Урок: «Начало Московского царства»-
Тип урока: урок изучения и применения ЗУНов и формирование УУД
А) Предметные: формирование новых знаний о начале Московского царства, закрепление нового знания, отработка предметного смысла различения понятий и умений ориентироваться по реке времени.
Обучающая цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с понятиями «царство»; формирование представления о родственных связей правителей Московской Руси, формирование умения объяснять государственные поступки.
Развивающая цель: развитие у детей умения определять события по ленте времени, определять по дате события и век; развитие умения давать оценку правления царя Ивана 3, работать с картой.
Воспитательная цель: создание условий для формирования устойчивого положительного отношения к процессу познания; формирования чувства ответственности за результат работы в парах; формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;
б) метапредметная – развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать учебные задачи, представлять результаты работы классу, делать выводы и обобщения, давать самооценку; Развитие навыка работы с учебником, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании исторической терминологии.
в) личностная - любовь к истории, интерес к саморазвитию;
Планируемый результат: учащиеся научатся составлять схему родственных связей правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; называть имя итальянского зодчего и дату строительства успенского Собора в Московском кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства обучения: учебник окружающего мира 4 класс (Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)
Формирование УУД
Регулятивные: Целеполагание, самооценка, сличение результата.
Познавательные действия: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выделение познавательной цели, выбор наиболее эффективного способа решения.
Коммуникативные УУД: Постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение конфликтов, управление действиями партнёра
Основные понятия: Московское царство, государство, Мечеть, день освобождения, Орда, ханство.
Оборудование: документ-камера, ноутбуки, диск к учебнику Плешакова, Новицкой, ученик, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, таблица Лента времени, изображение герба, медаль Св.Георгия Победоносца, листы, клей, ножницы, вырезки фото к уроку.
Ход урока.
№ |
Название этапа |
Описание содержания этапа |
Формируемые универсальные учебные действия |
|
В деятельности учителя |
В деятельности учеников |
|||
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
Прозвенел звонок, мы садимся на урок. Говорят девиз: Торопимся мы на урок, Тихо сели. Пожелаем друг другу удачи! Слайд 1.(фото Князья за столом). Звучит музыка О.Газманова «Москва» Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит, Припев: Как вы поняли слова: Москва - по золоту икон проходит летопись времен. Что такое летопись? - Прочитайте высказывание: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Как вы понимаете данную фразу? Важно изучать историю? Как вы думаете, а может это высказывание стать девизом нашего урока? Почему? |
Произносят девиз.
Слушают 1 куплет песни.
Объясняют.
Объясняют.
Узнать что-то новое из летописи, учиться работать в парах, в группе. |
Регулятивные: волевая саморегуляция |
2 |
Актуализация знаний.
|
Проверка дом. Задания. -тест с опорой на слайды. (слайд 2-5) 1.Какой князь бросил вызов Золотой Орде? А)Иван Калита б) Юрий Долгорукий в) Александр Невский г) Дмитрий Иванович 2.Какое прозвище получил князь Дмитрий после Куликовской битвы? А) Донской б) Невский в) Долгорукий г) Красное Солнышко. 3. Когда состоялась Куликовская битва? А) в 1240г. б) в 1380г. в) в 1237г. г) в 1300г. 4.Почему Дмитрий Донской перед битвой попросил благословения в Троицком монастыре? А) ему было страшно Б) он не был уверен в победе В) вера объединяет русских Г) он просил совета у Сергея Радонежского 5. Какой город был столицей Руси в XIII в.? А) Киев б) Владимир в) Москва г) Великий Новгород 6. Какое значение имела победа на Куликовом поле для русских людей? А) Русь перестала платить дань Б) вырос авторитет Московского княжества в глазах русских людей В) войска Золотой Орды больше не нападали на Русь Г) люди поверили, что Русское государство может стать независимым. 7. Какие монахи были посланы Сергием Радонежским с князем Дмитрием? А) Илья Муромец б) Добрыня Никитич в) Пересвет г) Ослабя
Б) Фронтальный опрос. -В каком году монголы татары напали на нашу страну? Как называлось государство монголо-татар? Кто такой хан? Какая нова угроза нависла на северо-западных рубежах Руси? Когда состоялась битва на Неве? |
Учащиеся на карточках пишут ответы. Проверяют по критериям, сверяя с ответами на доске-взаимопроверка. |
. Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
2. |
Постановка проблемы. |
Ребята посмотрите на название параграфа. Как он называется? А что такое начало? А когда мы что-то начинаем какое-то дело, мы обдумываем его? А если это дело очень важное? А что может случиться, если начать дело, не имея плана, не думая о последствиях? Посмотрите еще раз на название параграфа. «Начало царства». Это важное дело? Легко ли построить царство? |
Начало Московского царства. Ответы. Да. Это дело не получится., провалится. Да. Нет. |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
3 |
Выявление и фиксация места и причины затруднения
Гипотезы. |
А что случилось с русскими землями? К чему привели усобицы между князями? Кто первым начал собирать русские земли? Почему надо было царство строить заново? - Московские князья уже давно собирали русские земли, но только не объединили их. - Слайд 6 - Иван III получил прозвище Великий. (вывешиваю карточку и фото царя). Слайд 7- Какой возникает вопрос? (Почему Иван 3 прозван Великим?) Какие у вас возникают предположения?
