ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс ФГОС. Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»
Оценка 4.7

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс ФГОС. Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
13.04.2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА биологии 5 класс ФГОС. Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»
• объяснять, как строение плесневых грибов связано сихжизнедея-тельностью; • объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в жизни человека.
плесневые грибы и дрожжи.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА биологии 5 класс ФГОС.  Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Цель: познакомить уч-ся со строением плесневых грибов, способами их размножения и значением.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся

получат возможность научиться

П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

К: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

 

·         объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедея-тельностью;

·         объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в жизни человека.

·         распознавать мукор, пеницилл, дрожжи.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень».

- Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь? 

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

И так

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени)

- А где вы видели плесень?

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?

( Дрожжи)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни) 

- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь.

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

Актуализация знаний

 - Какие организмы мы изучали на прошлом уроке?

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры

«Светофор»

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
  3. Грибы размножаются семенами (нет)
  4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
  5. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).

Отвечают на вопросы учителя. Во время игры поднимают красные (нет) или зеленые (да) карточки, если согласны или не согласны с утверждением.

Целеполагание

 

Давайте  вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать».

Знаю

Хочу узнать

Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Так какая цель будет у нашего урока?

Заполняют таблицу. Формулируют цель урока (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей)

Планирование

- Для достижения поставленной цели мы должны выполнить задачи, верно? Какие же задачи мы перед собой поставим?

А что поможет нам выполнить эти задачи?

Формулируют задачи.

«Открытие» нового знания

(Реализация плана)

Работа в парах.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы.

1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15.

2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79

Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

4. Обсудите результаты работы.

5. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15 «Дрожжи».

6. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

7.  Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

8.Обсудите результаты работы.

9.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям:

Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);

Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);

Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)

Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.

Ответьте на вопросы:

    а)  Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы? 

    б)  Для чего человек разводит дрожжи?

Физкультминука

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Создание проблемной ситуации:

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему?

Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к тексту, который я вам раздала.

Работа с текстом (Приложение №1), выполните задания:

1. Прочитайте текст.

2. Выполните задания к тексту.

 

Так почему же журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XXвека за его открытие пенициллина?  (Предполагаемый ответ: это помогло спасти миллионы жизни и научится бороться с микробами)

Выполняют лабораторную работу. Зарисовывают увиденное в рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают вопросы с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа: по тексту,  выполнение заданий по тексту.

 

 

 

 

Обсуждают проблему.

 

Включение нового знания в систему знаний

Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли.

Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

Обсуждают ситуацию. Отвечают на вопрос.

Рефлексия и оценивание

1.      Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?

2.      Сегодня я узнал…

3.      Было интересно…

4.      Было трудно…

  1. Данный материал пригодится мне в жизни….
  2. Я работал на уроке…

 

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

Домашнее задание

§15 – пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа.

По желанию: Творческое задание: составить кроссворд «Грибы»; Подготовить сообщение о грибах «Это интересно…»

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс

Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы?

Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы?

Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя

Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя

Открытие» нового знания (Реализация плана)

Открытие» нового знания (Реализация плана)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020