Технологическая карта по теме: «Русский язык – государственный язык России»

  • docx
  • 06.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ORKSE_IKBAEVOJ_AJGUL.docx

Технологическая карта по теме: «Русский язык – государственный язык России»

Дата:27.11.2023 г

Класс:

Время: 40 минут

Предмет: ОРКСЭ

Оборудование: учебник, наглядный материал.

Учитель: Аблаева А.И

 

Тема

«Русский язык- государственный язык России»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

 Способствовать формированию представления у обучающихся что такое русский язык и почему его называют государственным языком России.

Задачи

  1. Воспитывать уважение к языку и культуре других народов, терпимое отношение.
  2. Формировать коммуникативность, социальную компетентность.
  3. Развивать умение работать в коллективе, обосновывать свой ответ, формулировать собственные выводы.

 

Методы

1.      Словесный метод: объяснение, беседа;

2.      Наглядный метод: использование наглядного материала;

3.      Практическая работа: чтение

4.      Проблемно – поисковый метод.

План урока

1.      Мотивация

2.      Актуализация знаний

3.      Подведение к теме урока

4.      Постановка целей и задач урока

5.      Открытие новых знаний

6.      Физминутка

7.      Закрепление

8.      Рефлексия

9.      Домашние задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент.

Мотивация (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверка Домашнего задания

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Айгуль Ильфаковна. Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Давайте настроимся на урок.

 

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

- Какое у вас настроение?

 

 

 

 

 

-Давайте проверим ваше домашнее задание.

-Все кто нарисовал рисунки, попрошу вас выйти к доске и показать свои рисунки.

-Молодцы те кто выполнил домашнее задание.

Слушают учителя

 

 

-Дарят друг другу улыбку.

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

 понимать цель выполняемых действий;

2.Актуализация знаний.

 -Ребята как вы думаете, с помощью каких средств происходит общение между людьми?

 

-Какие значения слова «язык» вы знаете?
    *орган чувств
    *произношение звуков

   * система жестов

   *средство общения

   *система обозначений: «язык математики», «язык музыки», «язык танца»

-Молодцы ребята !

-А, сейчас я вам прочитаю, что же такое язык.

ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

-Итак ребята, что же такое Язык ?

-с помощью языка, жестов.

 

-высказывают свое мнение.

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

Коммуникативное УУД: 

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в

устной форме

3.Подведение к теме урока

- Ребята обратите внимание на доску (слайд). Вам нужно будет решить ребус, здесь зашифрованы слова, вам нужно будет их отгадать.

-После того, как  отгадаете ребус вы узнаете тему нашего урока.

maxresdefault.jpgimg85.jpg

6_ImcsB4KyU.jpg

img85.jpgphpZH6d2D_3.png

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

Познавательные

 -извлекать информацию из текста;

Коммуникативные

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

4.Постановка целей и задач урока

 -Так какая же тема сегодняшнего урока?

 

 

 

-А на каких языках говорят в России? Почему таких языков несколько?

 

 

 

-Почему Россию называют многонациональной страной? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы с вами должны будем узнать по этой теме?

- Попробуем построить проект нашего урока, главное слово у нас будет?

Русский язык- государственный язык России.

 1.Познакомимся со словами  М.В. Ломоносов?

2. Беседа о Русском языке.

3. Что такое Конституция РФ?

4. Кто такой Владимир Иванович Даль?

Русский язык- государственный язык России

 

-Россия – многонациональная страна)

 

 

-Вывод: от Петербурга до Владивостока нашу страну населяют разные народы: русские, карелы, буряты, коряки, чукчи, татары, башкиры, чуваши, ингуши, дагестанцы и другие. У каждого народа свои традиции, но всех нас объединяет общая история и русский язык. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

извлекать информацию из текста;

Коммуникативные

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

5.Открытие новых знаний

1) Давайте откроем учебник  на стр.40.

-Прочитаем тему урока.
-Обратите внимание на доску.
-Чей портрет вы видите на доске? (М.В. Ломоносова).

-А, теперь внимательно прочитайте задание, что же там сказано?. Все ли слова понятны в этом высказывании? На доске открываются слова: повелитель, не токмо, обширность, купно

-Как вы считаете, справедливо ли это высказывание Ломоносова? Подумаем и обсудим вместе. 

 

2) беседа о русском языке

- Почему наш язык называется русским?

 

-Как изначально называлось наше Отечество?

А знаете ли вы, что означает слово Русь?

 

 3) беседа о государственном языке
Работа с учебником, стр.40 – 41.
 

-Прочитайте задание на стр.40 (статьи Конституции РФ о государственном языке и других языках России).

-Как вы понимаете выражение «государственный язык»?

- Что значит «гарантирует право на сохранение родного языка»?

 

4) работа со статьей «Хранитель слова русского» (толковый словарь, на доске портрет В.И. Даля).

-Давайте прочитаем кто же такой Даль.
-«Что нового вы узнали о В.И. Дале?»


- Кто может объяснить значение слов «этнограф», «лингвист»? 
-Как вы думаете, для чего В.И. Даль собирал и записывал произведения устного народного творчества? 


Ответы детей.

В учебнике, в словарях, в интернете.

 

-Работа в парах со словарем.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

- что мы живем в России
-Русь

 

-это мир, белсвет, белый свет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-моряк, врач, писатель, этнограф, лингвист, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

 

 

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

6.Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Встаньте пожалуйста.

Учащиеся встают.

 

7.Закрепление.

Вернемся к названию статьи. Почему же В.И. Даля называют хранителем слова русского? Как вы считаете, почему важно изучать язык во всем многообразии его проявлений? Как связан язык с самобытностью народа и его культурой? Может ли язык помочь объединится народам или привести их к конфликту? Почему в стране должен существовать государственный язык?

Убедимся в правильности наших мыслей, прочтем вывод на стр.42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

 

8.Рефлексия

- Наш урок близится к концу, что мы сегодня с вами изучали? Достигли мы цели нашего урока?

-Кто мне ответит кто такой Даль И.В?

-Что такое Конституция РФ?

 

Оценка своей работы по заданным параметрам

9. Домашнее задание

- Записываем домашнее задание. Вам нужно написать в тетрадях небольшой рассказ на тему « Мой родной язык»

Записывают домашнее задание

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru