Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Сезонные изменения в жизни организмов" менения
Оценка 4.8

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Сезонные изменения в жизни организмов" менения

Оценка 4.8
docx
03.04.2024
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Сезонные изменения в жизни организмов"   менения
ТКУ_5 кл_Сезонные изменения.docx

Технологическая карта урока по теме «Сезонные изменения в жизни организмов»

Класс:

5 класс

Предмет:

Биология

Место урока/занятия

Урок № 5 в теме 3 «Организмы и среда обитания» (6 часов)

Тема урока/занятия

Сезонные изменения в жизни организмов

Уровень изучения:

Базовый

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

Урок открытия новых знаний и освоения умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

- осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию;

- осознают важность получаемой информации, понимают и сознают свое место в окружающем мире;

- соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам.

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: предвосхищают результат и уровень усвоения, сличают свой способ действия с эталоном, выбирают путь достижения цели.

Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Предметные:

- выявляют влияние сезонных изменений на природные условия и существование живых организмов

Ключевые слова: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, биологические ритмы, фотопериодизм, фенология

Краткое описание:

Педагогические технологии: интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные технологии, эксперимент

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические. Тематический видеоряд, презентация, иллюстрации на тему

Необходимое оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, тематический видеоряд, презентация, иллюстрации по теме урока

Требования к уровню ИКТ-обучающихся: умение пользоваться возможностями ресурса «Электронный журнал»

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

1.   Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия учебных принадлежностей

2. Мотивирование на работу

 - Учитель предлагает обучающимся разгадать загадки:

Если всё вокруг цветёт,
Вьётся, колосится,
Значит, кто нам оно пришло —
Время веселиться!
(Лето)

Назови мне время года:
Когда портится погода,
Когда листья опадают,
Люди, яблоки снимают.

Когда ливень, когда гром,
Когда листопад ковром
Прямо в воздухе кружится
И под ноги нам ложится. 
(Осень)

Все течет, растет, изменяется
И листочки на свет появляются,
Перелетные птицы летят,
В дом родной к нам —
Согреться хотят.
И влюбленным котам не до сна,
С ума сводит всех эта...
 (Весна)
3. Демонстрация видеоряда.  Демонстрируется видеоряд, на котором изображены растения и животные зимой, летом, осенью, весной

4. Организация беседы

- Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Одинаков ли образ жизни животных и растений летом и осенью, весной и зимой? Объясните свою точку зрения.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Зачем нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных в связи с сезонными изменениями?

- Попробуйте поставить перед собой цель на сегодняшний урок.

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Приветствует учеников, организовывает работу, способствует созданию комфортных условий на уроке, мотивирует обучающихся на успех, комментирует ответы

Приветствуют учителя, проверяют на столах наличие учебника рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей, отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, записывают в тетрадь тему урок

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

- Приведите примеры сезонных изменений в жизни растений и животных.

- На каких еще уроках Вы говорили о сезонных изменениях в природе?

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает беседу, комментирует ответы, направляет обучающихся на правильную формулировку мыслей, обращает внимание на связь материала урока с другими учебными предметами

Отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, слушают комментарии учителя, дополняют ответы одноклассников

Этап 1.3. Целеполагание

1. Напоминаем тему урока “Сезонные изменения в жизни организмов”:

2. Озвучиваем цели урока (что должен сделать каждый ученик на уроке):

1.      - понять, что все живые организмы на Земле подвержены сезонным изменениям, и эти изменения влияют на их поведение, физиологию и экологию;

2.      - учиться распознавать и описывать различные сезонные явления, такие как смена времен года, изменение температуры, влажности и освещенности, а также их влияние на жизненные циклы организмов;

3.      - развить навыки наблюдения и анализа сезонных изменений в природе, а также умение объяснять причины этих изменений;

4.      - осознать важность изучения сезонных изменений для понимания функционирования экосистем и поддержания их равновесия.

5.       

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планирует деятельность обучающихся на уроке, помогает сконцентрироваться на ключевых результатах и направлениях работы, дает установку на успех в достижении поставленных целей

Настраиваются на продуктивную работу, отвечают на вопросы учителя, включаются в активную познавательную деятельность

БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года, описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание, которое определяет время года.

     Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

     Хорошо было за городом! Стоял_ …. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост.

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст... Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, — вообще было о чем серьезно подумать. Серьезная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собиралась в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички, как кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа...Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холодов …

Вопросы:

- Как вы думаете, что описано в тексте?

- Приведите цитаты из текста, которые подтверждают Вашу точку зрения

 

В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Работа с терминами: фенология, биологические ритмы 

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает работу с текстом, беседу, корректирует ответы, проводит работу с новыми терминами

Работают с текстом, отвечают на вопросы, приводят примеры, слушают объяснения учителя, записывают новые термины и их определение в тетрадь

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

     1. Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»

     Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

ВЫВОД: обосновывают целесообразность листопада у растений умеренных широт

Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на рисунках?

                   Описание: https://i.pinimg.com/736x/2d/44/07/2d44072c162e9b55ddf1a9258c93e733--a-rock-chipmunks.jpg                Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3901320/pub_5f589040478cd834201d7b21_5f5922c5254de314369c48ed/scale_1200           Описание: https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-a9de0f03-c8cb-4277-8426-055c959f5d10&mb=webpulse

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает работу с заданиями (используются карточки или слайды презентации), привлекает обучающихся к обсуждению ответов и подводит к формулированию выводы

Работают с текстом, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании вывода, слушают пояснения учителя

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Решение биологической задачи:

Название задачи: “Почему листья деревьев меняют цвет осенью?”

