ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по письму на тему:
«Письмо слов с изученными буквами. Слова, которые отвечают на вопрос что делают?» (1 класс)
Выполнила:
студентка группы Ш – 36
Бодрова Виолетта Андреевна
Соликамск, 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
«Письмо слов с изученными буквами. Слова, которые отвечают на вопрос что делают?». 1 класс |
УМК |
«Система Л.В. Занкова» |
Цели деятельности педагога |
Обобщить и систематизировать знания о написании букв ж, ш, ч, ц, щ, о написании слов с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу; жи, ши; вспомнить слова, которые отвечают на вопрос: что делают? |
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Метапредметные: · регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить в них коррективы, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. · познавательные – осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). · коммуникативные – допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Предметные: анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу; жи, ши. Оформлять начало и конец предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, парная, индивидуальная. |
Оборудование |
«Тетрадь по письму» №4 Нечаева Н.В. 1 класс, документ камера, презентация, ноутбук, колонки, указка, карандаш зелёный, синий, ручка.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
I. Орг. момент. |
Слайд №1 В начале урока включается музыка. (около 40 сек) Учитель делает музыку немного тише. - Тихонечко садитесь на свои места. - Сейчас я прочитаю загадку, вы внимательно послушайте, а затем хором назовите ответ. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Стрелка та не для красы – Время скажут вам… - Как вы думаете, почему я загадала вам загадку про часы?
- Поделитесь со мной, что интересного вы запомнили с прошлого урока? Слайд №2 - На этом уроке я решила продолжить разговор о часах. - Но я хотела бы у вас спросить, только ли мир ограничивается теми часами, которые созданы руками человека? - А какие ещё часы существуют в мире? - Да, действительно, в мире существует множество уникальных часов, которые были созданы ещё задолго до изобретения маятника. Это биологические, цветочные, живые часы и т.д. Слайд №3 |
Стоят у парт и слушают музыку. Подготавливают всё необходимое, слушают учителя.
ЧАСЫ.
Т.к. на прошлом уроке говорили про часы и т.д. Дети рассказывают учителю, что они запомнили.
Нет. Биологические часы, природные часы, цветочные часы и тд |
Фронтальная. |
Л. Соблюдение правил поведения на уроке. К. Готовность слушать учителя. |
Зрительный контакт с детьми. Хоровой ответ детей. |
II. СТиЦ.
|
- Сегодня на уроке мы постараемся узнать как можно больше интересного про природные «часы» и будем учиться чувствовать время, поэтому сегодня во время выполнения каждого задания время будет ограничиваться. - Выполняя задания в прописи мы будем получать возможность знакомиться с новым знанием. - Вот и первое задание. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Слайд №4 - Прочитайте эти буквы вслух. Имя ученика… - Эти буквы здесь не спроста. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке письма? - Сегодня мы будем писать слова и предложения с данными буквами, а также с буквосочетаниями ча, ща; чу, щу; жи, ши. Слайд №5 - Скажите, чем необычны данные сочетания? - Устно распределить данные буквосочетания на группы.
- Сколько групп вышло? (проверка Слайд №6 Триггер) - Назовите, какую группу выделили первой? (отдельных учеников) Назовите правило написания данных сочетаний. - Назовите 2 группу, 3. Каким правилам подчиняется написание данных буквосочетаний. - Хорошо, мы повторили правила написания некоторых буквосочетаний. Сейчас будем тренироваться в каллиграфическом написании этих букв. Откройте прописи на странице 24. |
Буквы. Ж(жэ), Ш(ша), Ч(чэ), Ц(цэ), Щ(ща) Будем писать слова, предложения с этими буквами.
Их написание подчиняется определённым правилам. 3 группы.
Жи, ши. Жи, ши – пиши с и.
Ча, ща. Чу, щу. Ча, ща – пиши с а. Чу, щу – пиши с у. |
Фронтальная. |
К. Умение слушать друг друга. Л. Сохранять мотивацию к учебе. Л. Проявлять интерес к новому учебному материалу.
|
Активное участие на уроке. |
III. Письмо букв.
Пальчиковая гимнастика.
|
- Обратите внимание на ряд букв в задании сверху. ж ш ч ц щ Слайд №7 - Произнесите хором подряд звуки, обозначенные этими буквами. 3-4 -Что у них общего? - На какие группы их можно разделить?
