ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
Составитель: Павина А.В,
-2019г-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА: Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.
КЛАСС: 4
ОС: Гармония
ТИП УРОКА: урок построения системы знаний (УПСЗ)
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы, фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.
ЗАДАЧИ УРОКА: на основе повторения примет каждого времени (прошедшего, настоящего, будущего) тренировать в определении формы глагола и определять те грамматические признаки, на которые указывает окончание: в прошедшем времени - число и род (в единственном числе), а в настоящем и будущем – число и лицо.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Предметные: распознавание глаголов по их общему грамматическому значению (обозначают действие) и частным грамматическим значениям (время, число, род, лицо), уметь применять обобщённый способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.
Метапредметные:
Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять алгоритм заполнения орфограмм слабых позиций в окончаниях глагола, умение работать по инструкции, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные: видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи, сознательно выбирать задания разного уровня сложности, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения разноуровневой работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Русский язык – развитие речи – литературное чтение |
Информационный материал • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык» 1-4 классы. • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. • Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Русский язык. К тайнам нашего языка» 4 класс. • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь по русскому языку. • А.К. Дусавицкий «Урок в начальной школе» Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.
|
• Фронтальная • Индивидуальная
• Парная
Групповая
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели деятельности |
Ситуативное задание |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). • Знаю, как находить и исправлять свои ошибки • 2. Хочу … • 3.Могу (содержательные рамки) • 4. Зачем мне надо …
|
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цели деятельности |
Учебные задания |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для систематизации и обобщении изученного материала. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 6) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 7) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. |
Объясняет задание, предлагает определить закономерность, продолжить ряд слов. НА ДОСКЕ: Кр_чит - 3 л., ед.ч., наст. вр. Б_га_ _- н.ф. Нар_суете - 2 л., мн.ч., буд.вр. Покр_снело - ср.р., прош.вр. М_лчишь - 2 л, ед.ч., наст.вр. . . . - Что записано
на доске? (слова) - Что общего? (всё глаголы) - Почему стоит многоточие? (можно продолжить этот ряд) - Определите закономерность и продолжите ряд устно. Составление кластера
вопросы действие глагол
изменяется
число, лицо (нас. вр., буд.вр.) род (прош.вр.)
- Как составлен ряд? (глагол настоящего времени, глагол неопределённой формы, глагол будущего времени, глагол прошедшего времени, глагол настоящего времени ...) (кто выполнит задание раньше - разобрать слова по составу) - Какие орфограммы встретились?
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
3. Локализация индивидуальных затруднений
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
1)Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
1.Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения 2. Определяю место затруднения 3. Определяю причину затруднения (эталон) |
Познавательные: • умение структурировать знания; • постановка и формулирование проблемы; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
1.
Какие з 2. Выбор способа и средств коррекции: - алгоритм исправления ошибок; - учебник, эталоны и др. 3. Построение плана действий Задаёт проблемный вопрос. - По каким признакам мы выбираем букву в окончании глагола? (лицо, число) - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать окончания глаголов в слабой позиции). • Просит составить алгоритм. - Вы сказали, что мы выбираем букву в окончании глагола в зависимости от числа. Чтобы нам не допускать ошибок, что мы можем составить? (алгоритм) - Как вы будете действовать? - Составьте, пожалуйста, в группах алгоритм.
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
5. Реализация построенного проекта
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). |
1. Исправление ошибок: а) самостоятельное – на основе алгоритма исправления ошибок; б) с помощью эталона для самопроверки.
3. Решение этих заданий |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. |
Организует работу на карточках с использованием алгоритма. - Пользуясь алгоритмом, попробуйте самостоятельно заполнить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов. Приложение 1. - Что вы заметили? Нет ли здесь ловушки? - Объясните, какую букву выбрали, пользуясь алгоритмом? - Кто выполнил задание правильно? Молодцы! - Отметьте свои умения на само оценочной линеечке зелёным цветом. |
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
|
• Предлагает выполнить задание на карточках, используя инструкцию. Назначает детей – контролёров. - У вас на партах лежат карточки, а на доске инструкция, по которой вы будете действовать, выполняя следующее задание.
Приложение 2. - Работаете в группах. В каждой группе ученик-контролёр. Приложение 3. - Кто выполнил задание правильно? Молодцы! • Просит прочитать, что получилось. - Давайте прочитаем все предложения. - Что у нас получилось? (текст) - Чего не хватает? (ответа на вопрос). Попробуйте дать ответ на этот вопрос. 3) Предлагает записать предложение – ответ. - Я предлагаю записать вот такой ответ в тетрадь. (1 у доски комментированное письмо). Журавлиная стая рассказывает о том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края. - Подчеркнём грамматическую основу. - Найдём слово в предложении, в котором можно засомневаться в определении части речи. (это слово сквозь). - К какой части речи вы отнесёте это слово? (наречие) |
|
|
Приложение 4. Просит выполнить разноуровневую работу. - Попробуйте выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трёх уровней. Вам нужно выбрать только один уровень. - Поднимите руки, кто выбрал первый уровень? - Второй уровень? Третий уровень? - Спасибо, молодцы! Выполните работу, проверим её на следующем уроке. |
|
|
Просит осуществить рефлексию урока. - Чему мы сегодня учились на уроке? - Как мы заполняем орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов? - Как вы считаете, научились мы это делать? - Повысились наши знания? - Вернёмся к само оценочной линеечке. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия |
1. Самостоятельная работа 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Фиксация результата 4. Ситуация успеха |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. Включение в систему знаний и повторение
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
|
2. Задания на повторение 3.Задания на пропедевтику изучения последующих тем
Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.) − Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.) Работа в тетради на печатной основе
|
Регулятивные: прогнозирование |
9. Рефлексия учебной деятельности
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
− Что нового вы узнали на уроке? − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Подвести итог нашей работы. – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? – Оцените свою деятельность
.
Понял, но Понял и могу научить
Задание на дом
|
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.