Технологическая карта по письму на тему: «Письмо слов с изученными буквами. Слова, которые отвечают на вопрос что делают?» (1 класс) "Система Л.В. Занкова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель: Обобщение и систематизация знаний о написании букв ж, ш, ч, ц, щ, о написании слов с буквосочетаниями ча, ща; чу, щу; жи, ши; повторение материала о словах, которые отвечают на вопрос: что делают?
Иконка файла материала письмо буквы ш щ ц ч ж.docx

 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по письму на тему:

«Письмо слов с изученными буквами. Слова, которые отвечают на вопрос что делают?» (1 класс)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 36

Бодрова Виолетта Андреевна

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур. / класс

«Письмо слов с изученными буквами. Слова, которые отвечают на вопрос что делают?». 1 класс

УМК

«Система Л.В. Занкова»

Цели деятельности педагога

Обобщить и систематизировать знания о написании букв ж, ш, ч, ц, щ, о написании слов с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу; жи, ши; вспомнить слова, которые отвечают на вопрос: что делают?

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Метапредметные:

· регулятивные принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить в них коррективы, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

· познавательные осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

· коммуникативные допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Предметные: анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу; жи, ши. Оформлять начало и конец предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование

«Тетрадь по письму» №4 Нечаева Н.В. 1 класс, документ камера, презентация, ноутбук, колонки, указка, карандаш зелёный, синий, ручка.

 

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

I. Орг. момент.

Слайд №1 В начале урока включается музыка. (около 40 сек)

Учитель делает музыку немного тише.

- Тихонечко садитесь на свои места.

- Сейчас я прочитаю загадку, вы внимательно послушайте, а затем хором назовите ответ.

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы –

Время скажут вам…

- Как вы думаете, почему я загадала вам загадку про часы?

 

- Поделитесь со мной, что интересного вы запомнили с прошлого урока?

Слайд №2

- На этом уроке я решила продолжить разговор о часах.

- Но я хотела бы у вас спросить, только ли мир ограничивается теми часами, которые созданы руками человека?

- А какие ещё часы существуют в мире?

- Да, действительно, в мире существует множество уникальных часов, которые были созданы ещё задолго до изобретения маятника. Это биологические, цветочные, живые часы и т.д. Слайд №3

Стоят у парт и слушают музыку.

Подготавливают всё необходимое, слушают учителя.

 

 

 

ЧАСЫ.

 

Т.к. на прошлом уроке говорили про часы и т.д.

Дети рассказывают учителю, что они запомнили.

 

 

 

 

Нет.

Биологические часы, природные часы, цветочные часы и тд

Фронтальная.

Л. Соблюдение правил поведения на уроке.

К. Готовность слушать учителя.

Зрительный контакт с детьми.

Хоровой ответ детей.

II. СТиЦ.

 

 

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать как можно больше интересного про природные «часы» и будем учиться чувствовать время, поэтому сегодня во время выполнения каждого задания время будет ограничиваться.

- Выполняя задания в прописи мы будем получать возможность знакомиться с новым знанием.

- Вот и первое задание. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Слайд №4

- Прочитайте эти буквы вслух. Имя ученика…

- Эти буквы здесь не спроста. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке письма?

- Сегодня мы будем писать слова и предложения с данными буквами, а также с буквосочетаниями ча, ща; чу, щу; жи, ши.  Слайд №5

- Скажите, чем необычны данные сочетания?

- Устно распределить данные буквосочетания на группы.

 

- Сколько групп вышло? (проверка Слайд №6 Триггер)

- Назовите, какую группу выделили первой? (отдельных учеников) Назовите правило написания данных сочетаний.

- Назовите 2 группу, 3. Каким правилам подчиняется написание данных буквосочетаний.

- Хорошо, мы повторили правила написания некоторых буквосочетаний. Сейчас будем тренироваться в каллиграфическом написании этих букв. Откройте прописи на странице 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы.

Ж(жэ), Ш(ша), Ч(чэ), Ц(цэ), Щ(ща)

Будем писать слова, предложения с этими буквами.

 

Их написание подчиняется определённым правилам.

3 группы.

 

Жи, ши.

Жи, ши – пиши с и.

 

Ча, ща. Чу, щу.

Ча, ща – пиши с а. Чу, щу – пиши с у.

Фронтальная.

К. Умение слушать друг друга.

Л.  Сохранять мотивацию к учебе.

Л.  Проявлять интерес к новому учебному материалу.

