Технологическая карта урока биологии "Строение и функции слухового анализатора". 9 класс.
Оценка 5

Технологическая карта урока биологии "Строение и функции слухового анализатора". 9 класс.

Оценка 5
docx
22.06.2023
Технологическая карта урока биологии "Строение и функции слухового анализатора". 9 класс.
Технологическая карта урока. Строение и функции слухового анализатора..docx

Практическая работа: разработка технологической карты урока

 

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

 

1.   ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Малиновская Ольга Александровна

Место работы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска»

 

2.   ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тематический блок  «Органы чувств и сенсорные системы»

Тема урока

Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

  урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

Соблюдение правил безопасности

Метапредметные

Выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;

С учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах

Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Предметные

Применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

Характеризовать биологические процессы (звуковое восприятие);

Выявлять причинно-следственные связи между строением органов человека и их функциями (строение уха и его функции);

Применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов человека (орган слуха);

Называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни (влияние негативных факторов на остроту слуха);

Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни (предупреждение потери слуха);

Демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов (Звуковые волны - физика; литературные произведения - Перро, Шекспир).

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Слуховой анализатор, наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, евстахиева труба, улитка, стремечко, наковальня, молоточек, кортиев орган

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Оборудование - анатомическая модель "Ухо человека", презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2498/start/

 

3.   БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная беседа

Давайте с вами вспомним диалог из известной сказки:

« - Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

   - Это чтобы лучше слышать тебя, дитя моё!» (Ш. Перро «Красная шапочка»)

А зачем все-таки нам уши? (получение информации из окружающей среды, создание объективной целостной картины об окружающем мире, речевое общение людей)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальная работа или индивидуальная работа по проверке имеющихся знаний по данной теме

 - У каких животных впервые в ходе эволюции появилось среднее ухо и по каким причинам?

 - Для какого класса животных характерны наружные ушные раковины?

 - Что такое анализатор?

 - Из каких частей состоит любой анализатор?

Этап 1.3. Целеполагание


Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Совместно с учащимися сформулировать цели урока:

Ты узнаешь особенности строения органа слуха и слухового анализатора

Ты научишься анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Индивидуальная самостоятельная работа и лекция учителя с элементами беседы

1.      Используя текст и рисунки учебника на стр. 84  - 87, определите составные части слухового анализатора.

2.      Объяснение учителя о строение уха с использованием модели "Строение уха" или электронного ресурса  РЭШ "Строение уха".

Во время лекции использовать интересный факт и проблемную задачу:

А) Кто такой копуша? (история о палочках-копоушках со времен Древнего Новгорода и о правилах пользования ватными палочками в наши дни)

Б) Чтение отрывка из "Гамлета" У. Шекспира про отравление его отца (отец Гамлета был отравлен соком белены, которые ему закапали в наружное ухо). Может ли барабанная перепонка пропустить яд? (только в том случае, если в ней имелось отверстие, которое могло появиться в результате воспаления среднего уха)

3.      Заполнение таблицы – первый ряд наружное ухо, второй – среднее, третий – внутреннее. Затем по два человека с каждого ряда выходят и заносят данные в таблицу на доске (один рассказывает, другой пишет), остальные вписывают к себе в тетради.

Части уха

Строение

Функции

Наружное

 

 

Среднее

 

 

Внутреннее

 

 

4.      Построение цепочки «Как слышит человек?» -  используя карточки с описание происходящих процессов необходимо выстроить правильную цепочку передачи звуковых колебаний и формирования ощущения звука

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите

факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

1. Проверьте себя. Установите соответствие между перечнем частей уха и слухового анализатора  (1- 9) и ответами на вопросы (I - XI)

 

1. Слуховые косточки                                                   I. Три части слухового анализатора (последовательно)

2. Слуховой проход                                                      II. Воспринимают звуковые раздражения

3. Слуховой нерв                                                          III. Проводит возбуждение в мозг

4. Евстахиева труба                                                     IV. Осуществляет различие звуковых раздражителей

5. Рецептор                                                                    V. Относится к наружному уху

6. Улитка, звукочувствительные клетки в ней         VI. Находятся во внутреннем ухе

7. Слуховая зона коры                                                 VII. Находятся в среднем ухе

8. Барабанная перепонка                                            VIII. Часть среднего уха. соединяющая его с носоглоткой 

9. Ушная раковина                                                        IX. Заполнены жидкостью

                                                                                        X.  Колеблются при колебании барабанной перепонки

                                                                                        XI. Возбуждаются от звуковых раздражений

2. Сформулируйте основные правила гигиены слуха и обоснуйте их (устно)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и

т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

1. Используя знания о строении уха, объясните, почему в самолетах во время взлета ил посадки рекомендуют рассасывать леденец?

