Технологическая карта по русскому языку "слово и слог"
Оценка 5

Технологическая карта по русскому языку "слово и слог"

Оценка 5
docx
21.04.2021
Технологическая карта по русскому языку "слово и слог"
Русский язык. Слова и слоги.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по русскому языку на тему:

«Слово и слог» (1 класс)

Выполнила:

студентка группы Ш – 37

Хайруллина Полина Ришатовна

Проверили:

Руководитель от школы

Стукова Ольга Анатольевна

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

___________________

Отметка « » (___________________)

Соликамск, 2021

 

 

Тема урока

Слово и слог

УМК

Школа России

Цели деятельности педагога

формировать умения:
1)различать слово и слог
2)определять количество слогов в словах.

Тип урока

Объяснение нового материала

Планируемый результат

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: 
- формировать орфографическую зоркость, 
- формировать умение моделировать звуковые схемы слов; 
- распознавать слова и слоги, определять количество слогов в слове.

Методы и формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Слово и слог

Оборудование

Доска, презентация

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

УУД

Контроль

Оргмомент

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Полина Ришатовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

 

-Проверьте, готовы ли вы к уроку. На краю стола у вас должна быть пенал со всеми принадлежностями, учебники и тетради, и раздаточный материал

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность

Фронтальная

Л:Соблюдение правил поведения на уроке.

К: Готовность слушать учителя

Зрительный контакт

Минутка чистописания

-Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво.

-Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, седьмое апреля. Классная работа. Обратите внимание в слове классная пишется удвоенная «сс», слово работа пишется через гласную а.

-Напоминаю, что сидим мы прямо, ноги под партой, расстояние между мной и партой «кулачок», тетрадь лежит под наклоном.

- Сейчас мы с вами пропишем букву «г» чередуя с элементом. Посмотрите внимательно на доску. Пишу строчную букву «г», затем пишу элемент. Обратите внимание, что после написания строчной буквы «г», когда начинаем писать элемент, верхняя петля пересекает верхнюю рабочую строку, а нижняя петля пересекает нижнюю рабочую строки.

(Показ написания учителем у доски указкой с комментированием и акцентом на соединения) ---Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке. Напоминаю, что пишем безотрывно. Пропишите до конца строки.

-Посмотрите, как красиво получилось у «имя».

Оформляют тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная
Индивидуальная

Л: умение слушать учителя.

Р:осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров деятельности.
К: умение соблюдать дисциплину на уроке

Зрительный контакт
Записи в тетрадях

СТИЦ

- А урок хочу начать со слов, которые вы видите на экране, прочитайте их жужжащим чтением:
СНЕГ, ВРАГ, БЕГ, УТЮГ
-А вслух нам прочитает *имя*
-Как вы думаете, где сможете допустить ошибку, когда вы будете записывать это слово?

-А сейчас давайте с вами проверим букву на конце слова, как мы сможем это проверить?

-Снег-снегА, враг-врагИ, бег-багА, утюг-утюгИ

- Да, верно, чтобы проверить непроизносимую согласную на конце, нужно поставить слово в множественное число.   А какое слово будет лишнее?

-Да, слово «утюг» лишнее, потому что в этом слове 2 гласных, значит два слога.
-А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

 

Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь —
Да потом не поймаешь.

-А какие слова вам подсказали, что разгадка будет «слово»?

2 загадка:
Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

-А что вам подсказало здесь, что будет «слоги»?

 

-Кто может определить какая тема будет у нас на уроке?

-Да, тема нашего урока, слово и слог.
-Как вы думаете эта тема нам уже знакома? Где мы с вами познакомились с данной теме?

 -Сегодня мы с вами повторим понятия слово» и «слог», и научимся различать «слово» от «слога».

 

 

 

 

 

Проблема будет в окончании слова

Нужно поставить слово во множественное число

снегА, врагИ,бегА, утюгИ.

 

Слово утюг, в нём 2 гласных, а в остальных словах одна гласная

 

 

 

 

 

 

Ответ: Слово

 

Сам меня выпустишь-
Да потом не поймаешь.

 

 

 

Ответ: Слоги

 

 

 

 

Делать слово из частей.

Слово и слог

Фронтальная

К: Умение слушать друг друга.
Р: определять самоцель на уроке.

Зрительный контакт

Объяснение нового материала

-Ребята, а вы знаете, что такое слово?

4.1 Слог и слово:
*
на слайде написано слово У Т Ю Г*
-Как мы можем назвать данный набор букв одним понятием/ определением?
-Значит, слово – это сочетание букв, которое обладает лексическим значением, то есть мы понимаем смысл слова.

-А из каких частей состоит слово «утюг»?

