ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 2класса
по теме: Юмор в литературном произведении
«Н.Н.Носов «Заплатка».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Залесова Дарья Андреевна
Проверили:Учитель 2 «А» класса
Кичигина Татьяна Петровна
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«Н.Н.Носов «Заплата»». |
УМК |
Развивающая система Л..В.Занкова |
Цели деятельности педагога |
Научить детей делить текст на части, составлять план рассказа,озаглавлавить рассказ, пересказ произведения |
Тип урока |
Урок закрепление. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные :овладение приемами понимания прочитанного и умение составлять план по прочитанному, научить детей пересказывать Метапредметные: Регулятивные: -уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения; - уметь понимать и принимать учебную задачу урока; Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения; Познавательные: - уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме; - уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение; Личностные: - формирование у обучающихся чувство ответственности за свою деятельность; - эмоциональный отклик на прочитанное произведение. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация и раздаточный материал. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
– Здравствуйте, ребята. Меня зовутДарья Андреевна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Давайте проверим вашу готовность. На ваших партах должен быть учебник и пенал. |
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
2. СТИЦ
|
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. |
- Ребята, с каким произведение на прошлом уроке мы познакомились.? -Правильно! -К какому литературному жанру относится произведение? - А рассказ какого вида? -А Юмор это что? -Сегодня, мы продолжаем знакомится с рассказом Н.Н.Носова «Заплатка». |
- Н.Н.Носов «Заплатка». - К рассказу -Рассказ является юмористический
|
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других |
Зрительный контакт |
3. Проверка домашнего задания |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. |
- Но перед тем как мы приступим к теме наше урока, мы проверим домашнее задание. На дом вам было задано выразительное чтение рассказа Н.Н.Носова «Заплатка». Сейчас мы посмотрим, как вы справились с этим. ( далее учитель называет 3 человек и проверяет домашнее задание, ставя оценки и комментируя их.1 ребенок читает первую часть,2 ребёнок читает вторую часть и 3 ребенок читает последнюю часть. 1. Своевременно начинать читать свои слова. 2.Подбирать правильную интонацию. 3.Читать безошибочно. 4. Читать выразительно. Оценка «5» - выполнены правильно все требования. Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию. Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям. Молодец ты прочитал/ла хорошо, выразительно. громко с четкой интонацией. А тебе нужно постараться более выразительно читать с четкой интонацией |
Дети рассказывают домашние задание .
|
Фронтальная Индивидуальная |
Регулятивные УУД: принимают и понимают учебную задачу |
Зрительный |
4. Беседа по содержанию
|
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.. - Кто главный герой рассказа?
- Почему Бобка особенно любил свои штаны? -Что Бобка сделал со своими штанами?
- Как мама отнеслась к тому, что он их порвал? -Почему мама рассрдилась? - Почему же мама не захотела зашить Бобке штаны?
-Что решил сделать Бобка?
-Что стали делать ребята как увидели Бобку? Докажите словами из текста -Почему Бобке стал оправдываться?
-Что решил сделать Бобка? Какая получилась заплатка? Докажите словами из текста. Дети здесь закачивается первая логическая связь рассказа
- Почему Бобка стал переделывать работу?
- Найдите в тексте слова, которые помогают представить, что работа была нелегкая. Прочитайте - Как выглядела заплатка во второй раз? - Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно. Дети здесь заканчивается вторая логическая связь рассказа
-Как отнеслись ребята к работе Бобки? Докажите словами из текста
-Что в работе Бобки им понравилось больше всего? Дети здесь заканчивается 3 логическая связь На протяжении всего рассказа нам жалко Бобку. Какие эмоции испытывал Бобка когда пришивал заплатку? Как вы думаете что испытал Бобка после того как у него получилось пришить заплатку? Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа?
Каким стал Бобка в конце рассказа?
|
Главный герой рассказа ( Бобка)
( Они были солдатские и нравились всем ребятам). (однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны.)
( Она рассердилась). (Может мама в этот момент была занята. Может Бобка не первый раз рвет штаны. Бобка считал себя солдатом а солдат умеет все) ( Мама хотела, чтобы Бобка сам зашил штаны, чтобы он сам умел исправлять свои ошибки).
-Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
Бобка стал оправдываться потому что ему стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Бобка стал переделывать работу потому что заплатка торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
-Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
Радость гордость удовлетворение.
(Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)
(Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)
|
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
5.Физ. минутка |
Организация смены деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме. |
Давайте с вам неного отдохнем. - Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди) Я всегда ей помогу: Я стираю, поласкаю, (далее движения по тексту) Воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать , Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, И ни разу, И ни разу ни словечка Не скажу.
|
Повторяют за учителем движения |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
6.Составление плана |
Дети вместе с учителем подготавливаются к составлению плана |
Ребята мы поделили рассказ на 3 логические связки наша с вами задача озаглавить каждую из них Посмотрите еще раз первую часть рассказа. Где она заканчивается? На словах Бобке стало стыдно. Что значит оправдываться? Как можно озаглавить эту часть? Я предлагаю вам озаглавить эту часть Пострадавшие штаны. Посмотрите вторую часть рассказа. Где она заканчивается? На словах Он взял ножик и отпорол заплатку. Как можно озаглавить эту часть? Я предлагаю вам озаглавить эту часть Замечательная заплатка. Посмотрите третью часть рассказа. Где она заканчивается? На словах Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью. Как можно озаглавить ту часть? Я предлагаю вам озаглавить эту часть вот так: Бобка –герой двора
Таким образом мы поделили текст рассказа на 3логические связки.Каждая из которых несет логический смысл |
-
Потому что Бобка хвастался что он солдат. А солдаты должны делать все сами.
|
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений |
7.Пересказ по плану |
|
- Ребята мы разделили с вами текст на 3 части составили с вами план рассказа. И сегодня мы познакомимся с творческим пересказом Ваша задача пересказать по плану рассказ от имени Бобки то есть от первого лица. Где в тексте встречается имя Бобка вам нужно заменить местоимением «я».Представьте что вы главный герой рассказа и рассказываете от первого лица У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: У меня были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Яих очень любил и всегда хвастался:
Давайте попробуем с вами пересказать от лица Бобки первую часть.
План. · Пострадавшие штаны. · Замечательная заплатка. · Бобка –герой двора
|
Рассказывают по плану Рассказывают
|
Фронтальная Словесная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко пересказывать на аудиторию (класс) |
8 Работа с частями текса |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
А теперь ребята предлагаю вам работу в парах. Ваша задача пересказать вторую часть рассказа от имени мама. Рассказывайте рассказ не торопясь четко и выразительно. Первый раз пересказывает один ребенок в паре.Дргой его внимательно слушает и проверяет пересказ.Затем то же самое делает другой ребенок. -А диалог мамы и Бобки предлагаю проиграть у доски. -Закончили, молодцы. Мне и моим коллега понравилось как пересказывали рассказ….. - А всем остальным постараться пересказывать лучше -Ребята вы большие молодцы. Справились сэтим заданием |
Пересказывают 2 логическую часть в парах.
|
Словесная Фронтальная |
Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс) |
9. Обобщающая беседа |
|
- Чему же учит нас этот рассказ? ( Любую работу нужно выполнять аккуратно, добросовестно, красиво. Ценят тех людей, которые умеют трудиться.) Это рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в это же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям… Ребята а какую пословицу можно отнести к этому рассказу? Дело мастера боится |
|
|
|
|
10.Итог урока. Рефлексия |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечаютна них, оценивают свою работу на уроке. |
-Вот и подходит к концу наш урок. - С каким произведением поэта познакомились? - Что извлекли для себя из этого урока? Вы большие молодцы! Вот и подошел к концу наш урок. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. |
- мы познакомились с произведением «Заплатка» Различные ответы детей. (Высказывание собственных мыслей)
|
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
11.Домашнее задание |
Учитель задает домашнее задание учащимся |
Записываем домашнее задание Творческий пересказ имени Бобки и его мамы Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
Записывают домашнее задание в дневники |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания. |
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.