Технологическая карта по литературному чтению 4 класс В.М. Гаршин "СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ"

  • docx
  • 05.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс).docx

           Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России» (Второй урок)

Учитель Атрощенко О.А.

                                        

Тема:

 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев. Главная мысль сказки.

Цель:

 

Задачи:

Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

 

ü учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

ü учить рассказывать о героях произведения;

ü учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты в содержании сказки;

ü учить вдумчивому осознанному чтению;

ü учить находить в тексте ответы на вопросы;

ü способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

ü развивать творческие способности;

Формировать УУД.

Регулятивные:

принимать и сохранять  задачу, поставленную на занятии;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной, групповой  работе;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учить формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Личностные:  

развитие высших психических функций -  внимание, восприятие, логическое мышление.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные:

- рассказывать о героях произведения на основе опорных слов, анализа поступков;

- определять главную мысль произведения

Метапредметные:

- определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

- определять слова, с помощью которых можно описать героев произведения;

- определять на основе анализа текста главную мысль произведения;

- участвовать в работе группы

Личностные:

- осознавать силу и смысл красоты;

- видеть красоту взаимоотношений брата и сестры;

- принимать ценности семьи, любви, красоты;

- уметь устанавливать контакты в группе, принимать иную точку зрения, отстаивать своё мнение

Межпредметные связи

Музыка, изобразительное искусство.

Ресурсы урока:

Учебник по литературному чтению 4 класс, ч. 1, рабочая тетрадь с. 46-47, ИКТ

 

                                                                                                        Ход урока

Этапы урока

                                        Деятельность

учителя

                                          Деятельность

обучающихся

 Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

- Предлагает проанализировать рисунки к «Сказке о жабе и розе» В.М. Гаршина, соотнести фрагменты текста и иллюстративный ряд.

 

- Рассматривают рисунки, рассказывают, что на них изображено, зачитывают фрагменты текста к ним.

 

 

 

Мотивация познавательной деятельности

 

 

- Предлагает высказать своё мнение по теме и проблеме сказки, отвечая на вопросы:

- О чём это произведение? Можно ли утверждать, что эта сказка только о жабе и розе?

 

- Почему оно так называется?  Что хотел писатель подсказать таким названием сказки?

 

- Можно ли дать другое название?

 

 

- Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении?

 

 

- Приходят к выводу, что эта сказка не только о жабе и розе, но и о людях, об их отношениях, о счастье.

 

- Отвечают, что жаба и роза вместе не смотрятся, они разные: роза красивая,  добрая и благородная, а жаба «гадкая», завистливая и злая.

- Предлагают другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», …

- Высказывают свои мнения, размышляют, приводят примеры. 

 

Организация познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

- Наша задача понять смысл красоты в содержании сказки и то, что существует два мира: мир добра и зла.

- Вспомните героев сказки. Назовите их. 

- Где происходили события?

- Найдите описание цветника. Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?

 

- Чей это был цветник? Почему он был так запущен?

-  Что придало красоту этому запустению?

- Послушайте, что автор пишет о ней.

- Подробно ли описана красота розы?

- А что описано?

- Предлагает выполнить поисковую работу по первому абзацу с. 170 учебника:

  - Чему радовалась роза?

- Как она выражала свои чувства? Подчеркните ответы

 

 

-   О чём могла молиться роза? 

-  А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? 

 

- Значит, роза –  это символ чего? 

 

 - А какое слово противоположно слову добро?

 

-  Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло?

- Предлагает поговорить о жабе.

Выборочное чтение. Работа по плану в группах,  работа с кластерами.

 

                                   План

1.                 Внешний вид. (1 группа )

 

 

2.                 Отношение к жизни. (2 группа )

 

 

 

3.                 Мир,  в котором живёт. (3 группа )

 

 

Спрашивает:

 

 -  Скажите, кто из персонажей похож на розу?

- Когда в сказке наступает кульминационный момент?

-   Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 178)

-  Каким настроением проникнуто произведение В.М. Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью.

 

- Перед тем как обозначить главную мысль сказки, предлагает выполнить тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

 

                   

                                          Тест

  1. О чём думает роза в период цветения?

А. Быстрей бы распуститься.

Б. Умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?

А. Грязно - серые бородавчатые бока.

Б. Скверные липкие лапы.

В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной смерти, потому  что…

А. Она не досталась жабе.

Б. Её смерть была   неизбежна.

В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке вляется:

А.  Роза

Б. Жаба

 

 

 

-  Предлагает составить небольшой текст, используя слова в вопросе и ответе.

 

 

 

 

 

-  О чём заставляет задуматься это произведение?  Какова главная мысль произведения?

- Какие задачи, поставленные в начале урока, решены?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Отвечают: роза, жаба, сестра Маша, брат Вася

- В цветнике

- Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…

-  Мальчик заболел

- Роза.

- Слушают отрывок из сказки в аудиозаписи.

- Нет.

- Утро, роса, всё вокруг.

 

 

- Счастью жить.

- Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

- О своей жизни, чтобы долго жить, приносить людям пользу…

 

-  Любовь, заботу, тепло, счастье.

 

 

- Добра.

 

-  Зло.

 

-  Жаба.

 

 

 

 

Отвечают:

 

-  Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…

 

-  Главное  для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и  прожорлива, думает только о себе.  Она не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства.

 

 

- Сырая земля, среди корней куста, выбрала местечко потенистее и посырее, отыскала себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, чтобы залезть туда на зимнюю спячку.  

 

 

- Мальчик. Оба любили прекрасное.

- Когда мальчик умирает.

- Кто-то один читает нужный отрывок.

- Светлой грустью, потому что роза подарила радость мальчику в самые трудные  минуты его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный текст:

 

1. В период цветения роза думает о том, чтобы умереть другой смертью.

2. Самое омерзительное в жабе – это бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной смерти, потому что она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра и красоты в сказке является роза.

 

- Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются.  

 - Красота спасает мир от зла и отчаяния.

- научиться определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты в содержании сказки;

- учиться вдумчивому осознанному чтению;

- учиться находить в тексте ответы на вопросы;

-  способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку.

 

Стадия рефлексии

 

1.Домашнее задание. Написать отзыв о сказке В.М. Гаршина.

2. Рефлексия.

Заканчивая урок, мне хочется,  чтобы каждый, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше состояние души.

А урок хочу закончить словами В. Гаршина (слайд)

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

 

Благодарю за работу.

 

 

    

 

       

 

     

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку по теме «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина (второй урок)

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

СОШ№2

 

 

 

 «Сказка о жабе и розе»

В.М. Гаршина

Технологическая карта

открытого урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России»

 

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                       Атрощенко Ольга Андреевна

 

                                                                                                                 2025 год