 

Активное участие на уроке.

III. Письмо букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

- Обратите внимание на ряд букв в задании сверху.

ж ш ч ц щ Слайд №7

- Произнесите хором подряд звуки, обозначенные этими буквами. 3-4

-Что у них общего?

- На какие группы их можно разделить?

 

- Обозначим эти звуки буквами.

- Какие правила каллиграфии будете соблюдать при написании букв?

-Чтобы красиво и правильно написать буквы, надо размять пальцы.

- Поставьте руки на локотки, 1 раз я показываю, вы смотрите и запоминаете, 2 раз мы делаем вместе, 3 раз закрепляем.

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы –

Время скажут вам часы.

- Сядьте прямо, ручку возьмите правильно, соблюдайте наклон тетради.

- Вторая строка после букв поделена у вас на 2 части, правую и левую. Ваша задача сейчас прописать в данной строчке с левой стороны с начала строки соблюдая букву пробела буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки, а с правой стороны после черты написать буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

Учитель ходит по классу, проверяет.

- Имя ученика…какие буквы написал(а) с левой стороны? В чём их особенность?  Слайд №8

 

 

 

- Имя ученика…какие буквы записал(а) с правой стороны?  Слайд №9

 

- В чём их особенность?

 

 

- Ещё раз вспомните и назовите правила, связанные с данными буквами.

- Пропишите данные правила в последней строчке, соблюдая букву пробела, и под каждой гласной данных буквосочетаний отметьте точку красным карандашом.

Учитель обходит класс.

- Имя ученика… прочитай, что ты написал(а)?

- Хорошо.  Слайд №10 АУДИО

- Знаете ли вы, какие часы в старину называли природными или живыми?  Кто догадался? Слайд №11

Конечно, в старину в деревне такими живыми часами был, Петух. С древних времён петух, как и солнце, отсчитывает время. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра. Во все времена петух был своеобразным будильником, так как человечество жило согласно «солнечным часам» и вставало с восходом солнца, а ложилось с его заходом.

Слайд №12 Вообще, к живым часам относятся многие другие птицы. Говорят, что если запел соловей, то значит ещё ночь, позже поёт жаворонок, в пять утра – зяблик, а воробей начинает петь – чирикать в 7 утра.

 

 

 

Произносят хором.

Согласные.

Всегда твёрдые согласные и всегда мягкие согласные.

Наклон, буква пробела.

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с действиями учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут.

 

 

Ж, Ш, Ц

Они всегда обозначают твёрдый согласный звук.

Ч, Щ

Они всегда обозначают мягкий согласный звук.

Жи-ши – пиши с и, ча-ща – пиши с а, чу-щу – пиши с у.

 

Пишут.

 

 

Читает.

 

 

Петух.

Фронтальная, индивидуальная.

П. анализировать объекты, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Р. Определять самоцель на уроке.

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

 

Активное участие на уроке. Правильные ответы на вопросы учителя.

 

 

 

Правильное выполнение заданий учителя.

 

 

 

 

 

IV. Письмо предложений с предварительным анализом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы отработали каллиграфическое написание букв, вспомнили правила написания буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу. Теперь мы отработаем навык списывания предложения, перевода печатного текста в письменный, а также вспомним, какие слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

- Прочитайте стихотворение Самуила Маршака (с.24 «Пропись часть 4»)жужжащим чтением Слайд №13

- Прочитаем стихотворение вслух по 1 предложению – читает 1 парта.

- Обратите внимание, почему каждая строчка начинается с заглавной буквы?

 

 

 

- Что ставится в конце каждого предложения?

- Назовите опасные места в слове ВОРОБЬИ. Объясните. Подчеркните эти места.

- Теперь назовите опасные места в слове ПРОВОДАМ. Объясните, почему это трудность в написании. Подчеркните эти места.

- В слове СКАЧУТ.

- В слове ХОХОЧУТ.

 

 

- Сейчас прочитайте про себя 1 предложение. Обратите внимание на трудные случаи написания. Читайте предложение по частям и пытайтесь запомнить, после того, как вы убедились в том, что запомнили предложение и разобрали все трудности, можете начинать его списывать. Обращаю ваше внимание на то, что вам необходимо печатный текст перевести в письменный, а также, что предложение взято из стихотворения и пишется в две строки, начало каждой строки пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Списываем частями или целыми словами. В конце проверьте, правильно ли вы списали предложение.  Слайд №13 клик (алфавит) В помощь – алфавит.

