Технологическая карта по музыке на тему:
«В детской. Игры и игрушки»
3 «Б» класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
«В детской. Игры и игрушки». |
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с пьесами вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского и с пьесами «Детского альбома» П.И. Чайковского, показать их сходство и различие. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные результаты: узнают понятие речитатив, соло, интонационная выразительность; формируют умение сравнивать музыкальные темы и образы героев на примере пьес М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; размышлять о характере музыки, научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания. Метапредметные результаты: учатся выражать в словесной форме своё мнение о содержании музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; учатся проводить сравнительный анализ пьес «С няней» М.П. Мусоргского и «Нянина сказка» П.И. Чайковского; обогащают знания о жизни детей XIX века; выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; работать парами при выполнении заданий, принимать позицию другого ученика. Личностные результаты: научатся понимать чувства персонажей музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; формируется умение активно слушать музыкальные произведения урока; умение бережно относится к своим игрушкам. Предметные результаты: узнают понятие речитатив, соло, интонационная выразительность; формируют умение сравнивать музыкальные темы и образы героев на примере пьес М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; размышлять о характере музыки, научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания. Метапредметные результаты: учатся выражать в словесной форме своё мнение о содержании музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; учатся проводить сравнительный анализ пьес «С няней» М.П. Мусоргского и «Нянина сказка» П.И. Чайковского; обогащают знания о жизни детей XIX века; выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; работать парами при выполнении заданий, принимать позицию другого ученика. Личностные результаты: научатся понимать чувства персонажей музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; формируется умение активно слушать музыкальные произведения урока; умение бережно относится к своим игрушкам. Предметные результаты: - Формирование умения сравнивать музыкальные темы и образы героев на примере пьес М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; - Развитие о характере музыки, научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.
Метапредметные результаты: Регулятивные: - Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять этапы выполнения заданий; - Развитие навыка различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.
Познавательные: - Развитие навыка ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; - Формировать понимание содержания произведения детьми.
Коммуникативные: - Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, отличительному с индивидуальным: - Формирование навыка договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - Работать в паре, группе, проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Личностные результаты: - Учиться понимать чувства персонажей музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; - Формирование умения активно слушать музыкальные произведения урока; - Формирование умения бережно относится к своим игрушкам. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование |
АРМ-педагога, мультимедийный экран, проетор, презентация, игрушки, листы бумаги, цв. карандаши, тексты песен, Музыкальны произведения: «С няней» - М. П. Мусоргский; «Нянина сказка» - П. И. Чайковский; «распевка»; дет. Песенка «Светит солнышко для всех». |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примеча-ния |
1. Оргмомент |
- Здравствуйте, дети. - Меня зовут Арина Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.
Послушай, музыка вокруг:
- Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с темой учебного раздела: «Музыка вокруг нас». |
Приветствуют учителя.
Слушают учителя.
|
|
2. Актуализация знаний |
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. - Скажите, как называют человека, который сочиняет музыку?
- А кто еще нужен, чтоб получилось воспринять в полной мере сочиненную композитором музыку?
- С каким композитором мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-
Что такое «выразительность»?
- Что такое «изобразительность»?
- Давайте с вами вспомним, что же такое интонация в музыке?
- Скажите, пожалуйста, какие же динамические оттенки в музыке существуют? - Замечательно! Мы вспомнили, что было на прошлом уроке. Вы запомнили все новые понятия, которые мы изучили. Вы большие молодцы! |
- Человека, который сочиняет музыку, называют композитором. - Еще необходимы исполнитель и слушатель.
-
На прошлом уроке мы познакомились с С.С. Прокофьевым. - «Выразительность» и «изобразительность».
- Музыкальная выразительность – это когда музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них.
- Это когда музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях.
- Это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. - Сила звука!
- Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо. |
|
3. СТИЦ |
- Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня.
-На прошлом уроке мы с вами смогли выяснить, что музыка может не только выражать чувства, но и еще она может изображать «картины», которые мы можем увидеть только в своем воображении. -А какие картины музыка может нам нарисовать?
