы поднимаете руки вверх, а если –О , то приседаете.

(Густо расти, дубы разрослись, разложить растения,   заросли тростника, длинные водоросли. выращенные арбузы, ростовская земля.)

 

 Для того, чтобы найти изученную орфограмму, нужно составить алгоритм. На доке помещены шаги алгоритма. Расположите в определённой последовательности

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

Познавательные УУД

 Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное оценивание

В лист «Успеха»заносят результат оценки:

 ответили несколько раз-2б.,

1 раз-1Б., нет ответа - 0 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Читают слова поочерёдно группами:

1 чел. – первую группу

2 чел. –вторую группу

3 чел.- третью группу

 

Работают в парах.

Анализируют корни слов в каждой колонке.
Находят закономерность в написании букв ао в корне.

(Перед –СТ- и –Щ- пишется буква А, а перед –с-, буква О)

 

Отвечают на вопрос

(слова «РОСТ» и «ОТРОСТОК» считать проверочными для остальных нельзя, так как для корней с чередованием нельзя подбирать проверочное слово)

Формулируют орфографическое правило, сверяют с эталоном в учебнике, отвечают на вопросы

 

 Составляют алгоритм нахождения орфограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

Групповая работа

Разбейтесь на группы и выполните задания для каждой группы

Первая группа составляет четыре предложения  со словами по данной теме

Вторая группа работает со словарём Ожегова и выясняет лексическое значение слов – исключений

Третья группа работает с ноутбуком и выполняет тест по данной теме

Четвёртая группа составляет словарный диктант из 10  словосочетаний по данной теме

Пятая группа учит стихотворение  со словами исключениями и читают его хором

Шестая группа составляет кластер и представляет его

Два человека выполняют упр. 130 у доски.

 

 

 

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

В лист «Успеха» заносят результат оценки:

Представлял работу классу-2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл,  нет ответа - 0 баллов

 

Работают в группах и представляют свои работы

 

 

 

 

 

7. Рефлексивно оценочные                        действия

 зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

 

 

Слайд 10

Выполнение задания

Какую  цель мы ставили на уроке? Достигли её? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке на основе выполненных заданий.

Ценность рефлексии своей деятельности

Рефлексивно оценочные действия

Ретроспективное оценивание

В лист «Успеха» заносят результат оценки:

Достиг цели-2 балла, частично-1 балл, не достиг- 0 баллов

 Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу.

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают

формы работы на уроке и возникшие трудности.

8. Информация о

  Домашнем  задании.

 

 обсудить и записать домашнее задание

 

Слайд 11

1.      Упр. 132           

  или

2.      Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.

 

  

Трудолюбие, ценность знания

Личностные УУД

Выбирают приемлемый вариант задания и записывают в дневник

 

Записывают задание.