2. Предложите решение задачи: Когда танк стреляет из пушки, вокруг стоит страшный шум. А в самом танке, будто в пустой бочке, грохот от выстрела усиливается во много раз. Уши танкиста получают неожиданный звуковой удар, даже если они защищены шлемофоном со специальными накладками на уши. Острота слуха от таких ударов снижается.

Как защитить слуховой аппарат танкиста? (одновременно с выстрелом во всех шлемофонах раздается резкий щелчок, который на очень короткое время делает уши менее чувствительными. Звуковой удар от выстрела воспринимается не столь травматично)


 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

На одном заводе имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка закончилась печально - спящий кузнец оглох.  В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм?

(Помимо воздушного звукопроведения имеет место и костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости и передаются непосредственно на лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звукопринимающие рецепторы. Природой не предусмотрена система передачи  звуковых колебаний через кость. а значит не предусмотрена система защиты. У кузнеца произошла акустическая травма и звуковоспринимающие клетки погибли)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

https://oge.fipi.ru/os/project/questions/question_view.php?qst=318EBA5EE798A4D94B10AC2ABF76FB84-ZP&md=qprint

Любое из заданий Слуховая система человека. Например, задание №2:

На рисунке показана область слышимости человеческого уха. Она находится между верхней кривой, соответствующей громким звукам, восприятие которых вызывает болевое ощущение, и нижней кривой, соответствующей порогу слышимости.

 

 

   Выберите все верные утверждения.

1. При частоте 20 Гц порог болевого ощущения соответствует громкости 140 дБ.

2. Порог слышимости линейно зависит от частоты звука.

3. Область речи полностью соответствует области слышимости человека.

4. Порог болевого ощущения не зависит от частоты звука.

5. Наиболее восприимчиво ухо человека к звуковым частотам в интервале примерно 2000 – 5000 Гц.      

Ответ - 1,5

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1. Концы чувствительных нервов - рецепторы  И. П. Павлов  назвал своеобразными щупальцами мозга. Объясните смысл этого выражения.

2. Может ли слуховой анализатор воспринимать свет, а зрительный звук? Ответ обоснуйте.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Выберите правильные суждения (можно вывести утверждения на экран и в тетради ставить + и -; можно зачитывать их, а учащиеся будут рисовать в тетради прямоугольники красного или зеленого цвета; можно использовать систему дистанционного голосования (пульты дистанционного голосования).

1. Орган слуха расположен в височной кости и скостит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины

3. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания

4. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом

5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой

6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы

7. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом

8. Слуховые косточки - это рецепторы слухового анализатора

9. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев

10. Полость внутреннего уха заполнена воздухом

11. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий

12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости. а затем в нервный импульс

13. В слуховом анализаторе различают три отдела - наружное, среднее и внутреннее ухо.

14. Чувствительный аппарат уха - кортиев орган

15. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки

Ответы: 1, 3, 5, 6, 9, 11, 12, 14,15

Нет ошибок - отлично, 1-2 очень хорошо, 3-4 ошибки - хорошо, 5 - 6  ошибок - удовлетворительно, > 6 ошибок - неудовлетворительно

(ошибками считаются неверные цифры и отсутствие верных цифр) 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите ваш ответ)

 

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно

Работал

Понял материал

Не интересно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал до урока

Скучно

Помогал другим

 Не понял


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Стр. 84 - 90. Устно ответить на вопросы

Творческое задание - составить кроссворд по темам Зрительные анализатор. Слуховой анализатор.

При составлении заданий использовались материалы  из следующих источников:

 

Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология. Человек" 8(9) класс. - М. : ВАКО, 2005

Панфилова Л. А. Анатомия и физиология: Учебное пособие. - М.: ТЕРРА, 2000          

Андржеевская Ирина. Школа креативного мышления.  Открытые задачи. БИОЛОГИЯ: сильное мышление через открытые задачи. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021

ОГЭ. БИОЛОГИЯ. Типовые экзаменационные варианты под редакцией В. С. Рохлова. - 2022 


 

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Планируемые результаты (по

Планируемые результаты (по

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Выберите все верные утверждения

Выберите все верные утверждения

Выберите правильные суждения (можно вывести утверждения на экран и в тетради ставить + и -; можно зачитывать их, а учащиеся будут рисовать в тетради прямоугольники…

Выберите правильные суждения (можно вывести утверждения на экран и в тетради ставить + и -; можно зачитывать их, а учащиеся будут рисовать в тетради прямоугольники…

Этап 5.2. Домашнее задание

Этап 5.2. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023