|
Приходят к выводу, что Русь была измученная татарскими нашествиями. Почему Иван 3 прозван Великим? Потому что много сделал, чем-то прославился, укрепил страну.
|
|
5
|
Планирование деятельности. |
А что нам необходимо сделать, чтобы понять, за что его прозвали Великим? Какую поставим цель нашей учебной деятельности? Какие знания получим? Какие умения должны выработать? Для чего нам нужно изучать эту тему? Где нам могут пригодиться знания по этой теме? А как я смогу понять, что вы поняли тему? Составим план нашего урока. Слайд 8- План урока. 1. Объединение княжеств. (Внешняя политика). 2. Культура. 3. Правление Ивана 3. 4. Правление Ивана 4. |
Понять, найти, узнать, что изменилось в стране. Кто такой Иван Великий и почему его так назвали.
Ответы детей.
Дадите нам задания или тест. |
|
6 |
Поиск решения проблемы.
mimio |
Чтобы ответить на поставленные вопросы мы разделимся на группы. Сейчас мы поработаем в группах. Какие правила необходимо выполнять, работая в группе? Свои открытия вы оформите в виде цитат на альбомном листе. Работа в группах. (даю задания): 1 группа - Прочитать материал учебника стр.32-33. и дополнительного материала. Внешняя политика . 2 группа- Культура. (Как украшал Москву и укреплял ее авторитет).
-Почему Успенский собор в Москве, копия Собора во Владимире? ( стр.33 учебника)
3 группа- Что Иван III сделал для повышения престижа Руси? (Работа с текстом учебника- стр. 32-33). Объясните, что означает изображение на гербе? Чем герб похож на наш современный герб? (стр.32)
|
Называют правила работы в группе.
Работа с текстом учебника + (сравнение Успенского собора с Владимирским). Хотел показать свою независимость. Ведь г.Владимир долгое время был столицей княжества. старый город. (Княжество-Владимирско-Суздальской). Породнился с Византией с которой Россия брала пример +картинка герб вначале параграфа рассматривают. |
Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
4 |
Первичное закрепление. |
Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Представители от группы зачитывают свои выводы. Как изменилась жизнь на Руси? Почему орда потеряла свое былое могущество? Кто такие казаки? Почему татарский царевич перешел к московскому князю? Какой князь положил ордынскому владычеству? Почему Иван 3 давал земли царевичам из Литвы и Орды? Слайд 4-ЭОР (Диск к учебнику Плешаков А.А., Новицкой М.Ю.) Как изменились границы Руси при Иване III Можно ли считать Ивана III Великим? Почему? Ребята, а вот правившие за Иваном 3 Василий 3 и Иван 4 тоже сделали много для русского государства, но их не называют. Как вы думаете, почему? Давайте прочитаем текст. Слайд 9(диск к учебнику) – Работа с текстом на стр. 34-35 учебника и узнаем, что положительного было в деятельности Ивана 4 (Грозным не называю). Какие задачи стояли перед молодым царем? Как было организовано управление в Московском царстве? Как это отразилось на культуре и религии страны? Что такое мечеть? А где мы в жизни встречались с вами с мечетью? Приверженцы, какой веры молятся в мечети? Слайд (диск к учебнику) Почему в городе Казани есть православный храм и мусульманская мечеть? Ответьте на вопрос: какие народы вошли в состав Русского государства? Слайд 4 презентации Карта «Московское царство». Кто попробует показать на карте образованное Московское царство? Как вы поняли, почему на территории современной России живет столько разных народов? Какие традиции сохранились в их общении с тех времен? Об этом союзе говорят и многие русские фамилии: Кузнецов, Муромов и другие. Попробуйте объяснить происхождение фамилий: Тимирязев, Аксаков… Прочитайте на страницах «Умного совенка» стр.128 текст. А может кто-то из вас знает, что обозначают ваши фамилии? |
Подводят итог изученному и зачитывают подтверждения.
