РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Тайна слова: занимательная лексика»
для обучающихся 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательной организации, примерной программы по внеурочной деятельности.
Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика» — создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку;
углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
Общая характеристика учебного курса «Тайны слова: занимательная лексика»
Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
· достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Коммуникативные:
Рефлексивные:
Содержание программы курса внеурочной деятельности
В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.
I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» ( 3ч)
Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).
Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Темы 3. Эврика! (1 ч)
В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.
II. «СЛОВО О СЛОВАХ» ( ч)
Тема 4. Имена вещей (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 5. В царстве смыслов много дорог ( 1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».
Тема 6. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
Тема 7. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? ( 1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 8. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 9. Об одном и том же разными словами (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема:10 Слова-антиподы (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 11. Ума палата, или о фразеологических оборотах ( 1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова “Приключения Кроша”». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Тема 12. Словари «чужих» слов (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 13. «Он весь свободы торжество» (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».
Тема 14. Мы говорим его стихами (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).
Тема 15. Слова уходящие (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Тема 16. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.
Темы 17 Словарь-грамотей (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»), Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Название темы.
|
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Что я умею, что могу? |
1 |
15.01 |
2 |
Через тернии к звездам |
1 |
22.01 |
3 |
Эврика! |
1 |
29.01 |
4 |
Имена вещей |
1 |
5.02 |
5 |
В царстве смыслов много дорог |
1 |
12.02 |
6 |
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова |
1 |
19.02 |
7 |
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? |
1 |
26.02 |
8 |
Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов |
1 |
4.03 |
9 |
Об одном и том же разными словами |
1 |
11.03 |
10 |
Слова-антиподы |
1 |
18.03 |
11 |
Ума палата, или О фразеологических оборотах |
1 |
1.04 |
12 |
Словари «чужих» слов |
1 |
8.04 |
13 |
«Он весь свободы торжество» |
1 |
15.04 |
14 |
Мы говорим его стихами |
1 |
22.04 |
15 |
Слова уходящие |
1 |
6.05 |
16 |
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова |
1 |
13.05 |
17 |
Словарь-грамотей |
1 |
20.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1 |
Компьютер в сборе. Системный блок М плата 8-755 |
|
2 |
Копировальный аппарат автоподатчик Херокс на 50 листов |
|
3 |
Мультимедио проектор Beng 612 С с потолочным креплением |
|
4 |
МФУ Canon Senaus MF 401 B |
|
5 |
Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка |
|
6 |
Словарь фразеологических синонимов русского языка |
|
7 |
Словарь аббревиатур иноязычного происхождения |
|
8 |
Русский язык: введение в науку о языке |
|
9 |
Русский язык: морфология |
|
10 |
Справочник по русскому языку Розенталь |
|
11 |
Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов |
|
12 |
Русский орфографический словарь |
|
13 |
Детский фразеологический словарь в картинках |
|
14 |
Я познаю мир. Русский язык |
|
15 |
Новейший полный справочник русского языка 5-11 кл. |
|
16 |
Новейший полный справочник. Гуманитарные науки 5-11 кл. |
|
17 |
Все правила современного русского языка |
|
18 |
Фразеологический словарь синонимов и антонимов |
|
19 |
Фразеологический словарь. Толковый словарь |
|
20 |
Толковый словарь русского языка КБС |
|
21 |
Словарь образцового русского ударения |
|
22 |
Этимологический словарь русского языка |
|
23 |
Школьный словарь синонимов и антонимов |
|
24 |
Орфографический словарь русского языка Степанова |
|
25 |
Современный словарь. Три в одном Ефремова |
|
26 |
Словарь трудностей русского языка. Паронимы
Литература:
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988 2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970 3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989. 4. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978. 5. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987. 6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984. 7. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988 8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001. 9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988. 10. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972. 11. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975. 12. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985. 13. Словари русского языка. Интернет ресурсы http:// www. Pedsovet.su http:// www. Profistart.ru http:// www. Zavuch. Inf |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.