- Обозначим эти звуки буквами. - Какие правила каллиграфии будете соблюдать при написании букв? -Чтобы красиво и правильно написать буквы, надо размять пальцы. - Поставьте руки на локотки, 1 раз я показываю, вы смотрите и запоминаете, 2 раз мы делаем вместе, 3 раз закрепляем. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Стрелка та не для красы – Время скажут вам часы. - Сядьте прямо, ручку возьмите правильно, соблюдайте наклон тетради. - Вторая строка после букв поделена у вас на 2 части, правую и левую. Ваша задача сейчас прописать в данной строчке с левой стороны с начала строки соблюдая букву пробела буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки, а с правой стороны после черты написать буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки. Учитель ходит по классу, проверяет. - Имя ученика…какие буквы написал(а) с левой стороны? В чём их особенность? Слайд №8
- Имя ученика…какие буквы записал(а) с правой стороны? Слайд №9
- В чём их особенность?
- Ещё раз вспомните и назовите правила, связанные с данными буквами. - Пропишите данные правила в последней строчке, соблюдая букву пробела, и под каждой гласной данных буквосочетаний отметьте точку красным карандашом. Учитель обходит класс. - Имя ученика… прочитай, что ты написал(а)? - Хорошо. Слайд №10 АУДИО - Знаете ли вы, какие часы в старину называли природными или живыми? Кто догадался? Слайд №11 Конечно, в старину в деревне такими живыми часами был, Петух. С древних времён петух, как и солнце, отсчитывает время. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра. Во все времена петух был своеобразным будильником, так как человечество жило согласно «солнечным часам» и вставало с восходом солнца, а ложилось с его заходом. Слайд №12 Вообще, к живым часам относятся многие другие птицы. Говорят, что если запел соловей, то значит ещё ночь, позже поёт жаворонок, в пять утра – зяблик, а воробей начинает петь – чирикать в 7 утра. |
Произносят хором. Согласные. Всегда твёрдые согласные и всегда мягкие согласные. Наклон, буква пробела.
Выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с действиями учителя.
Пишут.
Ж, Ш, Ц Они всегда обозначают твёрдый согласный звук. Ч, Щ Они всегда обозначают мягкий согласный звук. Жи-ши – пиши с и, ча-ща – пиши с а, чу-щу – пиши с у.
Пишут.
Читает.
Петух. |
Фронтальная, индивидуальная. |
П. анализировать объекты, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Р. Определять самоцель на уроке. Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
|
Активное участие на уроке. Правильные ответы на вопросы учителя.
Правильное выполнение заданий учителя.
|
IV. Письмо предложений с предварительным анализом.
|
- Мы отработали каллиграфическое написание букв, вспомнили правила написания буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу. Теперь мы отработаем навык списывания предложения, перевода печатного текста в письменный, а также вспомним, какие слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? - Прочитайте стихотворение Самуила Маршака (с.24 «Пропись часть 4»)жужжащим чтением Слайд №13 - Прочитаем стихотворение вслух по 1 предложению – читает 1 парта. - Обратите внимание, почему каждая строчка начинается с заглавной буквы?
- Что ставится в конце каждого предложения? - Назовите опасные места в слове ВОРОБЬИ. Объясните. Подчеркните эти места. - Теперь назовите опасные места в слове ПРОВОДАМ. Объясните, почему это трудность в написании. Подчеркните эти места. - В слове СКАЧУТ. - В слове ХОХОЧУТ.