Значит, слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха:

1)из одного гласного звука: а|у
2)
из одного гласного и одного согласного звуков: мо|ре
3)
из одного гласного и нескольких согласных звуков: шкафлес|ной

-Сейчас давайте обратимся к слову «утюг», на слайде вы видите иллюстрацию утюга и набор букв, которые стоят в определённой последовательности и получается слово «утюг».
-Что такое утюг? Для чего он нужен?

 

-А сколько в этом слове слогов? Почему?

-Назовите первый слог? Назовите второй слог?

-Вы поняли смысл, если называть просто слог «у».

 

-Итак, «слово»-это набор букв, который несет в себе лексическое значение а «слог»- это один или несколько звуков

4.2 Работа с правилом.
-Сейчас откройте учебник на странице тридцать второй. На странице есть правило давайте его прочитаем жужжащим чтением. А вслух нам его прочитает *имя*.

-Прочитав правило, скажите, как же проверить количество слогов в слове?

 

-Приведите примеры с одним слогом.

А вот какие слова с один слогом придумала я: чай, лайм, цель, слог.
-Приведите примеры, где два слога: кактус, ручка, пенал, дневник, слово.

-И где три слога: азбука, учитель, котенок, ученик.

-Итак, мы узнали, что «слово»-это последовательность и букв и несут в себе лексическое значение, а «слог»- часть слова.

4.3 Игровое упражнение

-Ребят, а сейчас мы выполним упражнение и потренируемся в определении слов и слогов. Для этого найдите упражнение второе, прочитайте задание жужжащим чтением

-Вслух прочитает нам *имя*

-Итак, ребята, сейчас мы с вами будем читать слова и делить их на слоги. Первый столбик читаем жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*.
-В этих словах сколько слогов?

-Почему?

-Давайте проверим, чтобы убедиться, что в данных словах один слог. Ставим руку к подбородку и начинаем проговаривать слова «лист», «клен». Сколько раз подбородок коснулся руки?

 

-Давайте прочитаем жужжащим чтением второй столбик, а вслух прочитает «имя».
-Сколько слогов в этих словах? Почему?


-Давайте проверим, сейчас мы с вами будем проговаривать слово и хлопать в ладоши.

-Сколько раз мы с вами хлопнули в ладоши?

 

-Давайте разделим эти слова на слоги, кто попробует?

 

-Хорошо, теперь читаем жужжащим чтением третий столбик. А вслух прочитает нам *имя*.
-Сколько слогов в этих словах?

 

-Давайте проверим руки мы положим на парту, проговаривая слово, будем ударят ладони об парту.

-Сколько раз ударили ладони об парту? Почему?

 

 

-Кто попробует разделить слова на слоги эти слова?

 

-Итак, читаем четвертый столбик жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*.

-Сколько слогов в данных словах? Почему?

 

-Давайте проверим, что в данных словах 3 слога, сейчас мы будем проговаривать слово и топать ногой.

-Молодцы, теперь давайте разделим эти слова на слоги, кто попробует?
-А теперь давайте запишем эти слова у себя в тетради, а один ученик на доске.

-Пишем слово «береза» безотрывным письмом, за строчки мы не выходим, когда пишем комментируем. Один ученик пишет у доски, остальные в тетради. Также не забудьте разделить слова на слоги, параллельной чертой.

-Так как это не начало предложения будем писать со строчной буквы «б».

-Сейчас *имя* запишет на доске второе слово «крапива», остальные пишут в тетрадях. Когда пишем на доске, проговариваем, что пишем.

-Итак, мы с вами выполнив это упражнение еще раз убедились, что каждое слово состоит разного количества слогов и слово мы можем разделить на слоги.

Предположения детей

 

 

 

Слово

 

 

 

Из слога «тю» и звуков вне слияния «у», «г»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы гладить белье

Два слога, потому что две гласные

У, тюг

Открывают учебник, читают правило

 

 

В слове столько слогов, сколько гласных
Примеры детей

 

 

 

Примеры детей

 

Примеры детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данных словах один слог. Потому что две гласные

 

 

Один раз, значит один слог

 

 

 

В данных словах 2 слога, потому что две гласные

 

 

Два раза, значит два слога

И-ва, о-са

 

Читают

 

Два слога, потому что две гласных

 

Проверяют

 

Два раза, потому что две гласных, значит два слога

 

То-поль, ли-па

 

 

В данных словах 3 слога, потому что три гласные

 

 

 

Проверяют

 

Бе-ре-за, кра-пи-ва

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске и записывают слова и делят на слоги

бе-ре-за

кра-пи-ва

Фронтальная

К:взаимоотношение с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.
Л: умение слушать учителя;

- умение четко формулировать свои мысли и высказывания

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Физминутка

-Ребята, я вижу, что вы немного устали, предлагаю вам отдохнуть.   Первый раз-я показываю, второй раз вы повторяете за мной, третий раз- проговариваете и повторяете вместе со мной.
Отдых наш – физкультминутка, (наклоны вперед- назад, право-лево)
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мы упругий мяч.

