Технологическая карта по русскому языку "Прилагательное как часть речи" для 5 класса
Оценка 5

Технологическая карта по русскому языку "Прилагательное как часть речи" для 5 класса

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.06.2024
Технологическая карта по русскому языку "Прилагательное как часть речи" для 5 класса
технологическая карта.docx

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

 

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Тема урока:      Имя прилагательное как часть речи

Класс 5

 

Цель урока:

закрепить изученное об имени прилагательном в начальной школе; показать роль прилагательных в речи; формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний имён прилагательных; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; показать красоту природы нашей страны, вызвать

чувство ответственности за состояние окружающей среды

Тип урока:

«урок открытия нового знания»

Планируемые образовательные результаты

-   предметные: научится отличать имена прилагательные от других частей речи; узнает морфологические признаки имени прилагательного, научится определять синтаксическую роль в предложении; приобретёт опыт согласования имени прилагательного с именем существительным

-   метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство защиты природы

-   личностные: приобретёт опыт экологической деятельности, бережного отношения к природе родного края, страны

Методы и формы обучения

Наблюдение; эвристическая беседа; индивидуальная, групповая, работа в парах

Образовательные ресурсы

 

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, учебник

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и

существительного, текст, экология, экологические проблемы

Технологии:

Информационные, здоровьесберегающие, проблемное обучение


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейст вия

Формируемые УУД

Промежуто чный

контроль

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности

1. Вступительное слово учителя

На солнечной поляне проснулось семечко цветка, появился росток.

Его обогревало солнышко, поливал дождик, росток рос и появился нежный бутон.

В один прекрасный момент бутон распустился

и цветочек увидел яркое солнце, мягкую травку и своих соседей, таких же прекрасных и

благоухающих цветов. Цветочек обрадовался и кивком головы приветствовал соседей.

Они стали вместе дружно цвести и радовать друг

друга. (Слайд 2)

- Добрый день, ребята! На слайде вы видите

радужную картину пробуждения природы. Надеюсь, у вас тоже хорошее настроение, положительный настрой на урок.

Покажите друг другу

Дети встали, вышли из- за парт

Фронтальная

Р: планирует совместно с учителем и учащимися класса необходимые

действия, операции. К: учится работать в паре; проявляет

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого,

адекватное межличностное восприятие .

П: понимает познавательную задачу.

Наблюдение Позитивный настрой

 

 

Вытянулись, встали на цыпочки, подняли руки вверх.

 

 

 

Круговые вращения руками

 

 

 

Посмотрели на соседа

 

 

 

Улыбнулись и кивнули головой

 

 

 

 

Пожали друг другу

 

 

 

 

 

Ребята показывают смайлики и характеризую своё настроение. (Слайд 3)

 

 


 

смайлик, характеризующий ваше настроение и охарактеризуйте своё настроение подходящим прилагательным.

Ребята, а всё, что окружает вас также прекрасно?

 

 

 

Ответы детей.

Работа в парах

 

 

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

-   В каком состоянии наша природа?

-   Всё ли благополучно с вашим родным краем?

 

Задание: Прочитайте стихотворение А.

Звенигородского о родном крае (о Котовке)

(Слайд 4)

 

 

- Какие средства языка помогли нам увидеть красоту родного края?

 

К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное

 

 

Читает подготовленный ученик:

Я люблю бурьяны, Жгучую крапиву; Светлые поляны, Золотую ниву.

Я люблю хоромы, Сказочные гроты; Золотой соломы

Свежие ометы Эпитеты

Фронтальная работа

Р: принимает и сохраняет учебную

задачу; учится любить и понимать природу.

К: слушает. отвечает на вопросы; высказывает свою точку зрения; вступает в диалог, участвует в коллективном

обсуждении проблем, учится владеть монологической и

диалогической формами речи.

П:устанавливает причин но- следственные связи; ищет и выделяет необходимую

информацию.

Устная работа


 

описание окрестностей родного села?

 

Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

 

Как она будет звучать, какие есть варианты?

 

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

 

 

 

Имя прилагательное как часть речи

 

 

Запись темы на доске и в тетрадях

 

Буквы А-О в корне ЛАГ- - -ЛОЖ

 

 

 

3. Выявление места и причины

затруднения

-   Ребята, всё ли вы знаете об именах прилагательных?

-   Что обозначают прилагательные?

На какой вопрос отвечают прилагательные?

-   Как изменяются прилагательные?

-   Как определить род, падеж, число имён прилагательных?

-   Чем являются в предложении?

