технологическая карта "Теорема Пифагора"

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока.  Учитель Петухова И.И.

Предмет: геометрия

Тема: «Теорема Пифагора»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Участники: обучающиеся 8 б класса

Цели: Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора

2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Предметные:

Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные  :работа над понятием информация-знание

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия: Теорема Пифагора

Межпредметные связи: математика

Ресурсы: -Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс»   Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др

- презентация к уроку

-раздаточный материал

- карточки для рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

 

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).

Настраиваются на урок , проверяют готовность своего рабочего места

 

 

Проверка домашнего задания

Проверяет, задает вопросы

проверяют

(Коммуникативные УУД).

 

 

Актуализация субъектного опыта учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

 

 

Задает вопросы по ранее изученному материалу(слайд№1)

  • Дайте определение прямоугольного треугольника?
  • Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  • Формула площади прямоугольного треугольника?
  • Формула площади квадрата?

Организует устную работу

Организует проверку

Возвращает ребят к домашней задаче

Диалог, направленный на формулирование проблемы.

Смотрите, той информацией, которой мы обладаем недостаточно, чтобы решить задачу

- Значит перед нами встаёт цель. Какая?

 

Проблема: как найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, если известны две другие стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель объявляет тему урока(слай№2)

 

Первичная рефлексия (слайд№3)

 

Предлагает сформулировать цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно считают

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Работают в группах

Выявляют место затруднения.

 

Проговаривают причину.

-ответы учащихся: научиться находить стороны прямоугольного треугольника

 

Записывают проблему в тетрадь

 

Записывают тему в тетради

 

Заполняют таблицу, заслушивают товарищей

Выдвигают цель урока

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

 

 

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников способов взаимодействия;

 ( коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

Изучение новых знаний и способов деятельности

Я предлагаю вам следующую практическую работу: у вас на листах изображены треугольники и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните остальные столбцы таблицы

Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы?

Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора.(слайд№4) сравните свою гипотезу с историческим аналогом)

Гипотеза: если я буду знать теорему Пифагора, то смогу найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике

Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты,

Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника

- Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора.

 

А теперь давайте попытаемся доказать этот факт (слайд№5)

 

 

 

 

 

- Исторический материал(слай№6)

слайд№7

 

Выполняют задание

 

Обсуждаю в группах

 

Выдвигают гипотезу

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

Сравнивают

 

Выдвигают гипотезу и  записывают её  в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Предлагают варианты доказательства

Записывают доказательство в тетрадь

 

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 ( коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

((познавательные УУД)

 

Первичная проверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика

Давайте закрепим полученную информацию на практике, решаем задачу, предложенную в начале урока с помощь теоремы Пифагора .

Решаем №483(б ,в) №484(а, б)

 

 

 

 

Предлагает послушать сообщение об Египеском треугольнике

 

 

 

 

 

Работают в группах, записывают решение в тетрадь

 

Решают, обсуждают, сравнивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, смотрят построение прямого угла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

((познавательные УУД)

 

Информация о домашнем задании

  • А домашнее задание, ребята, у нас будет следующее (Слайд№8)
  • п.54 теорема Пифагора (Желательно доказать другим способом)
  • №483 (г),  №484(в), №486(а,в)
  •            Задание по группам:
  • 1 группа - Биографическая справка о Пифагоре
  • 2группа - Школа Пифагора
  • 3группа - Какие открытия сделали пифагорейцы
  • 4 группа - Заповеди пифагорейцев
  • 5 группа - Применение теоремы Пифагора в геометрии
  • 6 группа - Как увековечена память о Пифагоре и его теореме

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

Закрепление изученного

Организует решение задач практической направленности

Решают задачи по группам, каждая группа защищает свою задачу у доски

 

 

Подведение итогов учебного занятия

- Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 Рефлексия учебной деятельности

 

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…» (слайд №3)

Слайд№9

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).