ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс ФГОС. Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»
Цель: познакомить уч-ся со строением плесневых грибов, способами их размножения и значением.
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
научатся |
получат возможность научиться |
П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника. Р: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. К: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. |
осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
|
||||||
· объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедея-тельностью; · объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в жизни человека. |
· распознавать мукор, пеницилл, дрожжи.
|
||||||||
|
|||||||||
СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||||||||
Мотивация (создание проблемной ситуации) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень». - Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь? «Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…» И так – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени) - А где вы видели плесень? - Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти? ( Дрожжи) - Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.) - Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни) - Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться) - Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы) - А мы такие грибы уже изучали? (Нет) Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи). Запишите ее в тетрадь. |
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь. |
||||||||
Актуализация знаний |
- Какие организмы мы изучали на прошлом уроке? Предлагаю проверить ваши знания в виде игры «Светофор»
|
Отвечают на вопросы учителя. Во время игры поднимают красные (нет) или зеленые (да) карточки, если согласны или не согласны с утверждением. |
|||||||
Целеполагание
|
Давайте вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать».
Так какая цель будет у нашего урока? |
Заполняют таблицу. Формулируют цель урока (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей) |
|||||||
Планирование |
- Для достижения поставленной цели мы должны выполнить задачи, верно? Какие же задачи мы перед собой поставим? А что поможет нам выполнить эти задачи? |
Формулируют задачи. |
|||||||
«Открытие» нового знания (Реализация плана) |
Работа в парах. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей» На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы. 1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15. 2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя. 3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34) 4. Обсудите результаты работы. 5. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15 «Дрожжи». 6. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации. 7. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34) 8.Обсудите результаты работы. 9.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям: Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б); Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б) Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд. Ответьте на вопросы: а) Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы? б) Для чего человек разводит дрожжи? Физкультминука Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Создание проблемной ситуации: В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему? Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к тексту, который я вам раздала. Работа с текстом (Приложение №1), выполните задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выполните задания к тексту.
Так почему же журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XXвека за его открытие пенициллина? (Предполагаемый ответ: это помогло спасти миллионы жизни и научится бороться с микробами) |
Выполняют лабораторную работу. Зарисовывают увиденное в рабочей тетради.
Обсуждают вопросы с учителем.
Самостоятельная работа: по тексту, выполнение заданий по тексту.
Обсуждают проблему.
|
|||||||
Включение нового знания в систему знаний |
Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники. |
Обсуждают ситуацию. Отвечают на вопрос. |
|||||||
Рефлексия и оценивание |
1. Какой была цела цель урока? Достигли мы ее? 2. Сегодня я узнал… 3. Было интересно… 4. Было трудно…
|
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. |
|||||||
Домашнее задание |
§15 – пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию: Творческое задание: составить кроссворд «Грибы»; Подготовить сообщение о грибах «Это интересно…» |
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.