Технологическая карта по ознакомлению с предметным миром.
Тема: «Путешествие в прошлое светофора».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: ознакомление детей с историей светофора.
Задачи:
образовательные: обогащение знаний детей историей светофора о процессе преобразования этого устройства человеком;
развивающие: развивать память, мышление, воображение, ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
воспитательные: воспитывать интерес к занятию.
Словарная работа:
обогащения словаря: семафор.
активизация словаря: регулировщик, светофор, шлагбаум.
Материалы, оборудование(средства): иллюстрации регулировщика, светофора, семафора, шлагбаум.
Методы, приемы (способы): демонстрация иллюстраций, дидактическая игра.
Подготовительная (предварительная) работа: беседа о светофоре.
Форма организации: фронтальное, в группе, за столом.
Планируемый результат занятия: обогащение знаний детей о истории светофора.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1 |
Организационно-мотивационный этап (вводная часть) |
Вызвать интерес у детей к занятию |
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не в простое путешествие, а в путешествие прошлого очень интересного предмета. |
Ответы детей |
Дети заинтересованы |
2 |
Основной этап |
|
|
|
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий |
Вы готовы узнать о каком прошлом предмете мы будем говорить? |
Ответы детей |
Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий |
2.2 |
Этап восприятия материала |
Обогащение знаний детей историей светофора о процессе преобразования этого устройства человеком |
- Тогда присаживайтесь за столы. Давайте вспомним правила дорожного движения. 1. Кто является пешеходом?
2. Кто является пассажиром?
3. Где должны ходить пешеходы?
4. Как правильно переходить дорогу?
5. Какие сигналы светофора вы знаете?
-А как вы думаете, почему запрещающим сигналом является красный? - Верно. Из-за того, что красный цвет заметнее, большинство дорожных знаков обведено красной каемкой. А еще красный цвет обозначает опасность, огонь. Поэтому красный цвет призывает к осторожности!
- А что напоминает желтый цвет?
- Солнышко у нас может быть другом (согреть), или врагом (Можем перегреться, заболеть.) Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!» (Выставляется карточка – солнышко.)
- А что нам напоминает зеленый цвет?
- Верно! Мы любим отдыхать на природе, там спокойно. Это безопасность. (Выставляется карточка –травка.)
- В каком порядке расположены сигналы светофора?
-Как вы думаете, ребята, в прошлое какого предмета мы с вами отправимся?
Правильно, светофора!
Физминутка: «Сигналы светофора».
- Давайте поиграем в игру «Сигналы светофора».
- Ребята, у меня три круга: красный, желтый и зеленый. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения. Желтый – хлопки в ладоши; зеленый - ходьба на месте; красный – приседания.
- Ребята, мы с вами попали в прошлое предмета.
- Что вы знаете об возникновении светофора? Когда он появился? Сейчас я вам расскажу, откуда же появился светофор, и кто его изобрел.
- Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях (Иллюстрация 1).
Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать (Иллюстрация 2). Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики. (Иллюстрация3). Кто такой регулировщик?
- Шло время, появились первые автомобили (иллюстрация 4), движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал светофор.
Первый светофор появился в Лондоне 140 лет назад, стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора (иллюстрация 5). Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали (иллюстрация 6).
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского (иллюстрация 7). Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением (иллюстрация 8).
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет(иллюстрация 9).
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт - Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа (иллюстрация 10). А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор. |
Пешеход – это человек, идущий пешком. Пассажир – это человек, кроме водителя, находящийся в транспортном средстве По тротуару
Приготовиться. Посмотреть налево. Осмотреть направо. Дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше. Красный, желтый, зеленый
Он яркий, виден издалека.
Желтый напоминает солнышко.
Зеленый цвет напоминает поля, луга, леса.
Сверху красный, желтый - посередине, зеленый – внизу. В прошлое светофора
-Светофор создали люди. Он появился очень давно.
Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать.
|
Дети наполнены новыми знаниями о истории светофора о процессе преобразования этого устройства человеком |
2.3 |
Этап практического решения проблем |
Развивать память, мышление, воображение, ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира |
Дидактическая игра: Название: «Загадки» Обучающая задача: развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Игровая задача: давать правильный ответ на загадку. Правила игры: ответы давать по поднятой руке, дослушивать ответы сверстников до конца. За каждый правильный ответ дается карточка. 1.Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти.
2.Милицейских нет фуражек, А в глазах стеклянный свет, Но любой машине скажет: Можно ехать или нет.
3.У полоски перехода, На обочине дороги, Зверь трёхглазый, одноногий, Неизвестной нам породы, Разноцветными глазами Разговаривает с нами. Красный глаз глядит на нас: - Стоп! - гласит его приказ. Жёлтый глаз глядит на нас: - Осторожно! Стой сейчас! А зелёный: что ж, вперёд, Пешеход, на переход! Так ведёт свой разговор Молчаливый. Дидактическая игра: «Собери светофор». Обучающая задача: развивать внимание, зрительное восприятие. Игровая задача: правильно собрать светофор и назвать значение его сигналов для водителей. Правила игры: нужно правильно собрать светофор и найти правильный светофор. Каждому столу дается конверт с пазлом светофора, нужно собрать пазл и найти правильный светофор. |
Светофор
Светофор
Светофор
|
Дети развили память, мышление, воображение, ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира |
3 |
Заключительный этап |
Воспитывать интерес к занятию |
-Итак, о каком предмете мы сегодня с вами говорили?
-Скажите, что нового вы сегодня узнали?
|
- Сегодня мы говорили о светофоре. - Мы сегодня узнали, кто изобрел и когда светофор. Раньше не было светофора, вместо него был человек- регулировщик.
|
Дети заинтересованы занятием |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.