 

-Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе.

Повторяют за учителем

Фронтальная
Коллективная

К: слушать и понимать речь учителя

Зрительный контакт
Повторение движений

Работа над пройденным материалом

-Ребята, а сейчас я хочу вам показать еще один интересный способ, как можно определить количество слогов в слове. Для этого мы поиграем в игру «Покажи обезьянку».

6.1 Игра «Покажи обезьянку»


-Я вам буду говорить слова, а вы должны приложить ладони к глазам, если услышите 1 слог, ко рту, если услышите 2 слога, к ушам, если услышите 3 слога.
-Я буду смотреть тот, кто сделает правильно и быстрее. Поэтому будьте внимательнее.

-Начинаем.

МАМА, ОГОНЬ, ТРОЛЛЕЙБУС, СМАЙЛ, КАРАНДАШ, РОТ, КОТ, ДОСКА, КНИЖЕЧКА.

-Назовите из этих слов «слово».
-А какое «слог»

-Вы справились/не справились с этим заданием. Надо быть внимательнее, чтобы не допускать ошибки. Быстрее и правильнее всех был *имя*, *имя*, *имя*.

 

-Мы с вами потренировались в разделении слов на слоги с помощью игрового упражнения, и еще раз убедились, что количество слогов в слове всегда разное.

-Так как можно определить количество слогов в слове?

 

6.2 Работа в парах
-А сейчас мы с вами потренируемся в делении слов на слоги, работать будем в парах.
-Кто скажет, какие правила есть при работе в парах?

1) Работаем сообща
2) Слушать мнение соседа по парте

- У вас на столах лежат слова, для начала давайте прочитаем слова жужжащим чтением.
-А вслух прочитает нам *имя*.
ЛЯГУШКА, ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЗМЕЯ, КЛЕЩ, ЩИ, СОЛНЫШКО, ОБЕЗЬЯНКА, КЛЕЙ.

-Это слова вы должны распределить по столбикам. Первый столбик-это 1 слог, второй столбик-это 2 слога, третий столбик-3 слога.

-Также кто выполнит быстрее и правильнее, сможет помочь своим одноклассникам по ряду.


-Ребята, а кто знает, что такое «щи»?

-Как вы определили, что в данных словах, именно столько слогов *спрашиваю ребят, которые быстрее всех сделали*.
-Каким способом вы воспользовались?

Прикладывают ладони ко рту, к ушам и к глазам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По количеству гласных

 

 

 

Предположение детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание и проверяют у своих одноклассников

Щи- суп с квашеной капустой.

 

 

Ответы детей

Фронтальная

К:взаимоотношение с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.
Л: умение слушать учителя;

- умение четко формулировать свои мысли и высказывания

Зрительный контакт

Итог. Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу.
-Что на уроке мы сегодня делали?

-Что нового узнали?

 

-Ребята, у вас на столах лежат лучики солнца, на доске вы видите три эмоции солнышка.
  Если вам было все понятно и комфортно, то свой лучик вы подаете *имя моего помощника*, и он его крепит к солнышку с улыбкой.
   Если вам было не все понятно, но вы узнали что-то новое, то мы его приклеим ко второму солнышку.
  Если было очень трудно и не комфортно, то мы приклеим его к третьему солнышку.

Отвечают на вопросы

 

 

 

Думают куда крепить лучик

Фронтальная
Коллективная

Л: - умение слушать учителя.

Р: - умение выполнять требуемых учителем действий.

К:взаимодействие с учителем;
- соблюдение дисциплины на уроке.

Зрительный контакт

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Тема урока Слово и слог

Тема урока Слово и слог

Этапы Деятельность учителя

Этапы Деятельность учителя

Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке

Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке

Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей

Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей

Назовите первый слог? Назовите второй слог? -Вы поняли смысл, если называть просто слог «у»

Назовите первый слог? Назовите второй слог? -Вы поняли смысл, если называть просто слог «у»

Вслух прочитает нам *имя* - Итак, ребята, сейчас мы с вами будем читать слова и делить их на слоги

Вслух прочитает нам *имя* - Итак, ребята, сейчас мы с вами будем читать слова и делить их на слоги

Итак, читаем четвертый столбик жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*

Итак, читаем четвертый столбик жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*

Сели, встали, сели, встали,

Сели, встали, сели, встали,

Работа в парах -А сейчас мы с вами потренируемся в делении слов на слоги, работать будем в парах

Работа в парах -А сейчас мы с вами потренируемся в делении слов на слоги, работать будем в парах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2021