- Сейчас прочитайте про себя 1 предложение. Обратите внимание на трудные случаи написания. Читайте предложение по частям и пытайтесь запомнить, после того, как вы убедились в том, что запомнили предложение и разобрали все трудности, можете начинать его списывать. Обращаю ваше внимание на то, что вам необходимо печатный текст перевести в письменный, а также, что предложение взято из стихотворения и пишется в две строки, начало каждой строки пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Списываем частями или целыми словами. В конце проверьте, правильно ли вы списали предложение. Слайд №13 клик (алфавит) В помощь – алфавит. - Начинаем работать. Учитель ходит по классу, следит. Отмечает себе лучшие работы. - Молодцы все, очень порадовала усердная работа…(имена учеников) - О ком говорится в предложении? - Подчеркните слово 1 чертой простым карандашом по линейке. - Воробьи что делают? -Как в русском языке называются слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? - Подчеркните каждое из этих слов 2-мя чертами. - Ну что ж, вы плодотворно поработали. Пришло время получить порцию интересной информации. Слайд №14 - Скажите, как вы думаете, что такое биологические часы? - Суточному ритму подчиняется всё живое на Земле, природа наградила нас часами задолго до изобретения маятника. Биологические часы определяют биение сердца, ритм дыхания, сна и бодрствования. Они будят нас утром не менее точно, чем будильник. В человеке, в животных и растениях природой заложен и биологический календарь, обеспечивающий годовой и месячный ритм активности. - Удивительно, что даже на примере пчел можно сказать, что они обладают довольно высоко развитым чувством времени. По наблюдению многих исследователей, они в определенное время вылетают на поиски пищи и возвращаются в улей. Безусловно, без внутренних биологических часов они этого сделать не смогли бы. Слайд №15 - Биологические часы обнаружены почти у всех живых организмов, начиная с одноклеточных и кончая самыми высокоорганизованными - животными и человеком. Однако у человека действие биологических часов зависит от многих факторов, и их экспериментальное изучение более сложное и трудоемкое. Слайд №16 |
Читают жужжащим чтением. Читают вслух.
Так как это стихотворение, каждая строчка должна быть написана с заглавной буквы. Точка. Ударение на И, значит две О безударные. Ударение на А. Две О безударные.
Чу-щу пиши с у. Ударение на 2 О. 1 О безударная. Чу-щу пиши с у.
Начинают работу.
О воробьях.
Скачут, хохочут.
Глаголы. Подчёркивают.
Часы в человеке, живые и природные часы…
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Р. Выполняют задания по инструкции учителя. Л. Имеют желание работать. П. владеть основами смыслового чтения текста.
|
Работа в прописи. Активная работа на уроке.
|
V. Письмо слов.
|
- Мы отработали навык списывая и перевода печатного текста в письменный, теперь поработаем со словами и попробуем определить, какие буквы в словах обозначают мягкий звук, а какие твёрдый, подчеркнём их карандашом зелёного или синего цвета и выпишем слова, в которых все согласные звуки мягкие. Слайд №17 - Прочитайте слова жужжащим чтением. Теперь вслух прочитает… - Найдите в этих словах правила про буквосочетания, которые мы сегодня уже повторяли. - Назовите эти слова.
- Сейчас один ученик выходит ко мне с прописью. (учитель даёт зелёный и синий карандаш, ручку) Кладём тетрадь под документ камеру. - Возьмите зелёный карандаш и подчеркните те согласные буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. - Теперь возьмите синий карандаш, подчеркните те буквы, которые обозначают твёрдый согласный звук. - Сравните с документом камерой. Поднимите, у кого также, кто видит ошибку и тд. - Напишите ниже в строчку слова, в которых все согласные звуки мягкие. Соблюдайте букву пробела. Спина прямая, тетрадь под наклоном, ручку держим правильно. (Учитель ходит по классу) - Многие выполнили задание верно. Хорошо справились с заданиями (имена учеников). - Теперь вы узнаете ещё кое-что очень интересное. Оказывается, бывают и цветочные часы. Как вы думаете, по какому принципу они работают? - Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени. И даже создать из них своеобразные часы. Слайд №18 - Еще в Древнем Риме начали высаживать цветы, которые открывались и закрывались в определенное время дня. Слайд №19 Но первые настоящие цветочные часы подобрал известный шведский натуралист Карл Линней в 18 веке. Используя свои наблюдения о биоритмах различных видов цветов, он составил из них такую композицию, в которой каждому часу дня соответствовало какое-то событие. Эти часы находились в городе Упсала в Швеции. Слайд №20 Цветочные часы, которые теперь можно встретить у нас в городах, это уже не совсем те часы, которые имел ввиду Карл Линней. Чаще всего это просто цветочная клумба, внутри которой спрятан механизм, двигающий стрелки и играющий каждый час какую-то мелодию. Слайд №21 |
Чу-щу пиши с у. В слове щуки. Жи-ши пиши с и. В слове шить.
Ученик выполняет задание вместе с детьми.
Н, й, ч, к, т, щ, к.
Ш.
Ученик садится на своё место.
Предположения детей. |
Фронтальная, индивидуальная. |
К. Понимать речь учителя. Р. Уметь выполнять действия по образцу. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Р. проводить сравнение, классификацию по разным критериям. |
Работа в прописи. Зрительно. Работа ученика с документом камерой.
|
VI. Физминутка на опорно-двигательный аппарат. (на 20 минуте) |
- Пора немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Разойдитесь по классу так, чтобы всем было удобно. Первый раз я показываю, вы внимательно смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе, а третий закрепляем. Часы Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Тик- так, тик-так. (наклоны головы к плечам) Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища) Налево – раз, направо – раз, Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево – вправо) Мы тоже можем так. - Садитесь на свои места. |
Повторяют движения за учителем. |
Фронтальная. |
Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
|
Выполнение упражнений по образцу. |
VII. Письмо слов.
|
- Теперь выполним последнее задание, в котором вспомним особенности написания и оформления на письме стихотворения. Далее подберём и допишем в строчках недостающие слова. Слайд №22 - Прочитайте слова, обозначенные в задании жужжащим чтением. - Вслух прочитает… (имя ученика) -О чём можно написать текст, используя эти слова?
-Сколько строк в стихотворении? (И. Винокуров) - Выделите, в чём особенности написания стихотворения.
- Сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача распределить слова по строчкам и вписать их. Вспомним правила работы в парах. Мы выслушиваем мнение собеседника, делимся своим и принимаем общее решение. Договоритесь и решить, какое слово допишите на каждую строчку. - Свои ответы записываете в прописи. Пара, которая выполнила задание, должна поднять руки взявшись в замок, соблюдаем дисциплину. (учитель ходит по классу, следит) - Теперь будем проверять. Слайд №23 - Что записали в первой строчке…, во второй, в 3, в 4? А кто выполнил не так? -Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением. - Как вы думаете, зачем автор использует так много уменьшительно-ласкательных слов?
-С чем автор сравнивает снежинки? - Почему он делает именно такое сравнение?
- Молодцы, вы справились с данным заданием, самой быстрой и продуктивной были пары (имена) |
Пушинки, лужок, снежок, снежинки. О зиме, о снегопаде, о снежинках. 4. Должна быть рифма (созвучие окончаний), каждая строчка записывается с заглавной буквы. Работают в парах.
Лужок, снежок, снежинки, пушинки. Полянка, лужок, снежок. Чтобы передать приятные эмоции и мягкие чувства. С пушинками. Потому что они тоже лёгкие, выглядят мягко и с неба падают, как пушинки. |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
К. Понимать речь учителя. Р. Уметь организовывать рабочее место, правильно сидеть. K. учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнера.
|
Работа в прописи. Парные обсуждения. |
VIII. Итог. |
- Слайд №24 Ну что ж, возвращаясь к нашим природным часам хочу сказать, что у каждого из нас свои внутренние ритмы, которые определяют нашу активность, побуждают птиц петь ни свет, ни заря, пчёл лететь собирать мёд, а сов прятаться в полумрак для отдыха. Биологические часы в каждом из нас создают поистине уникальные вещи. - Скажите, пожалуйста, какие интересные факты вам запомнились больше всего. - Написание каких букв мы сегодня повторили? - Какие правила мы вспомнили?
- Как называются слова в русском языке, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос: Что делают? |
Формулируют полные ответы на вопросы.
Перечисляют.
ж,ш,ч,ц,щ. жи-ши – пиши с и, ча-ща – пиши с а, чу-щу – пиши с у.
глаголы. |
Фронтальная. |
Р. Обсуждение и выстраивание своего мнения, суждения. П. Делать выводы.
|
Ответы на вопрос.
|
IX. Рефлексия. |
- Слайд №25 Сегодня вы очень хорошо поработали, и я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. - Вам необходимо закончить предложения: Сегодня я узнал… Сегодня у меня получилось… Сегодня у меня возникли трудности в… - На этом всё, спасибо за урок! |
Заканчивают предложения по смыслу и своему личному мнению. |
Фронтальная. |
Р. Оценивают результаты своей деятельности. Л. ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке. |
Дети заканчивают предложения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.