- Начинаем работать.

Учитель ходит по классу, следит. Отмечает себе лучшие работы.

- Молодцы все, очень порадовала усердная работа…(имена учеников)

- О ком говорится в предложении?

- Подчеркните слово 1 чертой простым карандашом по линейке.

- Воробьи что делают?

-Как в русском языке называются слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

- Подчеркните каждое из этих слов 2-мя чертами.

- Ну что ж, вы плодотворно поработали. Пришло время получить порцию интересной информации.

Слайд №14

- Скажите, как вы думаете, что такое биологические часы?

- Суточному ритму подчиняется всё живое на Земле, природа наградила нас часами задолго до изобретения маятника. Биологические часы определяют биение сердца, ритм дыхания, сна и бодрствования. Они будят нас утром не менее точно, чем будильник. В человеке, в животных и растениях природой заложен и биологический календарь, обеспечивающий годовой и месячный ритм активности.

- Удивительно, что даже на примере пчел можно сказать, что они обладают довольно высоко развитым чувством времени. По наблюдению многих исследователей, они в определенное время вылетают на поиски пищи и возвращаются в улей. Безусловно, без внутренних биологических часов они этого сделать не смогли бы.  Слайд №15

- Биологические часы обнаружены почти у всех живых организмов, начиная с одноклеточных и кончая самыми высокоорганизованными - животными и человеком. Однако у человека действие биологических часов зависит от многих факторов, и их экспериментальное изучение более сложное и трудоемкое.  Слайд №16

 

 

 

 

 

 

 

Читают жужжащим чтением.

Читают вслух.

 

Так как это стихотворение, каждая строчка должна быть написана с заглавной буквы.

Точка.

Ударение на И, значит две О безударные.

Ударение на А. Две О безударные.

 

Чу-щу пиши с у.

Ударение на 2 О. 1 О безударная. Чу-щу пиши с у.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинают работу.

 

 

 

 

 

О воробьях.

 

 

Скачут, хохочут.

 

 

Глаголы.

Подчёркивают.

 

 

 

Часы в человеке, живые и природные часы…

 

Фронтальная, индивидуальная.

Р. Выполняют задания по инструкции учителя.

Л. Имеют желание работать.

П.  владеть основами смыслового чтения текста.

 

Работа в прописи. Активная работа на уроке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Письмо слов.

 

- Мы отработали навык списывая и перевода печатного текста в письменный, теперь поработаем со словами и попробуем определить, какие буквы в словах обозначают мягкий звук, а какие твёрдый, подчеркнём их карандашом зелёного или синего цвета и выпишем слова, в которых все согласные звуки мягкие.  Слайд №17

- Прочитайте слова жужжащим чтением. Теперь вслух прочитает…

- Найдите в этих словах правила про буквосочетания, которые мы сегодня уже повторяли.

- Назовите эти слова.

 

- Сейчас один ученик выходит ко мне с прописью. (учитель даёт зелёный и синий карандаш, ручку) Кладём тетрадь под документ камеру.

- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните те согласные буквы, которые обозначают мягкий согласный звук.

- Теперь возьмите синий карандаш, подчеркните те буквы, которые обозначают твёрдый согласный звук.

- Сравните с документом камерой. Поднимите, у кого также, кто видит ошибку и тд.

- Напишите ниже в строчку слова, в которых все согласные звуки мягкие. Соблюдайте букву пробела. Спина прямая, тетрадь под наклоном, ручку держим правильно.

(Учитель ходит по классу)

- Многие выполнили задание верно. Хорошо справились с заданиями (имена учеников).

- Теперь вы узнаете ещё кое-что очень интересное. Оказывается, бывают и цветочные часы. Как вы думаете, по какому принципу они работают?

-  Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени. И даже создать из них своеобразные часы.  Слайд №18

- Еще в Древнем Риме начали высаживать цветы, которые открывались и закрывались в определенное время дня.  Слайд №19 Но первые настоящие цветочные часы подобрал известный шведский натуралист Карл Линней в 18 веке. Используя свои наблюдения о биоритмах различных видов цветов, он составил из них такую композицию, в которой каждому часу дня соответствовало какое-то событие. Эти часы находились в городе Упсала в Швеции.  Слайд №20

Цветочные часы, которые теперь можно встретить у нас в городах, это уже не совсем те часы, которые имел ввиду Карл Линней. Чаще всего это просто цветочная клумба, внутри которой спрятан механизм, двигающий стрелки и играющий каждый час какую-то мелодию.  Слайд №21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чу-щу пиши с у.

