ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по русскому языку на тему:
«Слово и слог» (1 класс)
Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Хайруллина Полина Ришатовна
Проверили:
Руководитель от школы
Стукова Ольга Анатольевна
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Тема урока |
Слово и слог |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности педагога |
формировать умения: |
Тип урока |
Объяснение нового материала |
Планируемый результат |
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения. Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму. Личностные: проводить самооценку на
основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или
неуспеха в учебной деятельности. |
Методы и формы работы |
Формы:
фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины |
Слово и слог |
Оборудование |
Доска, презентация |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
УУД |
Контроль |
Оргмомент |
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Полина Ришатовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Быть должны всегда в порядке:
-Проверьте, готовы ли вы к уроку. На краю стола у вас должна быть пенал со всеми принадлежностями, учебники и тетради, и раздаточный материал |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность |
Фронтальная |
Л:Соблюдение правил поведения на уроке. К: Готовность слушать учителя |
Зрительный контакт |
Минутка чистописания |
-Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво. -Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, седьмое апреля. Классная работа. Обратите внимание в слове классная пишется удвоенная «сс», слово работа пишется через гласную а. -Напоминаю, что сидим мы прямо, ноги под партой, расстояние между мной и партой «кулачок», тетрадь лежит под наклоном. - Сейчас мы с вами пропишем букву «г» чередуя с элементом. Посмотрите внимательно на доску. Пишу строчную букву «г», затем пишу элемент. Обратите внимание, что после написания строчной буквы «г», когда начинаем писать элемент, верхняя петля пересекает верхнюю рабочую строку, а нижняя петля пересекает нижнюю рабочую строки. (Показ написания учителем у доски указкой с комментированием и акцентом на соединения) ---Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке. Напоминаю, что пишем безотрывно. Пропишите до конца строки. -Посмотрите, как красиво получилось у «имя». |
Оформляют тетрадь
|
Фронтальная |
Л: умение слушать учителя. Р:осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров
деятельности. |
Зрительный
контакт |
СТИЦ |
- А урок
хочу начать со слов, которые вы видите на экране, прочитайте их жужжащим
чтением: -А сейчас давайте с вами проверим букву на конце слова, как мы сможем это проверить? -Снег-снегА,
враг-врагИ, бег-багА, утюг-утюгИ -Да, слово «утюг»
лишнее, потому что в этом слове 2 гласных, значит два слога.
Крыльев
нет, -А какие слова вам подсказали, что разгадка будет «слово»? 2 загадка: Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. -А что вам подсказало здесь, что будет «слоги»?
-Кто может определить какая тема будет у нас на уроке? -Да, тема
нашего урока, слово и слог. -Сегодня мы с вами повторим понятия слово» и «слог», и научимся различать «слово» от «слога». |
Проблема будет в окончании слова Нужно поставить слово во множественное число снегА, врагИ,бегА, утюгИ.
Слово утюг, в нём 2 гласных, а в остальных словах одна гласная
Ответ: Слово
Сам меня выпустишь-
Ответ: Слоги
Делать слово из частей. Слово и слог |
Фронтальная |
К: Умение слушать друг друга. |
Зрительный контакт |
Объяснение нового материала |
-Ребята, а вы знаете, что такое слово? 4.1 Слог и слово: -А из каких частей состоит слово «утюг»? Значит, слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: 1)из одного гласного звука: а|у -Сейчас давайте обратимся к слову «утюг», на слайде вы видите
иллюстрацию утюга и набор букв, которые стоят в определённой
последовательности и получается слово «утюг».
-А сколько в этом слове слогов? Почему? -Назовите первый слог? Назовите второй слог? -Вы поняли смысл, если называть просто слог «у».
-Итак, «слово»-это набор букв, который несет в себе лексическое значение а «слог»- это один или несколько звуков 4.2
Работа с правилом. -Прочитав правило, скажите, как же проверить количество слогов в слове?
-Приведите примеры с одним слогом. А вот какие слова с один слогом придумала я: чай, лайм, цель,
слог. -И где три слога: азбука, учитель, котенок, ученик. -Итак, мы узнали, что «слово»-это последовательность и букв и несут в себе лексическое значение, а «слог»- часть слова. 4.3 Игровое упражнение -Ребят, а сейчас мы выполним упражнение и потренируемся в определении слов и слогов. Для этого найдите упражнение второе, прочитайте задание жужжащим чтением -Вслух прочитает нам *имя* -Итак,
ребята, сейчас мы с вами будем читать слова и делить их на слоги. Первый
столбик читаем жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*. -Почему? -Давайте проверим, чтобы убедиться, что в данных словах один слог. Ставим руку к подбородку и начинаем проговаривать слова «лист», «клен». Сколько раз подбородок коснулся руки?
-Давайте
прочитаем жужжащим чтением второй столбик, а вслух прочитает «имя».
