Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна
ГБОУ СОШ: №557, Невский район
Предмет: музыка
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 4-й
Тип урока: Урок изучения нового материала
Образовательные технологии, методы, приемы:
Методы: эвристическая и сократическая беседа; слуховая и изобразительная наглядность; музыкальное обобщение, сравнение (выявление сходства и различия), освоения музыкальной ткани произведения, интонационного постижения закономерностей развития художественных образов, создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (сопереживания), «погружения» - осознания ценностно-смыслового значения произведения
Приемы: наблюдения, размышления, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, сопереживания, междисциплинарного взаимодействия
Оборудование: ПК, экран и проектор, аудиофайлы, музыкальный центр
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, аудио- и видео материал («Русская», «Тема Петрушки», «Тема Арапа», «Тема Балерины»), репродукции эскизов костюмов и декораций
Организация пространства: специально организованное пространство для работы в группах
Тема раздела |
«В музыкальном театре» |
|
Тема урока |
Балет И.Стравинского «Петрушка» |
|
Цель |
Цель урока для учащихся |
Цель урока для учителя |
Осмысление возможностей различных видов искусств в раскрытии жизненного содержания произведения посредством выявления особенностей каждого из видов искусств в создании художественных образов на примере балета И.Стравинского «Петрушка. |
Создание условий для осмысления роли интеграции различных видов искусств для раскрытия художественного образа, жизненного содержания произведения на примере фрагментов из балета И.Стравинского «Петрушка». |
|
Задачи |
Задачи урока для учащихся |
Задачи урока для учителя |
1. Познакомиться с новым произведением искусства, раскрывающим традиции русского народного праздника. 2. Учиться видеть отдельные детали в произведениях искусства и соединять их в единое целое для раскрытия и понимания художественного образа. 3. Рассмотреть особенности, общее и различия раскрытия единой темы разными видами искусства. 4. Рассмотреть взаимовлияние различных видов искусства в балете, способствующее раскрытию единого художественного замысла. 5. Сделать вывод о возможностях различных видов искусств в раскрытии художественного образа, жизненного содержания произведения.
|
Воспитательные: содействовать формированию
Развивающие: способствовать развитию
· раскрывать особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставлений; · умения находить взаимодействие между различными видами искусств и жизнью на основе имеющихся знаний;
Образовательные: формировать умение
на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в нем событий, переданных различными видами искусств;
|
|
Планируемые результаты |
Личностные: · укрепление интереса и эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие духовно-нравственных качеств; · укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа; · формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с различными видами искусств. Метапредметные: Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Предметные:
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
1. Самоопределение к деятельности |
Введение в тему урока: организация деятельности учащихся в группах. |
Разделение на группы по личностному выбору учащихся: композиторы, художники, писатели, хореографы. |
Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Самоопределение – мотивация получения новых знаний. |
2. Актуализация знаний |
1. Знакомство учеников с эскизом декораций А.Н. Бенуа «Петербургские балаганы» к I картине балета «Петрушка» (Приложение 1). 2. Беседа по сюжету эскиза декорации, определение темы и назначения. 3. Определение жанра произведения на основе того, для чего может использоваться данная декорация (для театрального представления), и распределения в группы по разным видам искусств.
|
Беседа по содержанию эскиза декорации: свободное высказывание детей своего мнения; ответы на открытые вопросы. Актуализация знаний о балетном спектакле, объединяющем различные виды искусств: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство.
|
Умение высказывать суждения о художественных особенностях произведения. Систематизация имеющихся знаний.
