ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по обучению грамоте
Для 1 класса
на тему:
Звук [и] ; буква и. Нет друга- ищи , а нашел- береги.
Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Совяк Ангелина Герасимовна
Проверили:
Учитель начальных классов: Коновалова Наталья Геннадьевна
_______________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока |
«Звук [и] . Буква и ; Нет друга- ищи, а нашел – береги. |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности педагога |
Знакомство с новым звуком [и] и буквой и, чтение слов и предложений с новой буквой. |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные : развитие познавательного интереса, соблюдать правила поведения на уроке.
Метапредметные : уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; развитие фонематического слуха, устной речи; участвовать в диалоге, определять и формировать цели на уроке.
Предметные: - Распознавать в словах звуки[и] и обозначать его буквой, - Читать слоги, слова и предложения с буквой И и . |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия |
Звук, буква |
Образовательные ресурсы |
К.С.Белорусец учебник Азбука 1 класс 2011г.; Интернет-ресурсы - https://infourok.ru/material.html?mid=16622 |
Оборудование |
Азбука, рабочая тетрадь, АРМ педагога, раздаточный материал , карточки со схемами , цветные карандаши |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
Промежуточный контроль |
1.Орг. момент |
Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок.
|
- Раз, два, три, четыре пять – Занятие нам пора начать Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь! - Добрый день, меня зовут Ангелина Герасимовна и я проведу урок обучение грамоте. Проверьте, лежит ли у вас на партах азбука, пенал с принадлежностями. |
Слушают учителя |
Фронтальный.
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
2. Сообщение темы и цели |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других.
|
- Тема нашего урока звучит так «Звук [и]. Буква И, и.» - Цель урока: познакомиться со звуками [и] и буквой И, и; научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. |
Слушают учителя
|
Фронтальный.
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
3. Повторение ранее изученного |
Развивает сравнительную способность.
|
-Сегодня к нам на урок пришёл Иван Царевич. Он просит нас о помощи, добраться до Елены Прекрасной. 3.1 Упражнения по ленте памяти. -Для начала давайте вспомним, какие буквы и звуки вы изучили на прошлых уроках. - Внимательно посмотрите на «ленту памяти». Сколько гласных букв мы с вами уже знаем?
- Буква А и О гласные или согласные?
- А что могут делать гласные буквы с согласными в словах? - В каком ряду в ленте памяти находятся буква А и О? - Почему буквы А и О находятся в красном домике?
- Какими могут быть гласные звуки? - Придумайте слова, которые начинаются на букву О (ответы детей) -Придумайте слова которые начинаются на букву А. - Сделаем вывод: в русском алфавите есть гласные буквы; гласные звуки могут смягчать или делать твердыми согласные звуки |
Слушают учителя
Мы знаем две гласные буквы А и О.
Буквы а, о гласные, так как мы можем их пропеть, и при произношении воздух не встречает препятствий
Гласные могут делать согласные твердыми и мягкими. В первом ряду ленты памяти.
Заставляют согласные звуки звучать твердо.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный.
Фронтальная
|
Регулятивные УУД: отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
|
Правильный устный ответ |
4. Выделение нового звука |
Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова. Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление Воображение.
|
-Ребята, обратите внимание на иллюстрацию. -Что на ней изображено? (Иголка)
Слого -звуковой анализ.
-Ребята как вы думаете , иголка это слово или предложение? (Слово)
-Поможем Ивану Царевичу составить схему к слову иголка. У вас на партах лежат карточки со схемой, подвиньте карточки к себе. Приготовьте цветные карандаши.
-Давайте произнесем слово «Иголка» по слогам.
-Сколько слогов вы услышали в слове «Иголка»?
-Почему в слове «иголка» 3 слога?
-Давайте проверим с помощью хлопков сколько слогов в слове «Иголка».
-Какой первый слог?
-Какой второй слог?
-Какой третий слог?
-Назовите ударный слог в слове «иголка».