Он назвал себя царем. Он создал 1 земский собор. Он создал судебник.
Он присоединил осколки золотой орды. (Казанской, Астраханское царство, начал присоединять Сибирь). Расширил территорию.
1 ребенок показывает на карте.
В г.Касимове.
Дают пояснение.
Перечисляют.
Ответы учеников.
Несколько у-ся объясняют. |
Коммуникативные: умение эффективно распределять роли, договариваться и сообщать о результате работы в паре. Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения.
|
5 |
Самостоятельная работа. |
Работа с рабочей тетрадью стр. №2 стр. 18-19 -5 минут. Какое задание вам нужно выполнить? Рассмотрите картины в рабочей тетради великого русского художника А.М. Васнецова Московский Кремль при Дмитрии Донском и Московский Кремль при Иване 3. Запишите их различие. |
Читают. |
|
6. |
Включение в систему знаний.
|
За что Ивана 4 можно назвать Великим? Ребята, а еще Иван 4 хотел завоевать для России Балтийское море, воевал с крымским ханом и сделал много хорошего. Он получил совсем другое прозвище. Кто знает, какое? Этот вопрос я оставляю на дом.
|
Делают вывод.
Иван Грозный. |
|
6. |
Рефлексия деятельности. Итог урока. |
Проверочная работа- Фронтальный опрос:
1)-Сколько лет потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? 2)Кто в это время правил на Руси? 3) Каким он был человеком?
4) Какие изменения к этому времени произошли?
5) Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?
6) Когда это произошло? Выберите:1240, 1480, 1380 7) О чем заботился Иван 3?
8)Какие изменении произошли? 9)Раб.тетрадь стр.19 №3. Отметьте галочкой Успенский собор в Москве. 10)Кто был последователем Иван 3?(Иван 4) Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились?– Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
Посмотрите на слайд 2 (ЭОР), а как вы думаете, а что нам рассказывает фотография Касимова? Что такое мечеть? Почему ее можно отнести к нашему уроку? -Какой вывод мы сделаем по нашему уроку? Соотнесите свой вывод с выводом учебника-стр.35-Читают Какой вклад внес князь Иван 3 в освобождение от ордынского владычества? Почему это стало возможным? Для чего необходимо знать историю своего края? Какие уроки дает нам история? Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях? Какие задачи ставили на урок? + Удалось решить поставленные задачи? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? Где можно припомнить новые знания? Чему нам ещё предстоит научиться? + Оцените свою работу на уроке с помощью обозначений: если вам было интересно на уроке, вы поняли материал, то выбирает-
если вы поняли, но возникают еще вопросы, то ставите-
если вам было трудно и не интересно, то выбираете_
|
Отмечают в рабочей тетради. 100 лет Иван 3 Дальновидным, расчетливым и осторожным. Окрепла Русь, расширились пределы, объединение земель вокруг Москвы. Иван 3 отказался платить дань 1480г Об укреплении Москвы. Перестроили Кремль, возведены кирпичные здания и башни, строились соборы.
Оценивают работу на уроке. |
Регулятивные: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности, планирование переноса полученных сведений в использование в реальной жизни. |
Домашнее задание. |
Узнать, почему Ивана IV назвали Грозным. Почитать статью стр.32-35 Отвечать на вопросы учебника стр. 35 «Проверим себя», |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град! Федор Глинка
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.