В слове щуки.

Жи-ши пиши с и. В слове шить.

 

Ученик выполняет задание вместе с детьми.

 

Н, й, ч, к, т, щ, к.

 

Ш.

 

 

 

 

 

 

Ученик садится на своё место.

 

 

 

Предположения детей.

Фронтальная, индивидуальная.

К. Понимать речь учителя.

Р. Уметь выполнять действия по образцу.

Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Р. проводить сравнение, классификацию по разным критериям.

Работа в прописи.

Зрительно.

Работа ученика с документом камерой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Физминутка на опорно-двигательный аппарат.

(на 20 минуте)

- Пора немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Разойдитесь по классу так, чтобы всем было удобно.  Первый раз я показываю, вы внимательно смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе, а третий закрепляем.

Часы

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.

- Садитесь на свои места.

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная.

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

 

 

Выполнение упражнений по образцу.

VII. Письмо слов.

 

- Теперь выполним последнее задание, в котором вспомним особенности написания и оформления на письме стихотворения. Далее подберём и допишем в строчках недостающие слова.  Слайд №22

- Прочитайте слова, обозначенные в задании жужжащим чтением.

- Вслух прочитает… (имя ученика)

-О чём можно написать текст, используя эти слова?

 

-Сколько строк в стихотворении? (И. Винокуров)

- Выделите, в чём особенности написания стихотворения.

 

 

- Сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача распределить слова по строчкам и вписать их. Вспомним правила работы в парах. Мы выслушиваем мнение собеседника, делимся своим и принимаем общее решение. Договоритесь и решить, какое слово допишите на каждую строчку.

- Свои ответы записываете в прописи. Пара, которая выполнила задание, должна поднять руки взявшись в замок, соблюдаем дисциплину.

(учитель ходит по классу, следит)

- Теперь будем проверять. Слайд №23

- Что записали в первой строчке…, во второй, в 3, в 4? А кто выполнил не так?

-Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением.

- Как вы думаете, зачем автор использует так много уменьшительно-ласкательных слов?

 

-С чем автор сравнивает снежинки?

- Почему он делает именно такое сравнение?

 

- Молодцы, вы справились с данным заданием, самой быстрой и продуктивной были пары (имена)

 

 

 

 

 

Пушинки, лужок, снежок, снежинки.

О зиме, о снегопаде, о снежинках.

4.

Должна быть рифма (созвучие окончаний), каждая строчка записывается с заглавной буквы.

Работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лужок, снежок, снежинки, пушинки.

Полянка, лужок, снежок.

Чтобы передать приятные эмоции и мягкие чувства.

С пушинками.

Потому что они тоже лёгкие, выглядят мягко и с неба падают, как пушинки.

Фронтальная, индивидуальная, парная

К. Понимать речь учителя.

Р. Уметь организовывать рабочее место, правильно сидеть.

K. учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнера.

 

Работа в прописи. Парные обсуждения.

VIII. Итог.

-  Слайд №24 Ну что ж, возвращаясь к нашим природным часам хочу сказать, что у каждого из нас свои внутренние ритмы, которые определяют нашу активность, побуждают птиц петь ни свет, ни заря, пчёл лететь собирать мёд, а сов прятаться в полумрак для отдыха. Биологические часы в каждом из нас создают поистине уникальные вещи.

- Скажите, пожалуйста, какие интересные факты вам запомнились больше всего.

- Написание каких букв мы сегодня повторили?

- Какие правила мы вспомнили?

 

 

- Как называются слова в русском языке, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос: Что делают?

Формулируют полные ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

Перечисляют.

 

ж,ш,ч,ц,щ.

жи-ши – пиши с и, ча-ща – пиши с а, чу-щу – пиши с у.

 

 

глаголы.

Фронтальная.

Р. Обсуждение и выстраивание своего мнения, суждения.

П. Делать выводы.

 

Ответы на вопрос.

 

 

 

 

 

IX. Рефлексия.

-  Слайд №25 Сегодня вы очень хорошо поработали, и я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

- Вам необходимо закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Сегодня у меня получилось…

Сегодня у меня возникли трудности в…

- На этом всё, спасибо за урок!

Заканчивают предложения по смыслу и своему личному мнению.

Фронтальная.

Р. Оценивают результаты своей деятельности.

Л. ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Дети заканчивают предложения.

 


 

Посмотрите также