-Давайте проверим , правильно ли вы определили ударный слог. Позовем слово «иголка». -Поставьте в своих карточках ударение над вторым слогом. - Какой звук вы слышите в начале слова? -Дайте краткую характеристику данному звуку. -Каким цветом мы заштрихуем первый звук? -Звук {и} одиночный поэтому обозначен на смехе квадратиком. -Какой следующий звук вы слышите? -Какой это звук согласный или гласный? -Почему? -Каким цветом заштрихуем этот звук? -Какой следующий звук? -Каким цветом заштрихуем данный звук? -Почему? -Какой следующий звук? -Каким цветом заштрихуем звук {л}? -Почему синим? -Какой следующий звук вы слышите? -Какой звук {к} мягкий или твердый? -Каким цветом будем штриховать? -Какой следующий звук слышится? -Каким цветом будем штриховать ? -Назовите слова в которых можно услышать звук {и} в начале слова. (ирис, изба, игрушка) -В середине слова. ( Афиша, аист ,абрикос ) -В конце слова (Нитки, духи , брюки) -Вспомним правило что буква И обозначает мягкость предшествующего согласного. (Нитки) Вывод: Мы узнали что звук {и} бывает ударным или безударным и обозначает мягкость предшествующего согласного. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Иголка это слово.
Произносят слово по слогам.
В слове «иголка» 3 слога.
Потому что 3 гласных звука.
Первый слог «и».
Второй слог «гол»
Третий слог «ка»
Второй слог ударный
Звук {и}.
Гласный, безударный.
Красным.
Звук г.
Согласный
При произношении звук встречает преграду в виде зубов. Синим.
Звук о. Красным. Потому что звук гласный. Звук л. Синим. Потому что звук согласный. Звук к.
Твердый.
Синим.
Звук а.
Красным.
Варианты детей. |
Фронтальная. Словестный. Наглядный. Практический. |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста |
Правильный устный ответ |
5. Знакомство с новой буквой
|
Знакомятся с алфавитным названием буквы.
|
-Ребята, Иван Царевич предлагает вам познакомится с новой буквой. -Скажите, как обозначаются звуки? -Алфавитное название буквы И (и). -Какие бывают буквы?
-Буква И бывает как заглавной так и строчной. -Как вы думаете, какие слова мы можем писать с заглавной буквы? Заглавная буква И используется при начале предложений, с ней всегда пишутся все имена собственные ( имена, фамилии, клички, прозвища, название географических объектов, городов, стран, рек и т.д.)
-Назовите мне имена собственные на букву И. -А строчная буква и пишется в других случаях. Вывод : мы познакомились с новой буквой и с алфавитным названием данной буквы. |
Смотрят на слайд
Звуки обозначаем буквами.
Буквы бывают печатные и письменные.
С заглавной буквы мы можем писать имена собственные.
Страны: Индия, Испания Имена: Ирина , Иван, Игорь Фамилии: Иванов, Игнатьев Клички: Ибис, Идол, Иджик
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный.
|
Предметные: Изучение новых букв русского языка |
Правильный ответ |
6. Физминутка |
Поддерживает тонус организма помогает расслабиться и в будущем сосредоточиться на новом материале.
|
-Пора нам отдохнуть. Первый раз показываю я , второй раз повторяете движения за мной , третий раз повторяем движения со словами. В темном лесу есть избушка. (Дети
шагают.) |
Дети слушают учителя и выполняют физминутку. |
Фронтальная
|
Регулятивные: организация своей деятельность |
Правильное выполнение упражнений |
7. Чтение слогов |
Читают жужжащим чтением. Читают в слух. Работа со слогами. |
- Мы познакомились с буквой, сейчас мы научимся читать слоги с ней. - Прочитайте слоги шепотом. - Прочитаем слоги в слух. (си, иа, ри, ио, ти/ит, ) - Как меняется звук [и] с данными согласными буквами? Почему? - Обратите внимание на слоги ти и ит. Что вы можете сказать о них? - Вывод: гласные буквы могут смягчить или делать твердыми согласные звуки. Нужно только обращать внимание где гласная буква находится в слоге. (н-р: ти – мягкий звук, ит – твердый звук)
|
-Читают слоги шепотом. -Читают слоги в слух.