-Сколько раз мы с вами хлопнули в ладоши?
-Давайте разделим эти слова на слоги, кто попробует?
-Хорошо,
теперь читаем жужжащим чтением третий столбик. А вслух прочитает нам *имя*.
-Давайте проверим руки мы положим на парту, проговаривая слово, будем ударят ладони об парту. -Сколько раз ударили ладони об парту? Почему?
-Кто попробует разделить слова на слоги эти слова?
-Итак, читаем четвертый столбик жужжащим чтением, а вслух прочитает нам *имя*. -Сколько слогов в данных словах? Почему?
-Давайте проверим, что в данных словах 3 слога, сейчас мы будем проговаривать слово и топать ногой. -Молодцы,
теперь давайте разделим эти слова на слоги, кто попробует? -Пишем слово «береза» безотрывным письмом, за строчки мы не выходим, когда пишем комментируем. Один ученик пишет у доски, остальные в тетради. Также не забудьте разделить слова на слоги, параллельной чертой. -Так как это не начало предложения будем писать со строчной буквы «б». -Сейчас *имя* запишет на доске второе слово «крапива», остальные пишут в тетрадях. Когда пишем на доске, проговариваем, что пишем. -Итак, мы с вами выполнив это упражнение еще раз убедились, что каждое слово состоит разного количества слогов и слово мы можем разделить на слоги. |
Предположения детей
Слово
Из слога «тю» и звуков вне слияния «у», «г»
Для того, чтобы гладить белье Два слога, потому что две гласные У, тюг Открывают учебник, читают правило
В
слове столько слогов, сколько гласных
Примеры детей
Примеры детей
Читают
В данных словах один слог. Потому что две гласные
Один раз, значит один слог
В данных словах 2 слога, потому что две гласные
Два раза, значит два слога И-ва, о-са
Читают
Два слога, потому что две гласных
Проверяют
Два раза, потому что две гласных, значит два слога
То-поль, ли-па
В данных словах 3 слога, потому что три гласные
Проверяют
Бе-ре-за, кра-пи-ва
Выходят к доске и записывают слова и делят на слоги бе-ре-за кра-пи-ва |
Фронтальная |
К:взаимоотношение с учителем; - умение соблюдать дисциплину на уроке. - умение четко формулировать свои мысли и высказывания |
Зрительный
контакт |
Физминутка |
-Ребята, я вижу, что вы немного устали,
предлагаю вам отдохнуть. Первый раз-я показываю, второй раз вы повторяете
за мной, третий раз- проговариваете и повторяете вместе со мной. Сели, встали, сели, встали, Ванькой – Встанькой словно стали, А потом пустились вскачь, Будто мы упругий мяч.
-Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе. |
Повторяют за учителем |
Фронтальная |
К: слушать и понимать речь учителя |
Зрительный
контакт |
Работа над пройденным материалом |
-Ребята, а сейчас я хочу вам показать еще один интересный способ, как можно определить количество слогов в слове. Для этого мы поиграем в игру «Покажи обезьянку». 6.1 Игра «Покажи обезьянку»
-Начинаем. МАМА, ОГОНЬ, ТРОЛЛЕЙБУС, СМАЙЛ, КАРАНДАШ, РОТ, КОТ, ДОСКА, КНИЖЕЧКА. -Назовите
из этих слов «слово». -Вы справились/не справились с этим заданием. Надо быть внимательнее, чтобы не допускать ошибки. Быстрее и правильнее всех был *имя*, *имя*, *имя*.
-Мы с вами потренировались в разделении слов на слоги с помощью игрового упражнения, и еще раз убедились, что количество слогов в слове всегда разное. -Так как можно определить количество слогов в слове?
6.2
Работа в парах 1)
Работаем сообща -Это слова вы должны распределить по столбикам. Первый столбик-это 1 слог, второй столбик-это 2 слога, третий столбик-3 слога. -Также кто выполнит быстрее и правильнее, сможет помочь своим одноклассникам по ряду.
|
Прикладывают ладони ко рту, к ушам и к глазам
Работают в парах
По количеству гласных
Предположение детей
Выполняют задание и проверяют у своих одноклассников Щи- суп с квашеной капустой.
Ответы детей |
Фронтальная |
К:взаимоотношение с учителем; - умение соблюдать дисциплину на уроке. - умение четко формулировать свои мысли и высказывания |
Зрительный контакт |
Итог. Рефлексия |
-Наш урок подошёл к концу. -Что нового узнали?
-Ребята,
у вас на столах лежат лучики солнца, на доске вы видите три эмоции солнышка. |
Отвечают на вопросы
Думают куда крепить лучик |
Фронтальная |
Л: - умение слушать учителя. Р: - умение выполнять требуемых учителем действий. К:взаимодействие с учителем; |
Зрительный
контакт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.