 

Запишите по 3 прилагательных из данного отрывка

Отвечают на вопросы Ставят знак вопроса возле тех, на которые не могут ответить

 

 

 

Говорят о затруднениях

 

 

 

Записывают прилагательные,

Фронтальная Работа

Р: осознаёт

недостаточность своих знаний.

К: задаёт вопросы с целью получения необходимой

информации. П:устанавливает причинно- следственные связи, делают выводы.

Наблюдение Проблемное изложение


 

(стихотворения А.

Звенигородского) вместе с существительными, к которым они относятся. Определите род, число и падеж прилагательных

Возникли ли у вас затруднения?

- Работа с учебником: Чтение материала стр. 85

выявляют моменты затруднения

Работа в парах

 

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из

затруднения

Сегодня начинаем изучать более подробно новую часть речи имя прилагательное .

- Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы

будем заниматься? ( Цели - Слайд 5)

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы сделаем открытие: составим алгоритм определения имени прилагательного.

 

 

 

Ребята формулируют цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах Делают выводы

Р: планирует совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия, работает по плану.

К: строит монологические высказывания; осуществляет совместную

деятельность в парах. П: извлекает необходимую

информацию.

 


5. Творческая практическая деятельность

Эвристическая беседа

 

-   Когда чаще всего используем прилагательные?

 

 

-   Ребята, ежегодно президент РФ объявляет, чему посвящён текущий год.

2017 год – это год…? Что такое экология?

-   Что общего имеют слова

«природа» и «экология»?

(Слайд 6,7,8)

Чтение текста об утверждении эмблемы Года экологии в РФ

Задание: запишите предложение, найдите прилагательное: Эмблема показывает природное богатство России

 

Докажите, что это прилагательное:

 

 

При описании картин природы

 

 

экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

1  группа – определяет вопрос, значение, род, число, падеж

2    группа определяет синтаксическую роль)

 

 

 

Синтаксический разбор предложения

 

 

Обмен информацией Самостоятельные выводы учеников:

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

Индивидуаль ная работа

Р: контролирует учебные действия,

решает учебную задачу, учится любить природу. К: осуществляет совместную

деятельность в группах, отвечает на вопросы,

работает индивидуально. П: получает нужную информацию, отбирает нужное для дальнейшей деятельности, обменивается

информацией, делает выводы.

 

 

Устная работа


 

 

 

 

Повторение термина «звукопись»

(Слайд9)

значение, вопросы, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

 

 

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Особая роль принадлежит прилагательным в создании картин природы. Поэтому сегодня обратимся к описанию картин природы; рассмотрению её экологического состояния

 

Упражнение 568 Чтение текста стиль текста

Тема текста:

Основная мысль:

-   1 гр. – Выпишите слова и словосочетания, которые

передают звуковые впечатления от падения дерева

-   2 гр. – Выпишите предложения, которые передают звуковые впечатления от падения дерева

 

 

Вывод: Как определить число, род, и падеж прилагательного?

 

-Ребята, можно ли так относиться

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение: 1 гр. – Выписывают слова и словосочетания Определяют число, род и падеж

2 гр.- Выписывают предложения, подчёркивают прилагательные как члены предложения, определяют число, род, падеж

 

Устная работа

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

Р: самостоятельно планирует необходимые действия, операции,

работает по плану; преодолевает препятствия.

К: формулирует собственные мысли. обосновывает свою точку зрения.

П: самостоятельно определяет и

формулирует цель, осуществляет поиск нужной информации.

 

 

Групповая работа

Наблюдение


 

деревьям?

-   А деревья- живые?

-   Дайте советы взрослым, как нужно относиться к природе?

 

 

Устная работа

 

 

Физкультминутка

Ф И З М И Н У Т К А

 

Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим.

На поляну мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста.

Что не лень нам наклониться. А теперь пора домой,

Что узнали всем

- Молодцы, хорошо позанимались, а теперь самые внимательные скажут, какую ошибку мы с вами допустили в этой необычной зарядке?

 

Задание: Напишите на Зелёном

 

 

 

 

 

Ответы ребят:

 

- нельзя было прикасаться к птенчику, потому что птицы могут почувствовать запах человека и бросить птенца;

-подходя к гнезду, мы показываем диким

животным дорогу к нему, тем самым подвергаем птиц опасности

 

 

Ребята записывают на листочках,

обмениваются с другом зачитывают и

Здоровьесбер егающая технология

Р: учится любить природу.

К:осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной и письменной форме,

использует адекватные языковые средства для отображения своих

мыслей.

