Технологическая карта урока по теме «Сезонные изменения в жизни организмов»
Класс: |
5 класс |
Предмет: |
Биология |
Место урока/занятия |
Урок № 5 в теме 3 «Организмы и среда обитания» (6 часов) |
Тема урока/занятия |
Сезонные изменения в жизни организмов |
Уровень изучения: |
Базовый |
Тип урока/занятия (укажите тип урока): |
Урок открытия новых знаний и освоения умений |
Планируемые результаты (по ФРП): |
|
Личностные: - осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию; - осознают важность получаемой информации, понимают и сознают свое место в окружающем мире; - соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам. |
|
Метапредметные: Познавательные УУД: анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: предвосхищают результат и уровень усвоения, сличают свой способ действия с эталоном, выбирают путь достижения цели. Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. |
|
Предметные: - выявляют влияние сезонных изменений на природные условия и существование живых организмов |
|
Ключевые слова: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, биологические ритмы, фотопериодизм, фенология |
|
Краткое описание: Педагогические технологии: интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные технологии, эксперимент Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические. Тематический видеоряд, презентация, иллюстрации на тему Необходимое оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, тематический видеоряд, презентация, иллюстрации по теме урока Требования к уровню ИКТ-обучающихся: умение пользоваться возможностями ресурса «Электронный журнал» |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||
1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия учебных принадлежностей 2. Мотивирование на работу - Учитель предлагает обучающимся разгадать загадки: Если всё вокруг цветёт, Назови мне время года: Все течет, растет, изменяется 4. Организация беседы - Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - Одинаков ли образ жизни животных и растений летом и осенью, весной и зимой? Объясните свою точку зрения. - Попробуйте сформулировать тему урока. - Зачем нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных в связи с сезонными изменениями? - Попробуйте поставить перед собой цель на сегодняшний урок.
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Приветствует учеников, организовывает работу, способствует созданию комфортных условий на уроке, мотивирует обучающихся на успех, комментирует ответы |
Приветствуют учителя, проверяют на столах наличие учебника рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей, отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, записывают в тетрадь тему урок |
|||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||
Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках - Сколько сезонов вы знаете? - Какова последовательность времен года? Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. - Приведите примеры сезонных изменений в жизни растений и животных. - На каких еще уроках Вы говорили о сезонных изменениях в природе?
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Организовывает беседу, комментирует ответы, направляет обучающихся на правильную формулировку мыслей, обращает внимание на связь материала урока с другими учебными предметами |
Отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, слушают комментарии учителя, дополняют ответы одноклассников |
|||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||
1. Напоминаем тему урока “Сезонные изменения в жизни организмов”: 2. Озвучиваем цели урока (что должен сделать каждый ученик на уроке): 1. - понять, что все живые организмы на Земле подвержены сезонным изменениям, и эти изменения влияют на их поведение, физиологию и экологию; 2. - учиться распознавать и описывать различные сезонные явления, такие как смена времен года, изменение температуры, влажности и освещенности, а также их влияние на жизненные циклы организмов; 3. - развить навыки наблюдения и анализа сезонных изменений в природе, а также умение объяснять причины этих изменений; 4. - осознать важность изучения сезонных изменений для понимания функционирования экосистем и поддержания их равновесия. 5. |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Планирует деятельность обучающихся на уроке, помогает сконцентрироваться на ключевых результатах и направлениях работы, дает установку на успех в достижении поставленных целей |
Настраиваются на продуктивную работу, отвечают на вопросы учителя, включаются в активную познавательную деятельность |
|||||||||||||||
БЛОК 2. Открытие нового знания |
||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
||||||||||||||||
Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года, описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание, которое определяет время года. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Хорошо было за городом! Стоял_ …. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка» Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст... Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, — вообще было о чем серьезно подумать. Серьезная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собиралась в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички, как кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа...Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холодов … Вопросы: - Как вы думаете, что описано в тексте? - Приведите цитаты из текста, которые подтверждают Вашу точку зрения
В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Работа с терминами: фенология, биологические ритмы
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Организовывает работу с текстом, беседу, корректирует ответы, проводит работу с новыми терминами |
Работают с текстом, отвечают на вопросы, приводят примеры, слушают объяснения учителя, записывают новые термины и их определение в тетрадь |
|||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||
1. Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?» Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки. ВЫВОД: обосновывают целесообразность листопада у растений умеренных широт Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на рисунках?