Описание задачи: в ходе изучения темы “Сезонные изменения в жизни растений” в 5 классе по биологии, ученики могут заинтересоваться, почему листья деревьев меняют свой цвет с зеленого на желтый, оранжевый и красный осенью.

Вопрос: почему листья деревьев меняют свой цвет осенью?

Ответ: Листья деревьев меняют свой цвет осенью из-за изменений в процессе фотосинтеза и в составе пигмента хлорофилла. Летом хлорофилл активно участвует в фотосинтезе, поэтому листья имеют зеленый цвет. Осенью температура снижается, и хлорофилл начинает разрушаться, в результате чего становятся видны другие пигменты - желтый (каротин), оранжевый (антоциан) и красный (антоцианин).

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 1 – решение биологической задачи, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Название задания: «Сезонные изменения растений саванны»

Цели: Изучение сезонных изменений растений саванны и их влияние на экосистему.

Описание: Ученики узнают об изменениях, происходящих с растениями саванны в зависимости от времени года.

Вопросы и задачи: 1. Как меняются условия среды в саванне в зависимости от сезона? 2. Как это влияет на рост, развитие и поведение растений саванны? 3. Как растения приспосабливаются к разным сезонам? 4. Какова роль сезонных изменений для экосистемы саванны в целом?

Межпредметная связь: биология, география, экология

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 2 – решение биологической задачи, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

1. Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 3 – выполнение задания в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

. Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 3 – решение задания по формированию функциональной грамотности, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Выполнение теста по теме урока:

1. Как называются реакции организмов на изменение длины дня?

А. спячка     Б. фотопериодизм     В. фотосинтез

2. В какой сезон организмы размножаются?

А. в наиболее благоприятный     Б. в наиболее неблагоприятный     В. независимо от сезона

3. Сколько обычно продолжается благоприятный для развития организмов период во многих районах нашей страны?

А. 2-3 месяца     Б. 4-5 месяцев     6-7 месяцев

4. Назовите признак ранней весны:

А. возвращение перелетных птиц     Б. ледоход     В. таяние снега

5. Определите сезонное изменение, происходящее в жизни растений:

А. листопад     Б. рост     В. обмен веществ

6. В нижеприведенном списке определите деревья, которые остаются зелеными на зимний период (несколько ответов):

А. береза     Б. дуб     В. ель    Г. клен    Д. сосна   

7. Дайте определение термину «линька»:

А. смена шерстяного и перьевого покрова    Б. заблаговременное накапливание в организме питательных веществ

В. перемещение на значительные расстояния, вызываемые сменой условий

8. При каких условиях наблюдается летняя спячка?

А. Высокая температура и низкая влажность     Б. низкая температура и высокая влажность

В. летней спячки не существует в природе

9. Что не происходит у животных в период спячки?

А. снижается уровень обмена веществ   Б.  снижается потребление кислорода      В. останавливается сердцебиение

10. Определите птиц, улетающих осенью к местам зимовки:

А. скворцы    Б. воробьи    В. голуби

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует выполнение теста по теме урока (офлайн или онлайн)

Выполняют тест по теме урока

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Форма организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося:

- Дистанционное обучение: использование онлайн-платформ, видеокурсов для организации самостоятельной работы обучающихся

Форма поддержки:

- Организация обратной связи: предоставление обучающимся возможности задавать вопросы, получать помощь и рекомендации от учителя

Критерии оценивания:

1. Самостоятельность – способность самостоятельно изучать материал и выполнять задания;

2. Творческий подход – способность применять полученные знания для решения нестандартных заданий и проблем;

3. Умение работать с информацией – способность находить, анализировать и использовать необходимую информацию для выполнения заданий

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проводит инструктаж по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся

Выполняют инструкции учителя

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

1. Воспользуйтесь карточкой на Вашем столе. Заполните таблицу. Поделитесь результатом с одноклассниками и учителем

Что я узнал(а) нового на уроке?

Что я уже знал(а) по теме урока?

Что еще бы я хотел(а) узнать по теме урока

 

 

 

 

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует выполнение задания рефлексии

Выполняют задание, озвучивают результат

Этап 5.2. Домашнее задание

Выполнить творческое задание, решив биологическую задачу.

Название задачи: «Миграция птиц и их роль в природе»

Описание задачи: в ходе изучения темы «Сезонные изменения в жизни организмов» в 5 классе по биологии ученикам предлагается узнать о миграции птиц и их роли в природе.

Задача:

- Что такое миграция птиц?

- Почему птицы мигрируют?

- Какие птицы мигрируют?

- Как птицы находят дорогу во время миграции?

- Какая роль птиц в природе?

- Как человек может помочь птицам в зимний период?

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Озвучивает задание, источники для поиска информации и способы предоставления результатов работы

Слушают рекомендации, записывают задание (можно задание разместить на используемом в учебном заведении электронном ресурсе, например, ЭлЖур



 

Технологическая карта урока по теме «

Технологическая карта урока по теме «

Метапредметные: Познавательные

Метапредметные: Познавательные

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

И влюбленным котам не до сна,

И влюбленным котам не до сна,

Отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, слушают комментарии учителя, дополняют ответы одноклассников

Отвечают на вопросы, оформляют свои мысли в устной речи, слушают комментарии учителя, дополняют ответы одноклассников

Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями…

Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями…

Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки

Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Как называются реакции организмов на изменение длины дня?

Как называются реакции организмов на изменение длины дня?

Выполнить творческое задание, решив биологическую задачу

Выполнить творческое задание, решив биологическую задачу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024