Технологическая карта изучения темы.
Предмет |
Музыка |
Класс |
5 |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Тема |
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
Цель |
Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.
|
Основные термины и понятия |
Жанр, инструментальная музыка, вокальная музыка. |
Планируемый результат. |
|
Предметные умения: Умение различать жанры вокальной и инструментальной музыки; выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности. .
.
|
Личностные УУД: Смыслообразование, Ценностное отношение к музыкальным традициям
Регулятивные УУД: Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, оценка
Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка 5 класс» Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы».
ТСО (технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.
|
Организация пространства. |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Самостоятельная Просмотр- анализ работ
|
ТСО: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр. |
Технология изучения.
Этапы урока |
Формируемые умения |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). |
Личностные УУД:
Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль
|
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований |
1.Добрый день ребята!
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.
Музыкальное приветствие |
Выполняют требования учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. |
Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение - находить ответы на заданные вопросы |
Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и познавательных процессов(внимание, память).
|
Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку, разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко |
Отвечают, высказывают свое мнение. |
3.Постановка учебной проблемы. |
Метапредметные УУД регулятивные: - отличать различные виды объектов выполняемого задания; -осуществлять самоконтроль; предметные: - правильно владеть музыкальными терминами; - сравнивать образы; -находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов. Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. |
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
|
Что такое жанр? Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Какие жанры вокальной музыки вы знаете?
А что стало бы с песней без стихотворного текста? Верно ли утверждение, что музыкальные средства выражают мысли композитора Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком. Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности помогают ему создать образ произведения.
|
Осталась бы одна мелодия.
Песня , романс, ария, опера.
|
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. |
Личностные УУД Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; -создание творческого и реалистичного объекта. Задания; - уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение); -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . |
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач |
Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли утверждение 1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст. А что стало бы с песней без стихотворного текста?
Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком. 3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением. СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)
Наигрываю мелодию «Вокализа» С.Рахманинова. 1.Узнали произведение? рассказывает, выражает свои мысли. Исполнение мелодии «Вокализа» С.Рахманинова Добиться плавности исполнения мелодии. Правильного дыхания. А теперь вспомним жанры инструментальной музыки. Есть в инструментальной музыке произведения, которые называются «Песни без слов». Факты из биографии Мендельсона. Среди этих «Песен без слов» есть «Песни венецианских гондольеров» Ф Мендельсона Слайд №7 Кто такие гондольеры? Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка. Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона. 1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка? 2.Какие образы в ней нарисованы? Слушание. Инструменты? 3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета? Образы?Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет. 5.К какому жанру относится эта баркарола?
|
Думают, высказывают мнения, обсуждают.
Осталась бы одна мелодия.
Балет, концерт. симфония, пьесы.
Бархатное, мягкое звучание
Жанр романса.
|
5.Открытие нового знания |
Метапредметные УУД: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике и тетради; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. |
Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки. План урока: Знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ», Ф. Мендельсон «Песня без слов». Творческая работа -самостоятельная работа Подведение итогов 4 слайд средства музыкальной выразительности произведения .
|
,Дети слушают музыку смотрят слайды, обсуждают. |
6. Первичная проверка понимания |
Метапредметные УУД: регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. |
Стали бы эти музыкальные сочинения более понятными слушателям, если бы были написаны на поэтические тексты? |
|
7.Применение новых знаний. |
Предметные: - уметь определять черты русской национальной музыки, -умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку. Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; - последовательность своих действий на уроке; познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение объясняя его критерии; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов |
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. |
Умение определять жанры инструментальной и вокальной музыки. |
|
8.Рефлексия учебной деятельности |
Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Как ты понимаешь смысл выражения : «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем.»
Подводит итог урока. Задает дом. задание. Сравнить мелодии лирических песен с мелодиями «Песен без слов», найти сходные и различные черты. |
Ответы и рассуждения детей.
Дети записывают в дневник |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.