|
Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. |
3. Постановка учебной задачи. |
Подведение детей к определению темы и цели урока, к постановке учебных задач. - О чем же мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О театре, о взаимосвязи живописи и музыки в театральном искусстве) - В каком спектакле можно объединить разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство? (Балет – спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство) - Сегодня мы с вами познакомимся с балетом Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка». И попробуем рассмотреть, как в этом произведение используется взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. |
Постановка учебных задач, определение темы и цели урока. |
Формулирование темы урока и цели. |
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала. |
4. «Открытие» учащимися новых знаний. |
1. Знакомство с историй создания балета «Петрушка» (соавторство композитора, художника и хореографа): - «Русские сезоны» в Париже – гастроли русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах, которые стали подлинным триумфом национального балета, показав всему миру, на какой уровень может подняться искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников – живописцев и исполнителей. - Возникновение содружества: И.Стравинский – А.Бенуа – М.Фокин (мастеров разных видов искусства), сплотившихся для решения единой творческой задачи: создания балета «Петрушка». - Создание сюжета (либретто) композитором И.Стравинским вместе с художником А.Бенуа, по живым впечатлениям детства, и создание балета о народном масленичном гулянии, действие которого разворачивается в Петербурге 1830-х годов. 2. Подготовка к художественному восприятию музыкального произведения: - возвращение к сюжету картины «Масленица» - Масленица, проводы зимы – это обрядовый славянский праздник. Возник в глубокой древности и праздновался в конце зимы. А как раньше отмечали этот праздник? ( пекли блины – символ солнца; сжигали соломенное чучело, которое олицетворяло злую, суровую, иногда голодную для многих крестьянских семей зиму; песнями и танцами закликали красавицу-весну) - Внимательно вглядитесь в картину Б.Кустодиева «Масленица». Она беззвучная или звучит в вашем воображении? Какие звуки можно представить себе, глядя на картину? (шум народного веселя, который доносится со всех сторон: разговоры, смех, шумят шарманки, слышна гармошка, продавцы сладостей расхваливают свой товар, скрип снега под санями, колокольный перезвон и т.д.) 3. Знакомство детей с музыкальным произведением «Народные гулянья на масленой» (первая картина), проведение беседы по прослушанному материалу (Приложение 5). 4. Подведение к выводу: - Создать яркий и неповторимы образ масленичного гулянья, показать образы главных героев композитору помогли художник и хореограф (единый замысел балетного спектакля). - Балет не просто спектакль: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художника, создающего костюмы и декорации, музыкантов, артистов – огромного художественного коллектива, вдохновленного единой творческой целью.
|
Беседа по картине: свободное высказывание детей своего мнения; ответы на открытые вопросы.
Определение сходства музыки с изобразительным искусством в воплощении художественных образов.
Знакомство с кратким содержанием либретто к балету «Петрушка» - прочтение «первой картины» (Приложение 4).
Художественное восприятие музыкального произведения, осмысление и анализ прослушанного материала.
Сопоставление взаимодействия различных видов искусства, используемых в балетном спектакле; выявление его особенностей.
|
Понимание программного содержания балета.
Осознание жизненного содержания произведения, его связей с народными традициями. Умение прослеживать взаимосвязи двух видов искусства: живописи и музыки.
Осмысленность восприятия музыкального произведения. Целостность и осознанность восприятия музыкального образа. Выявление взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства. Умение сопоставлять язык музыки с языком живописи. Умение сравнивать произведение музыкального искусства с другими произведениями художественной культуры, с жизненными явлениями. |
Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
1. Работа с кратким содержанием либретто произведения. 2. Подведение итога: В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва. В двух крайних картинах изображены массовые сцены праздничного гулянья, в средних картинах показана жизнь кукол. |
Самостоятельное деление текста либретто на части, последующий анализ текста. Краткий пересказ содержания. |
Самостоятельное выполнении задания, требующего имеющихся знаний.
|
Общеучебные: поиск и выделение, структурирование информации. |
6. Первичное закрепление (рассмотрение взаимосвязей музыки и живописи в изображении главных героев балета). |
