Технологическая карта урока русского языка (5 класс)
Тема урока |
Фонетика ( закрепление изученного материала) |
||
Цели урока |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; стремление к речевому совершенству; эстетический вкус |
учить осознавать цели учебной деятельности; развивать умение поставить цель и организовать ее достижение, развивать рефлексивное мышление, самоанализ, самооценку, самоконтроль, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; моделировать диалог находить и исправлять ошибки развивать умение пользоваться словарем
|
повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетического разбора слов; правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают; правильно писать слова, трудные по написанию и произношению; |
|
Деятельность обучающихся (в виде УУД):
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому совершенствованию, интерес к изучению языка
Познавательные: самостоятельно формулируют тему урока и цели; осознают учебно- познавательную задачу; выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения задач операции анализа, сравнения, классификации; читают, слушают, извлекают нужную информацию, пользуются словарем
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя; формулируют собственное мнение, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы для уточнения последовательности работы
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Оборудование: учебник, ПК, проектор, разрезной раздаточный материал ( карточки).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Слайд 2
|
Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы. Какие слова называются синонимами? Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный.
|
- Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
2. Постановка учебной проблемы. Слайд 3 |
На предыдущих уроках вы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Во время урока вы посоревнуетесь в своих знаниях этих тем, а самое главное - нас ждёт интеллект-банк, в который вы сможете сделать свой вклад. Словарная работа. Кто из вас знает, что такое интеллект? • ИНТЕЛЛЕКТ - (лат.intellectus- познание, понимание)- ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - (лат.intellectualis-умозрительный, теоретический)- человек могучего ума; обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни; способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.Итак, интеллект-банк открыт. В добрый путь! |
Словарная работа. Отвечают на вопросы
|
3. Целеполагание. |
Урок ещё необычен и тем, что во время вашего визита в банк в различных формах вы проверите свои знания и умения по темам «Фонетика» |
|
4.Актуализация знаний.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Слайд 4 Банковские ячейки. |
1.Повторение теории по изученной теме: - Приготовьте карточки, одна из которых красного цвета, другая – зеленого. Я зачитываю утверждения, если вы с ними согласны, то поднимаете зеленую карточку, если утверждение кажется неверным, то красную. 1. То, что мы произносим, когда говорим - буквы (нет) (звук) 2. Звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные (да) 3. При произношении гласных звуков воздух встречает препятствия (нет) - (при гласных – воздух проходит свободно) 4. Согласные звуки состоят из шума и голоса (да) 5. Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным (да) 6. Графическое обозначение звука на письме - буква (да) 7. Расположение букв в определенном, обязательном порядке- Алфавит (да). Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие клиенты банка, “умов”, будет максимум 12. Причём в течение своего посещения банка вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. |
Отвечают на вопросы
|
Слайды 5-6 |
1. Решите пропорции: [ Д ] /[ Т ] =[ Б ] / [ ] [ Г ] / [ К ] = [ Р ] / [ ] [ Л’ ] / [ Л ] = [ ] / [ Н ]
|
Решают задания, делают «вклады» [д]/[т]=[б]/[п] [г]/[к]=[р]/[p]-(не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости) [л’]/[л]=[н’]/[н] |
Слайды 7-8 |
2. Сколько раз встречается в предложении звук Ш ? Не то хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. |
4 раза |
Слайды 9-10 |
3. Нарисуйте «фонетический портрет слова»: Солью____________________ Возьму________________________ Леска_____________________________ Просьба |
[сал’й’у] [ваз’му] [л’эска] [проз’ба] |
Слайды 11-12 |
4. Какие ошибки допущены в наименовании букв? «б» «эл» «ш» |
«бэ» «эль» «ша» |
Слайды 13-14 |
5.ДокумЕнт или докУмент, магазИн или магАзин, пОртфель или портфЕль |
ДокумЕнт магазИн портфЕль |
Слайды 15-16 |
6.В каких словах дан разбор по слогам, а в каких по морфемам (по частям слова)? До-мик___________ Дом-ик____________ Ко-со-гор___________ Кос-о-гор________________ |
До-мик- слоговой Дом-ик - морфемный
Ко-со-гор – слоговой Кос-о-гор - морфемный |
Слайды 17-18 |
7.Что означают слова? Фонетика Орфоэпия |
Фонетика- наука о звуках речи. Орфоэпия- наука о правильном произношении. |
Слайды 19-20 |
8.Почему исчез [т]. Проверьте его необходимость. Прелес(?)ный__________________________ Прекрас(?)ный___________________________ Вкус(?)ный______________________________ Гиган(?)ский____________________________ Завис(?)ливый__________________________ Извес(?)ный________________________ |
Прелестный Прекрасный Вкусный Гигантский Завистливый Известный |
Слайды 21-22 |
9.В каких словах звуков столько же, сколько букв? Ночь______________________________ Въезд________________________________ Ясень___________________________________ Лён____________________________________ |
Ночь – 4 буквы, 3 звука [ноч’] Въезд – 5 букв, 5 звуков [вj’эст] ясень – 5 букв, 5 звука [j’ас’эн’] лён – 3 буквы, 3 звука [л’он] |
Слайды 23-24 |
10. Приготовление салата. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1. - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких, 2. - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые, 3. - в слове 4 слога. Для приготовления салата хозяйка взяла: 1.___________________ 2.___________________ 3._______________________ |
Для приготовления салата хозяйка взяла:
1.Перец 2.Лук 3.Помидоры |
Слайды 24-25 |
11.Приготовление компота В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Какие фрукты взяла хозяйка? |
Яблоки |
Слайды 26-27 |
12. В магазине В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? |
Пальто |
6.Рефлексия. |
Оцени свою работу. На уроке было все было комфортно и понятно.
На уроке не все было понятно.
На уроке было трудно, ничего не понял(а). |
Оценивают свою работу |
7. Подведение итогов урока |
Итак, подведем итог урока. Каким показался вам урок? |
8. Подведение итогов урока |
8.Домашнее задание |
Составить задание для одноклассника по фонетике |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.