Технологическая карта урока. Учитель Петухова И.И.
Предмет: геометрия
Тема: «Теорема Пифагора»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Участники: обучающиеся 8 б класса
Цели: Развивающие:
Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные:
1)
ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами
при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора
2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.
3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Предметные:
Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.
Личностные:
Уметь
проводить самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные :работа над понятием информация-знание
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: Теорема Пифагора
Межпредметные связи: математика
Ресурсы: -Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др
- презентация к уроку
-раздаточный материал
- карточки для рефлексии
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
|
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей). |
Настраиваются на урок , проверяют готовность своего рабочего места |
|
|
Проверка домашнего задания |
Проверяет, задает вопросы |
проверяют |
(Коммуникативные УУД).
|
|
Актуализация субъектного опыта учащихся.
Постановка проблемы
|
Задает вопросы по ранее изученному материалу(слайд№1)
Организует устную работу Организует проверку Возвращает ребят к домашней задаче Диалог, направленный на формулирование проблемы. Смотрите, той информацией, которой мы обладаем недостаточно, чтобы решить задачу - Значит перед нами встаёт цель. Какая?
Проблема: как найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, если известны две другие стороны.
Учитель объявляет тему урока(слай№2)
Первичная рефлексия (слайд№3)
Предлагает сформулировать цели урока. |
Отвечают на вопросы учителя.
Устно считают
Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах Выявляют место затруднения.
Проговаривают причину. -ответы учащихся: научиться находить стороны прямоугольного треугольника
Записывают проблему в тетрадь
Записывают тему в тетради
Заполняют таблицу, заслушивают товарищей Выдвигают цель урока |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; (познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников способов взаимодействия; ( коммуникативные УУД)
|
|
|
||||
Изучение новых знаний и способов деятельности |
Я предлагаю вам следующую практическую работу: у вас на листах изображены треугольники и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните остальные столбцы таблицы Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора.(слайд№4) сравните свою гипотезу с историческим аналогом) Гипотеза: если я буду знать теорему Пифагора, то смогу найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты, Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника - Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора.
А теперь давайте попытаемся доказать этот факт (слайд№5)
- Исторический материал(слай№6) слайд№7
|
Выполняют задание
Обсуждаю в группах
Выдвигают гипотезу
Ответы учащихся
Сравнивают
Выдвигают гипотезу и записывают её в тетрадь
Работа с учебником
Предлагают варианты доказательства Записывают доказательство в тетрадь
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ( коммуникативные УУД)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ((познавательные УУД) |
|
Первичная проверка
Сообщение ученика |
Давайте закрепим полученную информацию на практике, решаем задачу, предложенную в начале урока с помощь теоремы Пифагора . Решаем №483(б ,в) №484(а, б)
Предлагает послушать сообщение об Египеском треугольнике
|
Работают в группах, записывают решение в тетрадь
Решают, обсуждают, сравнивают.
Слушают, смотрят построение прямого угла
|
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ((познавательные УУД) |
|
Информация о домашнем задании |
|
Записывают домашнее задание |
|
|
Закрепление изученного |
Организует решение задач практической направленности |
Решают задачи по группам, каждая группа защищает свою задачу у доски |
|
|
Подведение итогов учебного занятия |
- Давайте подведём итог нашей работы на уроке. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? |
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности
|
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» (слайд №3) Слайд№9
|
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.