Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России» (Второй урок)
Учитель Атрощенко О.А.
Тема: |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев. Главная мысль сказки. |
Цель:
Задачи: |
Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
ü учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; ü учить рассказывать о героях произведения; ü учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты в содержании сказки; ü учить вдумчивому осознанному чтению; ü учить находить в тексте ответы на вопросы; ü способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу); ü развивать творческие способности; Формировать УУД. Регулятивные: принимать и сохранять задачу, поставленную на занятии; учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной, групповой работе; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учить формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Личностные: развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление. |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты: Предметные: - рассказывать о героях произведения на основе опорных слов, анализа поступков; - определять главную мысль произведения Метапредметные: - определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; - определять слова, с помощью которых можно описать героев произведения; - определять на основе анализа текста главную мысль произведения; - участвовать в работе группы Личностные: - осознавать силу и смысл красоты; - видеть красоту взаимоотношений брата и сестры; - принимать ценности семьи, любви, красоты; - уметь устанавливать контакты в группе, принимать иную точку зрения, отстаивать своё мнение |
Межпредметные связи |
Музыка, изобразительное искусство. |
Ресурсы урока: |
Учебник по литературному чтению 4 класс, ч. 1, рабочая тетрадь с. 46-47, ИКТ |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Актуализация необходимых знаний Проверка домашнего задания |
- Предлагает проанализировать рисунки к «Сказке о жабе и розе» В.М. Гаршина, соотнести фрагменты текста и иллюстративный ряд.
|
- Рассматривают рисунки, рассказывают, что на них изображено, зачитывают фрагменты текста к ним.
|
|
Мотивация познавательной деятельности
|
- Предлагает высказать своё мнение по теме и проблеме сказки, отвечая на вопросы: - О чём это произведение? Можно ли утверждать, что эта сказка только о жабе и розе?
- Почему оно так называется? Что хотел писатель подсказать таким названием сказки?
- Можно ли дать другое название?
- Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении? |
- Приходят к выводу, что эта сказка не только о жабе и розе, но и о людях, об их отношениях, о счастье.
- Отвечают, что жаба и роза вместе не смотрятся, они разные: роза красивая, добрая и благородная, а жаба «гадкая», завистливая и злая. - Предлагают другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», … - Высказывают свои мнения, размышляют, приводят примеры. |
|
Организация познавательной деятельности
Подведение итогов |
- Наша задача понять смысл красоты в содержании сказки и то, что существует два мира: мир добра и зла. - Вспомните героев сказки. Назовите их. - Где происходили события? - Найдите описание цветника. Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?
- Чей это был цветник? Почему он был так запущен? - Что придало красоту этому запустению? - Послушайте, что автор пишет о ней. - Подробно ли описана красота розы? - А что описано? - Предлагает выполнить поисковую работу по первому абзацу с. 170 учебника: - Чему радовалась роза? - Как она выражала свои чувства? Подчеркните ответы
- О чём могла молиться роза? - А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?
- Значит, роза – это символ чего?
- А какое слово противоположно слову добро?
- Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло? - Предлагает поговорить о жабе. Выборочное чтение. Работа по плану в группах, работа с кластерами.
План 1. Внешний вид. (1 группа )
2. Отношение к жизни. (2 группа )
3. Мир, в котором живёт. (3 группа )
Спрашивает:
- Скажите, кто из персонажей похож на розу? - Когда в сказке наступает кульминационный момент? - Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 178) - Каким настроением проникнуто произведение В.М. Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью.
- Перед тем как обозначить главную мысль сказки, предлагает выполнить тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.
Тест 1. О чём думает роза в период цветения? А. Быстрей бы распуститься. Б. Умереть бы другой смертью. В. Цвести вечно. 2. Что в жабе самое омерзительное? А. Грязно - серые бородавчатые бока. Б. Скверные липкие лапы. В. Бесчувственность и равнодушие. 3. Роза не жалеет о преждевременной смерти, потому что… А. Она не досталась жабе. Б. Её смерть была неизбежна. В. Она украсила последние минуты жизни мальчика. 4. Символом света, добра, красоты в сказке вляется: А. Роза Б. Жаба
- Предлагает составить небольшой текст, используя слова в вопросе и ответе.
- О чём заставляет задуматься это произведение? Какова главная мысль произведения? - Какие задачи, поставленные в начале урока, решены?
|
- Отвечают: роза, жаба, сестра Маша, брат Вася - В цветнике - Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась… - Мальчик заболел - Роза. - Слушают отрывок из сказки в аудиозаписи. - Нет. - Утро, роса, всё вокруг.
- Счастью жить. - Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. - О своей жизни, чтобы долго жить, приносить людям пользу…
- Любовь, заботу, тепло, счастье.
- Добра.
- Зло.
- Жаба.
Отвечают:
- Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…
- Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива, думает только о себе. Она не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства.
- Сырая земля, среди корней куста, выбрала местечко потенистее и посырее, отыскала себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, чтобы залезть туда на зимнюю спячку.
- Мальчик. Оба любили прекрасное. - Когда мальчик умирает. - Кто-то один читает нужный отрывок. - Светлой грустью, потому что роза подарила радость мальчику в самые трудные минуты его жизни.
Примерный текст:
1. В период цветения роза думает о том, чтобы умереть другой смертью. 2. Самое омерзительное в жабе – это бесчувственность и равнодушие. 3. Роза не жалеет о преждевременной смерти, потому что она украсила последние минуты жизни мальчика. 4. Символом света, добра и красоты в сказке является роза.
- Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются. - Красота спасает мир от зла и отчаяния. - научиться определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты в содержании сказки; - учиться вдумчивому осознанному чтению; - учиться находить в тексте ответы на вопросы; - способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку.
|
|
Стадия рефлексии
|
1.Домашнее задание. Написать отзыв о сказке В.М. Гаршина. 2. Рефлексия. Заканчивая урок, мне хочется, чтобы каждый, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше состояние души. А урок хочу закончить словами В. Гаршина (слайд) Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.
Благодарю за работу. |
|
|
Приложение к уроку по теме «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина (второй урок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ№2
«Сказка о жабе и розе»
В.М. Гаршина
Технологическая карта
открытого урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Атрощенко Ольга Андреевна
2025 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.