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Организовывает работу с заданиями (используются карточки или слайды презентации), привлекает обучающихся к обсуждению ответов и подводит к формулированию выводы |
Работают с текстом, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании вывода, слушают пояснения учителя |
|||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||||||||
Решение биологической задачи: Название задачи: “Почему листья деревьев меняют цвет осенью?” Описание задачи: в ходе изучения темы “Сезонные изменения в жизни растений” в 5 классе по биологии, ученики могут заинтересоваться, почему листья деревьев меняют свой цвет с зеленого на желтый, оранжевый и красный осенью. Вопрос: почему листья деревьев меняют свой цвет осенью? Ответ: Листья деревьев меняют свой цвет осенью из-за изменений в процессе фотосинтеза и в составе пигмента хлорофилла. Летом хлорофилл активно участвует в фотосинтезе, поэтому листья имеют зеленый цвет. Осенью температура снижается, и хлорофилл начинает разрушаться, в результате чего становятся видны другие пигменты - желтый (каротин), оранжевый (антоциан) и красный (антоцианин).
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 1 – решение биологической задачи, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками |
Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы |
|||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||||||||
Название задания: «Сезонные изменения растений саванны» Цели: Изучение сезонных изменений растений саванны и их влияние на экосистему. Описание: Ученики узнают об изменениях, происходящих с растениями саванны в зависимости от времени года. Вопросы и задачи: 1. Как меняются условия среды в саванне в зависимости от сезона? 2. Как это влияет на рост, развитие и поведение растений саванны? 3. Как растения приспосабливаются к разным сезонам? 4. Какова роль сезонных изменений для экосистемы саванны в целом? Межпредметная связь: биология, география, экология |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 2 – решение биологической задачи, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками |
Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы |
|||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||||||||
1. Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток: а) не изменяется; б) уменьшается; в) увеличивается |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 3 – выполнение задания в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками |
Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы |
|||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||||||||
. Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?» Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 3 – решение задания по формированию функциональной грамотности, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками |
Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы |
|||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||
Выполнение теста по теме урока: 1. Как называются реакции организмов на изменение длины дня? А. спячка Б. фотопериодизм В. фотосинтез 2. В какой сезон организмы размножаются? А. в наиболее благоприятный Б. в наиболее неблагоприятный В. независимо от сезона 3. Сколько обычно продолжается благоприятный для развития организмов период во многих районах нашей страны? А. 2-3 месяца Б. 4-5 месяцев 6-7 месяцев 4. Назовите признак ранней весны: А. возвращение перелетных птиц Б. ледоход В. таяние снега 5. Определите сезонное изменение, происходящее в жизни растений: А. листопад Б. рост В. обмен веществ 6. В нижеприведенном списке определите деревья, которые остаются зелеными на зимний период (несколько ответов): А. береза Б. дуб В. ель Г. клен Д. сосна 7. Дайте определение термину «линька»: А. смена шерстяного и перьевого покрова Б. заблаговременное накапливание в организме питательных веществ В. перемещение на значительные расстояния, вызываемые сменой условий 8. При каких условиях наблюдается летняя спячка? А. Высокая температура и низкая влажность Б. низкая температура и высокая влажность В. летней спячки не существует в природе 9. Что не происходит у животных в период спячки? А. снижается уровень обмена веществ Б. снижается потребление кислорода В. останавливается сердцебиение 10. Определите птиц, улетающих осенью к местам зимовки: А. скворцы Б. воробьи В. голуби |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Организует выполнение теста по теме урока (офлайн или онлайн) |
Выполняют тест по теме урока |
|||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||||||||
Форма организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося: - Дистанционное обучение: использование онлайн-платформ, видеокурсов для организации самостоятельной работы обучающихся Форма поддержки: - Организация обратной связи: предоставление обучающимся возможности задавать вопросы, получать помощь и рекомендации от учителя Критерии оценивания: 1. Самостоятельность – способность самостоятельно изучать материал и выполнять задания; 2. Творческий подход – способность применять полученные знания для решения нестандартных заданий и проблем; 3. Умение работать с информацией – способность находить, анализировать и использовать необходимую информацию для выполнения заданий
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Проводит инструктаж по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся |
Выполняют инструкции учителя |
|||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||||||||
1. Воспользуйтесь карточкой на Вашем столе. Заполните таблицу. Поделитесь результатом с одноклассниками и учителем
|
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Организует выполнение задания рефлексии |
Выполняют задание, озвучивают результат |
|||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||||||||
Выполнить творческое задание, решив биологическую задачу. Название задачи: «Миграция птиц и их роль в природе» Описание задачи: в ходе изучения темы «Сезонные изменения в жизни организмов» в 5 классе по биологии ученикам предлагается узнать о миграции птиц и их роли в природе. Задача: - Что такое миграция птиц? - Почему птицы мигрируют? - Какие птицы мигрируют? - Как птицы находят дорогу во время миграции? - Какая роль птиц в природе? - Как человек может помочь птицам в зимний период? |
||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Озвучивает задание, источники для поиска информации и способы предоставления результатов работы |
Слушают рекомендации, записывают задание (можно задание разместить на используемом в учебном заведении электронном ресурсе, например, ЭлЖур |
|||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.