Технологическая карта по литературному чтению
Оценка 4.6

Технологическая карта по литературному чтению

Оценка 4.6
rtf
29.10.2021
Технологическая карта по литературному чтению
А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень».rtf

Урок 20. А. Фет «ласточки пропали…», А. толстой «осень» (с. 68–70)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: объяснять яркие образные выражения в лирическом тексте; получат возможность научиться: слушать звуки осени в лирическом тексте; сравнивать звуки, переданные в лирическом тексте, с музыкальным произведением.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. http://school.xvatit.com/index.php

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Конкурс чтецов.

2. Речевая разминка

 

 

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе:

Сеет, веет, кружит, рвет,

Сверху льет, а снизу метет.

Чтение жужжащим способом.

Четкое проговаривание, чтение скороговоркой

Рассказывают наизусть стихотворения. Отрабатывают дикцию. Объясняют смысл пословицы, выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; могут работать в коллективе.

Регулятивные: контролируют учебные действия

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

 

 

Называет тему и цели урока

Внимательно слушают

Фронтальная

 

IV. Работа по теме урока

Знакомство
с творчест-вом А. Фета, А. Толстого. Первичное восприятие стихотворений

См. ресурсный материал.

Чтение учителем или аудиозапись.

– Какие чувства испытали, слушая стихи? Почему?

– Найдите подтверждение своим словам
в произведениях

Внимательно слушают. Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

 

V. Закрепление знаний и способов действий

Работа над стихотворениями

А. Фет «Ласточки пропали…».

1) Беседа по содержанию (с. 71).

– О какой осени рассказывает автор?

– Что представили, слушая стихотворение?

– Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

2) Работа над выразительным чтением. Анализ.

– Прочитаем стихотворение по частям.

– Что представили? Что сказано о ласточках?

– Что значит «пропали»?

– О каких ещё птицах говорится в этой части?

– Когда грачи летали? Что такое заря?

– В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре.

– Почему следующая строчка начинается со слова «всё»?

– С чем сравнивает автор стаю грачей?

– Почему используется такое сравнение?

– Что значит «мелькала»?

– Стихотворение «Ласточки пропали» вызывает грустное чувство.

А. Толстой «Осень».

1) Беседа по содержанию.

– Какую картину вы себе представили?

– Какое настроение вызывает стихотворение?

– Какие слова передают грусть?

– Что вы представляете при чтении двух последних строк?

2) Работа над выразительным чтением

Читают, отвечают
на вопросы.

 

 

 

 

Читают по частям вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Значит, только грачи летали.

– С сетью.

 

Работают со словарём.

 

 

Читают стихотворение про себя.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, работа со словарной статьей

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

– С каким стихотворениями мы сегодня познакомились?

– Кто автор?

– А вы знаете, что у стихотворения «Ласточки пропали…» есть продолжение? Попробуйте его найти и принесите на следующий урок

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору). Сделать рисунок к стихотворению

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

Ресурсный материал

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. Происхождение поэта – самое темное место его биографии. Неизвестно, кто был его отцом. В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный орловский помещик. В доме местного обер-кригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В сентябре того же года она бросила семью и бежала с Шеншиным в Россию. Она была уже беременна, но обвенчалась с Шеншиным по православному обряду и взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной. Родившийся младенец был записан в метриках как сын Шеншина, и до 14 лет будущий поэт считался несомненным Афанасием Шеншиным.

Однако в 1834 году орловские губернские власти вследствие какого-то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увезти ребенка в лифляндский городок Верро (ныне эстонское Выру) и стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика «сыном умершего асессора Фёта». И хотя Иоганн ранее не признавал его своим сыном, согласие было получено. Благополучный исход стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право наследовать родовое имение Шеншиных.

 После окончания Московского университета Фет круто изменил свою судьбу и поступил нижним чином в один из провинциальных полков, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна – дослужиться до потомственного дворянства и вернуть утраченное положение. Вернув вскоре себе русское гражданство, а в 1853 году сумев добиться перевода в гвардейский полк, стоявший недалеко от Петербурга, он так и не смог дослужиться до дворянства, так как новые императорские указы постоянно поднимали планку воинского звания, обеспечивавшего это. В 1858 году Фет ушел в отставку в чине штабс-ротмистра (соответствовавшего майорскому цензу), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.

Фет уже выпустил несколько сборников стихов. Кстати, когда в 1842 году в журнале «Отечественные записки» появилось первое стихотворение за подписью Фета, в его фамилии буква «ё» оказалась заменена на «е». Поэт принял эту «поправку» – и отныне немецкая фамилия как бы превратилась в псевдоним русского поэта.

Лирика Фета встретила огромный успех, но лишь в узких литературных кругах. Его поэзия не соответствовала духу времени, когда в стране накалялась общественно-политическая атмосфера и складывалась революционная ситуация. Фет вновь круто изменил свой жизненный путь, приобретя небольшое имение – хутор Степановку – в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином он оказался отличным, а среди соседей-помещиков стал уважаемым лицом. В 1867 году его избрали на почетную должность мирового судьи, которую Фет занимал 11 лет. В 1873 году поэту удалось добиться возврата утраченной в детстве дворянской фамилии и связанных с этим наследственных прав. Он вновь начал активно писать стихи, выпустил несколько сборников под одним названием «Вечерние огни». Но, как и раньше, известность поэта была ограничена лишь кругом его друзей, которые торжественно отпраздновали пятидесятилетний юбилей поэтической деятельности Фета.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

Алексей провел свое детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.

Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910–1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-х годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» – роман «Сестры». Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», – в 1941 году. В начале 30-х годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930–1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.

В годы Первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции уехал из России и поселился  во  Франции.  В  эмиграции  опубликовал  автобиографический  роман  «Детство  Никиты»  (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями – за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и пьесу «Иван Грозный».

Урок 20 . А. Фет «ласточки пропали…»,

Урок 20 . А. Фет «ласточки пропали…»,

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Регулятивные: контролируют учебные действияУстные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Регулятивные: контролируют учебные действияУстные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Что значит «пропали»? – О каких ещё птицах говорится в этой части? –

Что значит «пропали»? – О каких ещё птицах говорится в этой части? –

VI. Итоги урока. Рефлексия

VI. Итоги урока. Рефлексия

Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увезти ребенка в лифляндский городок

Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увезти ребенка в лифляндский городок

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2021