Урок 21. Города в пустыне
Цели деятельности педагога |
Сформировать
представления о культуре Средней Азии, создать условия для развития интереса
к истокам искусства Востока, к традициям, развивать чувство толерантности к
чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте города в пустыне – Самарканда, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют
мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Изобразительное искусство, архитектура, орнамент, изразец, мозаика, портал, мечеть, минарет, мавзолей, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные |
Интернет-ресурсы: http://www.orexca.com, www.sairamtourism.com, http://ru.wikipedia.org, www.e-samarkand.narod.ru, www.ArabDance.ru |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация «Самарканд». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Ruben van Rompaey, «Sun Dance»; песня «Уч-Кудук – три колодца» в исполнении группы «Ялла»; Emad Sayyah-Ashatt |
Оборудование |
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага |
Организационная структура урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы
|
Универсальные |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Музыкальный фон: Ruben van Rompaey «Sun Dance» |
Проверяет
готовность обучающихся Мы пилигримы, господин. Под вековечным небом Единственный мы держим путь средь всех путей земных – За гребень голубой горы, покрытой белым снегом, Через моря в пустыне волн – то ласковых, то злых. В пещере неприступной там на неподкупном троне Всевидящ и безмерно мудр, живет пророк святой. Все тайны жизни он лишь тем доверчиво откроет, Кто устремился в Самарканд дорогой золотой. Приятен караванный путь, когда пески остынут. Огромны тени. Даль зовет. Колодцы – за спиной. |
Получив целе- вую установку, во и эмоцио- нально выражают свое к стихотво- рению |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его; |
Устные
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
И колокольчики звенят сквозь тишину пустыни Вдоль той, ведущей в Самарканд, дороги золотой. Мы странствуем по всей земле не только для торговли, Нас в путь огонь сердец влечет под солнцем и звездой. К познанью Вечности вершим мы странствие благое В священный город Самарканд дорогой золотой. Д. Э. Флеккер – Как вы уже догадались, мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ – художник». – С особенностями
архитектуры каких – Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? – Правильно, от особенностей места жительства, от традиций предков. – Сегодня мы с вами совершим путешествие в Самарканд |
Отвечают |
|
|
Устные |
II. Изучение нового материала |
Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы |
– У города, как и у человека, своя судьба, свой характер, своя жизнь. Есть города тихие, а другим уготована жизнь, в которой отражены вековые события, прой- |
Слушают Отвечают |
Фронтальная работа.
|
Личностные: имеют мотивацию учебной дея- тельности, способность к нравственно-эстетиче- |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
по теме «Города в пустыне».
Просмотр мультимедийной презентации «Самарканд».
|
денные
многими поколениями на протяжении веков. Таков и Самарканд, который
имеет историю длиной в 2750 лет. Он является ровесником Рима. С этим городом
связаны судьбы Александра Македонского и Исмаила Самани, Чингиз-хана и Амира
Тимура. При великом Тимуре Самарканд был столицей мировой державы. И спустя
многие века красавец Самарканд поражает гостей и туристов своим великолепием
и гармонией. В нем шедевры мирового зодчества, завораживающие голубые купола,
которые внесены В Средние века Самарканд называли «сердцем
Великого шелкового пути», достопримечательностью не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Расположенная в возвышенной части города, эта площадь с ансамблем из трех медресе сформировалась около шестисот лет тому назад. Медресе
– высшее учебное заведение Самое древнее медресе
построено |
Обсуждают, сравнивают, анализируют.
|
|
ской оценке архитектуры Средней Азии. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строитьречевое высказывание в устной форме о произведениях искус- ства; осуществляют поиск суще-ственной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; актив- но слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и прави- |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Просмотр мультимедийной презентации «Самарканд».
|
Дор, что значит «львов имеющее». Центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минаре- ты. С них служители храма призывали верующих к молитве. Минареты-башни бывают разными: • четырехгранными; • круглыми; • спиралевидными. Минареты украшены
поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, – Какую форму имеют здания? – Правильно, прямоугольную, квадратную, полукруглую. – Из какого материала сделаны здания? (Из глины.) – Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? – Правильно, потому что
они украшены – Что изображено на орнаментах? (Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи.) – Эти узоры переплетаются. |
Отвечают
|
Фронтальная работа.
|
ла; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
|
Устные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Просмотр мультимедийной презентации «Самарканд».
Физкультминутка. Музыкальный фон: Emad Sayyah-Ashatt |
– Стены облицованы изразцами, керамическими плитками, покрытыми мозаикой. Керамическая мозаика, росписи, резьба, которые, подобно цветистому ковру, пок- рывают здания, заставляют забыть о мас- сивности конструкций. Тяжесть стен не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами. Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи – усыпальницы хана, однокупольные сооружения. – Что такое мавзолеи? – Какими цветами сияют купола? (Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым.) – Самым грандиозным сооружением, построенным в годы правления Амира Тимура, является пятничная соборная мечеть, известная под названием Биби-Ханым. Строительство ее было начато в 1399 г., после победоносного похода Тимура в Индию, и продолжалось до 1404 г., то есть работы велись по тем временам необычайно быстро. К участию в строительстве и отделке мечети были привлечены лучшие зодчие, мастера, каменотесы и художники не только из Самарканда, но и из покоренных Тимуром стран. |
Отвечают
|
Фронтальная работа
|
|
Устные
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
На
обширной площади перед мечетью Биби-Ханым с незапамятных времен рядом с
главными городскими воротами размещался базар. И сегодня здесь шумит Сиабский
базар – самый большой – Смотрите, ребята, на торговой площади нас встречает танцовщица и приглашает вас на танец. |
Девочка показывает движе- ния, под восточную музыку дети повторяют за ней |
|
|
|
III. Творческая практическая деятельность |
Создание образа древнего сред-неазиатского города
|
Объясняет последовательность выполнения работы. – Основа изделия – картон. Обязательно показываем землю, можно показать землю темными оттенками: одного цвета – задний план, светлым оттенком – перед- ний план. Небо на переднем плане – свет- лое, на заднем плане – темное. Цвет для города выбираем по таблице сочетания цветов. Основные элементы здания: портал, купол, минареты, стены. Для того, чтобы детали получились симметричными, их вырезаем из сложенной вдвое бумаги. Выполняем декор здания. Составляем композицию, приклеиваем детали архитектурного сооружения на подготовленный фон. Можно дополнить композицию фигурками людей, караваном верблюдов |
Составляют план работы.
Выполняют аппликацию |
Индивидуальная работа
|
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контро- лируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
Наблюдение. Выполнение работы |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
IV. Итог урока. Рефлексия |
Выставка коллективной работы обучающихся. Обобщающая беседа. Музыкальный фон: песня «Уч-Кудук – три колодца» |
– Что нового узнали вы на уроке? –
Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. В качестве подарка послушайте песню в исполнении ансамбля «Ялла» |
Рассматривают панно, оценивают работу свою и од- ноклассников
|
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения культуры другого народа с оценкой увиденного в произведениях искусства Востока. Регулятивные: анализ и эстетическая оценка работы |
Устные |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.