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыки выразить доброту, отзывчивость, заботу, сопереживание?
- Совершенно верно. Музыка невероятна – с ее помощью, как вы верно сказали, можно показать все то, что мы чувствуем внутри, какое у нас настроение, а иногда, даже мечты можно услышать через мелодии. -
Сегодня продолжаем «день вместе с музыкой». И сейчас я предлагаю вам
прослушать одно музыкальное произведение.
- Посмотрите, какие предметы у меня расположены на столе. (У учителя на столе расположены различные игрушки). - Назовите эти предметы, по одному, начиная с (имя учащегося).
- Как вы думаете, для чего я принесла эти игрушки сегодня на урок? О чем мы будем говорить? - Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. - В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками. - Сегодня на уроке мы будем говорить о музыке, написанной для детей. Музыке, слушая которую сразу вспоминаются те теплые моменты, когда мы играли со своими игрушками. - Тема нашего урока: «В детской. Игры и игрушки». |
Слушают учителя.
- Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей.
- Да. С помощью музыки мы можем показать свое настроение, а многие муз. Композиторы выражают свои чувства, словно пишут рассказы.
Дети перечисляют игрушки, которые видят на столе у учителя. - Быть может, мы сегодня будем говорить об музыкальных игрушках!?
|
|
4. Работа по теме урока
|
- Скажите, а вы в детстве играли в игрушки?
- Какие
игрушки были вашими любимыми игрушками? - Опишите свою любимую игрушку.
-
А где, обычно, дети играют с игрушками? - А давайте-ка мы с вами сейчас тоже немного поиграем. На
экране будут появляться скороговорки. Вам нужно будет каждую скороговорку
прочить с разной интонацией. - Как мы с вами сейчас читали скороговорки? -Правильно.
- Понятие интонации мы с вами используем в русском языке. Давайте вспомним, какие бывают интонации?
-А как вы думаете, в музыке интонация встречается?
- Верно. Так же, помимо названного, в музыкальной интонации свойственна «речитативность». Речитативность – это вокальная форма, которая выглядит как «полупение» или же «полуречь».
- Используется речитативность в детских музыкальных монологах, которые представлены в виде пьес в творчестве русских композиторов ХIХ века.
- Сегодня мы с вами послушаем произведением Модеста Петровича Мусоргского. Но сначала познакомимся с его биографией. Биография Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Псковской губернии, умер 28 марта 1881 года в Петербурге. Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская» В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах (прочитать названия). Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.
- У Модеста Петровича Мусоргского детская тема представлена в вокальном цикле «Детская» на собственные слова. В этом цикле композитор изображал при помощи музыки тот «детский мир», который имеет огромную силу воображения и так труден для понимания взрослыми.
- В произведениях из данного цикла ведутся от лица детей, хотя сами произведения не были предназначены для них, а скорее для взрослых. Все для того – что бы «родители» лишний раз не разрушали нас за воображение, зато ,Ч то нам хочется поиграть, повеселиться, побыть наедине с самим собой. Ведь все родители когда-то тоже были маленькими, просто уже забыли…
-Давайте же прослушаем одно из произведений, для лучшего понимания и полного восприятия той атмосферы детства...
- Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?
Прослушивание произведения «С няней». - Вот мы с вами и прослушали произведение М. П. Мусоргского, которое называется «С няней».
- Какие эмоции оно у вас вызвало? Сколько исполнителей исполняют песню? Сколько действующих лиц в песне и кто они? О ком в них рассказывается? Интонации какого характера преобладают в начале песни? Как меняется музыка и почему?
- Вы наверняка заметили, что герои музыкального произведения не пели. Они пропевали слова, как бы просто разговаривая, но протяжно и мелодично. Как раз-таки в этом произведении использовалась такая форма как речитатив.
Вывод: -
Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу
спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
-
Но перед этим, давайте познакомимся с биографией композитора. Способности
юного композитора проявились в раннем
-
Давайте с вами прослушаем музыкальную пьесу «нянина сказка». Прослушивание произведения «Нянина сказка».