Буква и смягчает предшествующую согласную.
С слоге ти буква и смягчает согласную т. А в слоге ит гласная и заставляет букву т твердо звучать. |
Фронтально-индивидуальная работа. |
Формирование умения ориентироваться в учебнике и выполнять нужное задание. |
Устный опрос. Практическая работа. |
8. Чтение слов с пометами |
Читают жужжащим чтением по столбикам. Читают в слух по столбикам. Работа со словами. |
-Давайте научимся читать слова. - Сначала вы читаете шепотом.
- Теперь прочитаем слова в слух по столбикам (фильм, фильмы, , игрушка , игрушки). Первый столбик читает …(имя) Слова выносятся на слайд: Фильм, фильмы, игрушка, игрушки. - А чем различаются слова игрушка и игрушки?
- Что происходит со звуком [и] в словах игрушка и фильм?
|
Читают слова по столбикам шепотом.
Игрушка- единственное число Игрушки- множественное число.
В слове игрушка звук- твердеет, в слове фильм звук- смягчается. |
Фронтально-индивидуальная работа. |
Формирования умения сравнивать. |
Устный опрос. Практическая работа. |
9. Чтение текста |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность. |
- Мы научились читать слова с данной буквой, теперь научимся читать предложения. - Откройте азбуку на странице 39 . Перед вами стихотворение В. Д. Берестова «Ива». Возьмите в руки карандаш и прочитайте его шепотом, при этом мысленно выделяйте слоги слияния и звуки вне слияния. - Вы прочитали стихотворение шепотом. -Теперь давайте прочитаем вслух. Читаем по цепочке по одной строчке, начинаем с первой…(парта, ряд). -Ребята назовите мне слова из стихотворения с буквой и. Вывод : Научились читать текст и находить в нем слова с новой буквой. |
-Читают текст шепотом, выделяя слоги слияния и вне слияния.
-Размышляют и отвечают на вопросы.
-Читают текст в слух выразительно.
Красивы , шепнули , ивы , стоим, красивою.
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный. |
Коммуникативные УУД: владеют диалоговой формой речи; |
Правильный устный ответ |
10. Развитие речи |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность. |
- На странице 28 найдите иллюстрацию сказки. -Рассмотрите внимательно иллюстрацию. -Найдите ошибки художника в иллюстрации и подумайте какая сказка изображена. -На данной иллюстрации изображена сказка «Иван Царевич». -Иван Царевич подготовил для нас задания. -Ребята ниже иллюстрации вы видите схему предложения. -Давайте вспомним, как обозначается первое слово в начале предложения. -Не забываем, что в конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. -Из скольки слов состоит предложение по данной схеме? - Составьте, пожалуйста , предложения по данной схеме к иллюстрации сказки «Иван Царевич». Вывод: Мы научились составлять предложения по смехе из нескольких слов. Иван Царевич хочет спросить вас: как вы понимаете смысл пословицы «Нет друга – ищи, А нашёл – береги»? (Ответы детей) - Каждому человеку нужен друг, ведь без друзей наша жизнь была бы неинтересной. Если вы нашли верного друга, то берегите свою дружбу, потому что настоящий друг никогда не оставит вас в беде. |
Ответы детей по поднятой руке.
Из четырёх.
Составляют предложения.
Ответы детей |
Слушают учителя, выполняют задания. |
Фронтальная |
Формирование навыка чтения. |
11.Итог |
|
- Молодцы! Давайте напомним нашему гостю с каким звуком мы сегодня познакомились? (Сегодня на уроке мы познакомились со звуком и) - Где может располагаться буква и? (в начале, середине и конце слова). Ребята , мы помогли Ивану Царевичу найти Елену Прекрасную. |
Звук [и] ; буква и
В начале, середине и конце слова |
Фронтальная Словестный
|
Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста |
|
12. Рефлексия |
|
Если вы считаете, что помогли друзьям изучить новый звук, поднимите синий квадратик вверх, а если вы думаете, что у них возникли сложности в изучении нового звука, поднимите красный квадратик вверх. - Спасибо за урок, до свидания! |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.