1. Знакомство детей с главным героем балета – Петрушкой. Использование различных видов искусства в изображении главного героя для создания единого образа персонажа, раскрытия его внутреннего мира: - Ознакомление с музыкальной «Темой Петрушки»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа (отражение композитором внутреннего и мира посредством музыки). - Ознакомление с эскизом декорации «Комнаты Петрушки» А.Бенуа (Обратить внимание детей на портрет Фокусника, занимающего центральное место на одной из стен комнаты Петрушки. Фокусник повесил его для того, чтобы ежечасно напоминать Петрушке о своей власти над ним); - Подведение к пониманию того, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа. Подведение к выводу: - различные виды искусства взаимодополняют и усиливают переживания, обостряют чувства, вызывают эмоциональный отклик; - образ Петрушки – это олицетворение страдающего; бессильный порыв в отстаивании личного счастья и достоинства; противостояние окружающему миру, находящемуся в состоянии «праздничности», равнодушной суеты и масленичного кутежа. 2. Историческая справка (по желанию учителя): Создание самого балета началось именно с образа Петрушки. И.Ф.Стравинский рассказывал: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна». 3. Использование различных видов искусства в изображении Арапа и Балерины для создания образов персонажей, раскрытия их внутреннего мира: - Ознакомление с музыкальной «Темой Арапа»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа. - Ознакомление с эскизом декорации «Комнаты Арапа» А.Бенуа; подведение к пониманию того, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа. - Ознакомление с музыкальной «Темой Балерины»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа. - Подведение к выводу: сравнительная характеристика трех главных героев произведения (Музыка подчеркивает примитивность, душевную пустоту Арапа и Балерины, которые не способны понять человеческих переживаний Петрушки). Людская ярмарочная толпа, Арап и Балерина – искусственное, а Петрушка наделен живой и трепетной человеческой душой. 4. Знакомство на основе либретто с «Четвертой картиной» балета; подведение к выводу: И. Стравинский в конце «Четвертой картины» показывает, что Петрушка — не живой человек, а лишь кукла, наделённая человеческими переживаниями, но неожиданное воскрешение Петрушки вносит в балет элемент загадочности, допускающей различные толкования замысла его авторов - балет заканчивается вопросительным знаком. |
1. Художественное восприятие «Темы Петрушки», анализ произведения (ряд коротких мотивов — как бы пронзительно вскрикивающих - монолог героя, состоящий из неистовства и «воплей», в которых мы слышим и горе, и бешенство, и обманчивую радость, и беспомощное отчаяние; краткие речевые интонации – стоны, которые сопровождают неумолимые жесткие фанфары; резкие переходы от одного настроения к другому, основанные на частой смене мотивов, темпов и тембров). 2. Рассматривание эскиза декорации «Комнаты Петрушки» А.Бенуа (Приложение 6), сравнение с описанием текста в либретто и музыкальной темой, изображающей образ персонажа. Сопоставление музыки и живописи, их многогранные связи в изображении душевного мира, переживаний главного героя.
1. Художественное восприятие «Темы Арапа», анализ произведения (Изображение в музыке своеобразная карикатуры на музыку восточного характера: затейливые обороты, странные узоры в необычном регистре, создающие образ самодовольного и себялюбивого Арапа). 2. Рассматривание эскиза декорации «Комнаты Арапа» А.Бенуа (Приложение 7), сравнение с описанием текста в либретто и музыкальной темой, изображающей образ персонажа. 3. Художественно восприятие «Темы Балерины», анализ произведения (На чёткой ритмической формуле малого барабана звучит плоская, механическая тема - бездушная мелодия; четкий танцевальный ритм, механическое непрерывное вращение. Балерина – типичная кукла, наделенная автоматически-бездушными мелодиями) 4. Сравнительная характеристика персонажей: Петрушки, Арапа и Балерины.
Обсуждение «4 картины» (только на основе либретто). |
Общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу. Умение воспринимать музыку в процессе ее интонационно-образного анализа. Умение распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки, эмоционально откликаться на них. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, интерпретировать авторский замысел в соответствии с контекстом рассмотрения музыкального произведения. Умение сравнивать и сопоставлять на основе тождества и контраста темы, образы. Умение определять эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу.
|
Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. |
7. Подведение итогов по теме урока. |
Подведение к выводам: 1. В произведении рассматривается тема внутреннего душевного одиночества главного персонажа, противопоставленного равнодушному, чуждому его страданиям окружающему миру, раскрывается конфликт – «одиночество и толпа». 2. Музыка, вступая в союз с другими видами искусства, обретает большую наглядность и действенность. 3. Характеристики главных героев, заложенные в музыке композитора, могут быть по-своему развиты в других видах искусства, которые по-своему раскрывают одно и то же жизненное содержание. 4. Единый источник для всех видов искусства – жизнь, поэтому по-настоящему понять произведение искусства, это значит, прежде всего, понять его жизненное содержание. |
Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке, подведение итогов.
|
Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, способности воспринимать и переживать содержание музыкального произведения. Умение выражать свое отношение к музыкальному произведению в развернутых речевых высказываниях, аргументировать свое собственное отношение. Постижение жизненного содержания через анализ музыкального произведения, художественное обобщение.
|
Нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
8. Рефлексия |
Создание условий для личностной рефлексии каждого ученика. |
Самооценка учебной деятельности (Приложение 8) |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. Осознание своей учебной деятельности, анализ и самооценка успешности достижения цели. |
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества освоения. |
9. Домашнее задание |
|
Эскизы декораций или костюмов к балету «Петрушка». |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.