-
Что вы представили, когда слушали музыкальное произведении? Какие душевные
состояния ребенка передавала музыка?
-
Мы прослушали с вами два музыкальных произведения, тематика которых очень
схожа. - Скажите пожалуйста, как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?
- Давайте с вами сравним пьесу М. П. Мусоргского с песней П. И. Чайковского. - Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?
- Чем произведения М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского различны?
Вывод учителем из словдетей. |
Отвечают на вопросы учителя.
- В детских комнатах.
Слушают учителя. -Интонация.
- С выражением, с разной интонацией.
-Восклицательные, вопросительные и повествовательные.
- Да. Интонации грусти и печали, радости, восторга, тревоги и т.д.
Слушают внимательно учителя.
Настраиваются на прослушивание пьесы М. П. Мусоргского.
Слушают музыкальное произведение.
(Слушают вопросы учителя и отвечают на них исходя из собственного индивидуального восприятия муз. произведения).
Слушают учителя внимательно.
Настраиваются на прослушивание пьесы П. И. Чайквского «Нянина сказка».
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают мнение учителя.
- Беспокойство, волнение, тревогу.
Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.
- В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.
- Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского - инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского - обращение ребенка к няне.
|
|
5. Физминутка |
Думаю нам пора отдохнуть. -Правила такие же, как и в пальчиковой гимнастике. 1) я показываю упражнения - вы смотрите на меня и слушаете; 2) повторяете за мной упражнения, 3) повторяете вместе со мной, и упражнения, и текст.
Столько раз, друзья, присели, Сколько дней у нас в неделе! Мы подпрыгнем столько раз, Сколько в 3 ряду парт. Столько сделаем наклонов, Сколько бабочек весёлых. А притопнем столько раз, Сколько девочек у нас; А прихлопнем столько раз, Сколько мальчиков у нас!
-Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе. |
- Повторяют упражнения физминутки за учителем. |
|
6. Закрепление пройденного |
Распевание (Аудио с распевкой).
Разучивание песни
-
На прошлом уроке мы с вами учили первый куплет и припев.
- Итак,
вот мы и вспомнили, как звучит песня. (Учитель вместе с детьми хором поют 1 куплет и припев песни).
- А теперь, мы будем учить с вами 2 куплет. 2 купл. Золотистым ключиком, Чтоб досталось на Земле Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех, Детвора не плакала, Светит солнышко для всех, Светит одинаково.
Припев: Светит солнышко для всех,
Творческое задание
-
Давайте вспомним, какая тема нашего сегодняшнего урока?
-
Изобразите игрушки и раскрасьте их: 1. В яркие и теплые цвета: желтый, красный, оранжевый, если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, узнали много нового.
2.
Раскрасьте в холодные цвета свои игрушки, если урок прошел хорошо, но
3.
Раскрасьте игрушки в темные цвета, если урок был не интересен и ничего
нового из знаний для вас не
(Учитель осуществляет пед контроль за деятельностью детей.)
- Давайте
с вами полюбуемся на красивые игрушки. |
Дети распеваются, разогревают связки с помощью муз. Упражнения – «распевки».
Слушают внимательно учителя.
Слушают песню «Светит солнышко для всех», следят глазами молча за текстом песни, вспоминают первый куплет.
(Дети вместе с учителем поют 1 куп. и припев песни).
Учат слова песни – 2 куплет.
- Тема сегодняшнего урока звучик как «В детской. Игры и игрушки».
Слушают выполнение творческого задания.
Рисуют свои любимые игрушки и разукрашивают в цвета, с учетом задания.
Отвечают на вопросы учителя. |
|
7. Итог |
- Вот и подошёл к концу наш урок. - Как называлась тема сегодняшнего урока? - Что нового мы узнали на уроке? - С какими произведениями познакомились? - Кто написал эти музыкальные произведения? Какие музыкальные произведения вам запомнились? Какие понравились? – не понравились? Почему? |
Слушают вопросы учителя и отвечают на них. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.