Рабочая программа внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика» для обучающихся 6 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика» для обучающихся 6 класса

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
5 кл—6 кл
20.05.2024
Рабочая программа внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика» для обучающихся 6 класса
для обучающихся 6 класса
Тайна слова.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика»

для обучающихся 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задача­ми основной образовательной программы общеоб­разовательной организации, примерной программы по внеурочной деятельности.

 

Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика» — создание деятельност­ной ситуации для стартовой мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, фразеоло­гических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку;

углубление знаний, умений, навыков по лек­сике и фразеологии русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к само­стоятельной исследовательской и проектной       деятельности в познании родного языка;

формирование устойчивой мотивации к изуче­нию русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового разви­тия учащихся;

совершенствование коммуникативной куль­туры учащихся;

углубление и расширение знаний и представ­лений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разно­сторонних интересов, культуры мышления;

воспитание любви и уважения к родному язы­ку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразны­ми словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

 

Принципы реализации программы внеурочной дея­тельности:

      непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механиз­ма обеспечения полноты и цельности образо­вательного и воспитательного процесса;

      признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педаго­гами;

      принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью;

      принцип коммуникативной активности уча­щихся в практической (творческой, исследо­вательской) деятельности;

      принцип учета возрастных особенностей уча­щихся;

Общая характеристика учебного курса «Тайны слова: занимательная лексика»

 

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

·         понимание русского языка как одной из ос­новных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творче­ских способностей и моральных качеств лич­ности;

·         осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохра­нить чистоту русского языка как явления на­циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

·         достаточный объем словарного запаса и усво­енных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью.

Главным результатом реализации рабочей про­граммы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости;
  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение ве­сти самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления;
  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершен­ствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстни­ков с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;
  • проектировать, корректировать индивидуаль­ный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных марш­рутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

 

         В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

            Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.

           

I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» ( 3ч)

Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)

Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).

Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)

Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Темы 3. Эврика! (1 ч)

В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.

II. «СЛОВО О СЛОВАХ» ( ч)

Тема 4. Имена вещей (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 5. В царстве смыслов много дорог ( 1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».

Тема 6. Приготовим многослойный пирог, или о  многозначности слова (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 7. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? ( 1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.

Тема 8. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».

Тема 9. Об одном и том же разными словами (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).

 Тема:10 Слова-антиподы (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 11. Ума палата, или о  фразеологических оборотах ( 1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова “Приключения Кроша”». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 12. Словари «чужих» слов (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 13. «Он весь свободы торжество» (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

Тема 14. Мы говорим его стихами (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).

Тема 15. Слова уходящие (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 16. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Темы 17 Словарь-грамотей (1 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»), Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.

 

Календарно- тематическое планирование

 

Название темы.

 

Кол-во часов

Дата проведения

1

Что я умею, что могу?

1

15.01

2

Через тернии к звездам

1

22.01

3

Эврика!

1

29.01

4

Имена вещей

1

5.02

5

В царстве смыслов много дорог

1

12.02

6

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

1

19.02

7

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

1

26.02

8

Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов

1

4.03

9

Об одном и том же разными словами

1

11.03

10

Слова-антиподы

1

18.03

11

Ума палата, или О фразеологических оборотах

1

1.04

12

Словари «чужих» слов

1

8.04

13

«Он весь свободы торжество»

1

15.04

14

Мы говорим его стихами

1

22.04

15

Слова уходящие

1

6.05

16

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

1

13.05

17

Словарь-грамотей

1

20.05

 


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1

Компьютер в сборе. Системный блок М плата 8-755

2

Копировальный аппарат автоподатчик Херокс на 50 листов

3

Мультимедио проектор Beng  612 С с потолочным креплением

4

МФУ Canon  Senaus MF 401 B

5

Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка

6

Словарь фразеологических синонимов русского языка

7

Словарь аббревиатур иноязычного происхождения

8

Русский язык: введение в науку о языке

9

Русский язык: морфология

10

Справочник по русскому языку Розенталь

11

Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов

12

Русский орфографический словарь

13

Детский фразеологический словарь в картинках

14

Я познаю мир. Русский язык

15

Новейший полный справочник русского языка 5-11 кл.

16

Новейший полный справочник. Гуманитарные науки 5-11 кл.

17

Все правила современного русского языка

18

Фразеологический словарь синонимов и антонимов

19

Фразеологический словарь. Толковый словарь

20

Толковый словарь русского языка КБС

21

Словарь образцового русского ударения

22

Этимологический словарь русского языка

23

Школьный словарь синонимов и антонимов

24

Орфографический словарь русского языка Степанова

25

Современный словарь. Три в одном Ефремова

26

         Словарь трудностей русского языка. Паронимы

 

Литература:

 

1.      Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988

2.      Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970

3.      Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.

4.      Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.

5.      Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.

6.      Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.

7.      Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988

8.      Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.

9.      Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

10.  Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

11.  Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.

12.  Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.

13.  Словари русского языка.

Интернет ресурсы

http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Inf

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика» для обучающихся 6 класса ​ ‌ ​

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика» для обучающихся 6 класса ​ ‌ ​

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана на основе

Общая характеристика учебного курса «Тайны слова: занимательная лексика»

Общая характеристика учебного курса «Тайны слова: занимательная лексика»

Рефлексивные: оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме; проектировать, корректировать индивидуаль­ный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной…

Рефлексивные: оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме; проектировать, корректировать индивидуаль­ный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной…

Тема 4. Имена вещей (1ч) Работа

Тема 4. Имена вещей (1ч) Работа

Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”»

Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”»

Откуда катится каракатица, или

Откуда катится каракатица, или

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024