Технологическая карта. Правописание согласных в составе и на стыке морфем. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Оценка 4.7

Технологическая карта. Правописание согласных в составе и на стыке морфем. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Оценка 4.7
docx
06.02.2020
Технологическая карта. Правописание согласных в составе и на стыке морфем. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
технологическая карта Беленко А.А..docx

Технологическая карта урока

 

 

 Урок: русский язык

Тема урока: Правописание согласных в составе и на стыке морфем. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Дата проведения урока:

Класс: 6

ОУ: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 86»

Учитель-предметник: Беленко Анна Александровна

УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.

 

Цели

Обучающие:

  • совершенствование орфографических навыков.
  • формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Задачи

  • изучение правила правописания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных;
  • формирование практического умения по написанию одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных;

 

Тип урока:


урок усвоения новых знаний

Форма урока:


урок-практикум с элементами технологии  развития критического мышления  с использованием ИКТ

Опорные понятия, термины:


суффиксы прилагательных, образованных от существительных;

одна и две буквы Н.

Новые понятия:

 

омонимичные формы: ветреный – ветряной; масленый – масляный.

Формы контроля:

диктант с заменой;

учебный диалог;

самоконтроль;

рефлексия.

Домашнее задание:
   1. § 64 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них).

На выбор:

1.      упражнение 366, 369

2.      составить словарный диктант на изученную орфограмму (15 словосочетаний).

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы, технологии

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

 

1 минута

Включает в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку, записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Мотивация учебной деятельности

 

2 минуты

 

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(Приложение 1)

Зарядка позитивного мышления.

(Ученики слушают или повторяют вслед за учителем)

(Приложение 2)

 

Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока.

 

 

 

Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю исполнения задуманного и большого успеха всегда и во всем!»

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Игровая технология.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.  Постановка целей и задач

 

8 минут

Организует повторение ранее изученного материала.  (Приложение 3)

Создаёт проблемную ситуацию.

 

Работают в парах, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами.

Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Формулируют тему и задачи урока.

Групповая и индивидуальная форма.

Практический метод.

Составление кластера или схемы.

 

Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Повторение об уже известных суффиксальных способах образования прилагательных.

.

IV. Первичное усвоение новых знаний
4 минуты

 

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 4)

 

Самостоятельно знакомятся с правилом.

Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

 

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.
Составление графической схемы правила.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

V. Первичная проверка понимания

 

2 минуты

Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 5)

Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения.

 

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

VI. Лингво-физкультминутка

 

2 минуты

Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 6)

Выполняют задания, объясняют свои ошибки.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология.

Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся.

 

VII.  Первичное закрепление

Формирование алгоритма различения одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

 

6 минут

Организует работу по первичному  применению новых знаний.

Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности.

(Приложение 7)

 

 

 

 

Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма.

Практический, исследовательский методы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,  анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка условий написания одной и двух букв Н.

2) Самостоятельная  практическая работа с последующей самопроверкой

 

10 минут

 Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 8)

 

 

Выполняют разноуровневые  задания, производят самопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Решение орфографических задач, творческая работа.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения правильно писать одну и две Н в суффиксах прилагательных..

3) Онлайн-тренажер с автоматической проверкой.

 

5 минут

Организует обобщение ранее изученного материала при помощи цифровых ресурсов.

Приложение * - ссылка на тренажер

Выполняют предложенный тест и фиксируют результат «скриншотом».

Решение орфографических задач, ИКТ технологии.

Личностные:

 оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VIII. Домашнее задание

 

1 минута

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

 На выбор:

1.       упражнение 366, 369;

2.      составить словарный диктант на изученную орфограмму (15 словосочетаний).

 

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

 

Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

 

4 минуты

Организует рефлексию.

(Приложение 10, 11)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Приём «Акрослово».

Личностные:
смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте.

- Ребята, великий французский педагог Ж.Ж. Руссо обратился к вам с такими словами: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» 

 

Приложение 2

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.

 

  1. Сегодня я сделаю что-нибудь полезное. 
  2. Я не буду лентяем в умственном отношении. 
  3. Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

Приложение 3

Работа в группах

Задание

  • Запишите слова группами, раскрывая скобки и объясняя их правописание. Слова, правописание которых вы не можете объяснить, подчеркните, не записывая их.

Голубиный, пищевой, традиционный,  талантливый, деревянный, доверчивый, жестяной, ежовый, образцовый,  глиняный, осенний, клятвенный, ветреный.

– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)

– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальным.)

– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.).

 

 

 

Приложение 4

Алгоритм

Задание

·         Составьте схему, которая поможет нам с вами изучить правило

Н

НН

От существительных

 

-ИН-        мышИНый

           -АН-        песчАНый

           -ЯН-        глинЯНый

 

Запомни!  оловЯННый

                    стеклЯННый

                    деревЯННый

От существительных

 

       -ЕНН-         клюквЕННый

-ОНН-         пенсиОННый

 

 

        Запомни!   ветрЕНый

Запомни!  Н входит в корень

сазаНий, бараНий, фазаНий, павлиНий, тюлеНий, пряНый, юНый, румяНый, зелёНый, сиНий,

свиНой, багряНый.

От существительных

с основой на Н +Н-

осеННий

былиННый

лимоННый

-Н- и –НН- в кратких прилагательных: длинная дорога – дорога длинна; ветреная девочка – девочка ветрена

 

 

Приложение 5

Работа по опорным схемам

Задание

  • Расскажите по опорным схемам у доски теоретический материал. Придумайте по одному прилагательному на каждый суффикс.

ан         ян       ин       онн      енн       н + н

 н          н         н          нн        нн          нн

Приложение 6

Лингво-физкультминутка

Задание

  • Выполните следующее условие: «Если в суффиксе прилагательного одна Н, поднимаем правую  руку вверх, если НН – левую руку вверх».

Стеклянный, племенной, куриный, пленный, каменный, оловянный, свиной, травяной, кухонный.

 

 Приложение 7.

Комментированное письмо

Задание

  • Укажите опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы.

1. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2. Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях.

(По К. Паустовскому).

 

Приложение 8.

5.1 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

Самопроверка, выставление отметки.

Задание

  • Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Багря…ый закат, бесчисле…ое множество, глиня…ая посуда, дискуссио…ый вопрос, дли…ая очередь, дровя…ой склад, журавли…ое гнездо, зеле…ая лавка, земля…ой пол, каме…ый дом, карма…ые часы, карти…ая галерея, клюкве…ое варенье.

 

5.2. Работа по рядам

Задание на доске: 

  • Образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы.

 1ряд: истина, полотно, дерево;

 2ряд: олово, авиация, шерсть;

 3 ряд: листва, окно, туман.

 

Приложение*  онлайн-тренажер https://onlinetestpad.com/ru/test/499-bukvy-n-i-nn-v-imenakh-prilagatelnykh

 

Приложение 9.

Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах)

Задание

  • От данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить.

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Рожь, кость, кожа, змея, дерево , ветер, крыса, лёд.

2-я группа: сущ. + -ин- = прил.

Пчела, лев, комар, муравей, , лошадь, оса, козел.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Мужество, утро, буква, жизнь, огонь, искренность.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Балкон, цена, лимон, вагон, сон, конь, осень, длина.

 

Приложение 10.

Ответы на вопросы

Задание

  • Ответьте на вопросы.

1.      Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?

2.      – С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

3.      – В чем сложность правописания этих суффиксов?

4.      – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

Приложение 11.

Устно на каждую букву подобрать прилагательное с Н и НН.

 

«Акрослово»

 

М

 

О

 

Л

 

О

 

Д

 

Е

 

Ц


Литература и Интернет-ресурсы

1.      Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г.

2.      (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.

3.      Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

4.      4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Опорные понятия, термины: суффиксы прилагательных, образованных от существительных; одна и две буквы

Опорные понятия, термины: суффиксы прилагательных, образованных от существительных; одна и две буквы

I I. Мотивация учебной деятельности 2 минуты

I I. Мотивация учебной деятельности 2 минуты

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся

Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует

Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует

VI I I. Домашнее задание 1 минута

VI I I. Домашнее задание 1 минута

Приложение 1 Зарядка позитивного мышления

Приложение 1 Зарядка позитивного мышления

Приложение 4 Алгоритм Задание ·

Приложение 4 Алгоритм Задание ·

Приложение 6 Лингво-физкультминутка

Приложение 6 Лингво-физкультминутка

Приложение* онлайн-тренажер https://onlinetestpad

Приложение* онлайн-тренажер https://onlinetestpad

Приложение 11. Устно на каждую букву подобрать прилагательное с

Приложение 11. Устно на каждую букву подобрать прилагательное с

Литература и Интернет-ресурсы 1

Литература и Интернет-ресурсы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020