К:


 

листочке правила поведения в природе (2-3 правила), используя имена прилагательные. Подарите

эти правила своему другу. (Слайд 10)

обсуждают.

 

 

 

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполнение упр. 567 (самостоятельно)

- Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать природу? Найдите эпитеты.

Выполняют упражнение Проверяют написанное (Слайд 11 )

 

Морфемный разбор слова в карманчиках выполняется у доски (инд.)

Индивидуаль ная работа

Р: вырабатывает волевую саморегуляцию; проверяют свой способ

действия с эталоном. П: устанавливает взаимосвязь между

объектом полученных на уроке знаний и операционных

исследовательских, аналитических умений.

Наблюдение Вопросы для уточнения информации

8 . Включение в систему знаний и повторение

Тест с взаимопроверкой (Раздаточный материал) Приложение 1

Выполняют тесты, осуществляют взаимопроверку, сверяясь с ответами на слайде

(Слайд12)

 

 

Р: оценивает свою работу, исправляет и объясняет ошибки. К: проверяет знания своего товарища.

П: использует полученные умения и навыки на практике.

Взаимопрове рка

9. Итог урока

Сделаем вывод об имени прилагательном как части речи. Воспользуйтесь схемой ответа. (Слайд 14)

 

Имя прилагательное -

это                               , которая отвечает на вопросы

 

Заполняют,

подписывают, сдают учителю

 

Р: оценивает результаты своей работы.

П: осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной и письменной

форме,

использует адекватные

 

Письменный опрос


 

                          , согласуется с именем существительным в

                     , в предложении является                               .

 

 

языковые средства для отображения своих чувств и мыслей.

 

Домашнее задание

П.101,написать сочинение – миниатюру на тему «Мой край- моя гордость», нарисовать

рисунки к сочинению; упр. 566

Записывают домашнее задание

(Слайд15)

 

 

П: задаёт вопросы по домашнему заданию.

 

10. Рефлексия учебной

деятельности

1.      Охарактеризуйте своё настроение в конце урока подходящим для этого прилагательным

 

2.      Скажите, какие выводы сделали для себя по отношении к

окружающему миру

Отвечают на вопросы, используя прилагательные, характеризующие настроение

 

 

 

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас береги!» Грустит глубокая река, Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

 

Р: осознаёт качество и уровень усвоения материала, оценивает

достигнутый результат. К: умеет слушать и слышать других

П: осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной форме, используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте же будем беречь

богатство, которое окружает нас,

- нашу великолепную природу!

 

Всего доброго!

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу»

 

 

 


 

 

Приложение 1

Тест

1)   Какое слово называет признак предмета? Приветливое солнышко улыбалось в вышине. А)первое                         Б) третье                         В)четвертое

2)  Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное      Б) Имя существительное        В) Глагол

3)  Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А красивый (ребенок).                                                          Б) о книжном (шкафе.)                                                          В) отцовского (участка.) 4)В словосочетании о красивом цветке прилагательное стоит в форме:

А) женского рода предложного падежа Б) мужского рода творительного падежа В) мужского рода предложного падежа

5)  Имя прилагательное не изменяется

А) по родам         Б) по числам       В) по спряжению

6)   В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес Б) дружелюбный от природы. В)

7)  Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное     В) Глагол



 

Технологическая карта урока русского языка по

Технологическая карта урока русского языка по

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Ребята, а всё, что окружает вас также прекрасно?

Ребята, а всё, что окружает вас также прекрасно?

Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

А. Звенигородского) вместе с существительными, к которым они относятся

А. Звенигородского) вместе с существительными, к которым они относятся

Творческая практическая деятельность

Творческая практическая деятельность

Повторение термина «звукопись» (Слайд9) значение, вопросы, морфологические признаки, синтаксическая роль 6

Повторение термина «звукопись» (Слайд9) значение, вопросы, морфологические признаки, синтаксическая роль 6

А деревья- живые? - Дайте советы взрослым, как нужно относиться к природе?

А деревья- живые? - Дайте советы взрослым, как нужно относиться к природе?

Подарите эти правила своему другу

Подарите эти правила своему другу

Домашнее задание П.101,написать сочинение – миниатюру на тему «Мой край- моя гордость», нарисовать рисунки к сочинению; упр

Домашнее задание П.101,написать сочинение – миниатюру на тему «Мой край- моя гордость», нарисовать рисунки к сочинению; упр

Давайте же будем беречь богатство, которое окружает нас, - нашу великолепную природу!

Давайте же будем беречь богатство, которое окружает нас, - нашу великолепную природу!

Приложение 1 Тест 1)

Приложение 1 Тест 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024