Технологическая карта урока для 4 класса Балет И.Стравинского «Петрушка»
Оценка 4.8

Технологическая карта урока для 4 класса Балет И.Стравинского «Петрушка»

Оценка 4.8
doc
23.08.2023
Технологическая карта урока для 4 класса Балет И.Стравинского «Петрушка»
Технологическая карта урока музыки в 4 классе Балет И.Стравинского «Петрушка».doc

Технологическая карта урока

 

Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна

ГБОУ СОШ: №557, Невский район

Предмет: музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 4-й

Тип урока: Урок изучения нового материала

Образовательные технологии, методы, приемы:

Методы: эвристическая и сократическая беседа; слуховая и изобразительная наглядность; музыкальное обобщение, сравнение (выявление сходства и различия), освоения музыкальной ткани произведения, интонационного постижения закономерностей развития художественных образов, создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (сопереживания), «погружения» - осознания ценностно-смыслового значения произведения

Приемы: наблюдения, размышления, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, сопереживания, междисциплинарного взаимодействия

Оборудование: ПК, экран и проектор, аудиофайлы, музыкальный центр

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, аудио- и видео материал («Русская», «Тема Петрушки», «Тема Арапа», «Тема Балерины»), репродукции эскизов костюмов и декораций

Организация пространства: специально организованное пространство для работы в группах

 

Тема раздела

«В музыкальном театре»

Тема урока

Балет И.Стравинского «Петрушка»

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осмысление возможностей различных видов искусств в раскрытии жизненного содержания произведения посредством выявления особенностей каждого из видов искусств в создании художественных образов на примере балета И.Стравинского «Петрушка.

Создание условий для осмысления роли интеграции различных видов искусств для раскрытия художественного образа, жизненного содержания произведения на примере фрагментов из балета И.Стравинского «Петрушка».

Задачи

Задачи урока для учащихся

Задачи урока для учителя

1. Познакомиться с новым произведением искусства, раскрывающим традиции русского народного праздника.

2. Учиться видеть отдельные детали в произведениях искусства и соединять их в единое целое для раскрытия и понимания художественного образа.

3. Рассмотреть особенности, общее и различия раскрытия единой темы разными видами искусства.

4. Рассмотреть взаимовлияние различных видов искусства в балете, способствующее раскрытию единого художественного замысла.

5. Сделать вывод о возможностях различных видов искусств в раскрытии художественного образа, жизненного содержания произведения.

 

Воспитательные: содействовать формированию

  • эмоционально-ценностного отношения к искусству; эмоциональной отзывчивости, эмоционально осознанного восприятия образа;
  • развития интереса к культуре русского народа, уважения к его истории и традициям;
  • умения видеть жизненное содержание произведения на основе раскрытия созданных различными видами искусств художественных образов.

Развивающие: способствовать развитию

  • умения выявлять на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях различных видов искусств; находить и рассматривать их взаимодействие для создания единого художественного образа;

·        раскрывать особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставлений;

·        умения находить взаимодействие между различными видами искусств и жизнью на основе имеющихся знаний;

  • умения находить, анализировать средства выразительности и изобразительности различных видов искусств, находить общности этих видов искусств в их колористическом, ритмическом и интонационном началах;
  • умения видеть процесс воплощения художественного замысла в различных видах искусств;
  • целеполагания, планирования собственной деятельности;
  • коммуникативной и рефлексивной культуры; культуры самоуправления учебной деятельностью.

Образовательные: формировать умение

  • рассматривать драматургию балетного спектакля

на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в нем событий, переданных различными видами искусств;

  • давать характеристики и сравнивать персонажей по их музыкальным темам; слышать моменты передачи в музыке характера, переживаний, чувств, эмоций; определять главные выразительные средства; выявлять интонации, помогающие композитору раскрыть образ;
  • сопоставлять язык музыки с языком пластики, хореографии и живописи; изобразительные и выразительные средства различных видов искусств, используемых для создания художественного образа;
  • видеть особенности балетного спектакля как результата совместного труда композитора, балетмейстера, художника, музыкантов, артистов – огромного художественного коллектива, вдохновленного единой творческой целью.

Планируемые результаты

Личностные:

·        укрепление интереса и эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие духовно-нравственных качеств;

·        укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа;

·        формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с различными видами искусств.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • получение опыта наблюдения за различными явлениями жизни в произведениях искусства, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • получение опыта логических действий: анализа, сравнения, синтеза, обобщения при работе с различными видами искусства, раскрывающими единый художественный замысел.

Коммуникативные УУД

  • высказывать свою точку зрения в процессе групповой деятельности, обоснованного выражения своего отношения;
  • умение услышать позицию других в обсуждении общей задачи.

Регулятивные УУД

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий и действий партнеров.

Предметные:

  • развитие художественного восприятия, умения оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о них как способе выражения духовных переживаний человека;
  • умение анализировать музыкальное произведение на основе сопоставления изобразительных и выразительных средств различных видов искусств, видеть их взаимодействие и взаимопроникновение, способствующих созданию единого художественного замысла.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение

    к деятельности

Введение в тему урока: организация деятельности учащихся в группах.

Разделение на группы по личностному выбору учащихся: композиторы, художники, писатели, хореографы.

Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Самоопределение – мотивация получения новых знаний.

2. Актуализация

    знаний

1. Знакомство учеников с эскизом декораций А.Н. Бенуа «Петербургские балаганы» к I картине балета «Петрушка» (Приложение 1).

2. Беседа по сюжету эскиза декорации, определение темы и назначения.

3. Определение жанра произведения на основе того, для чего может использоваться данная декорация (для театрального представления), и распределения в группы по разным видам искусств.

 

Беседа по содержанию эскиза декорации: свободное высказывание детей своего мнения; ответы на открытые вопросы.

Актуализация знаний о балетном спектакле, объединяющем различные виды искусств: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство.

 

 

 

 

Умение высказывать суждения о художественных особенностях произведения. Систематизация имеющихся знаний.

 

Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

3. Постановка учебной задачи.

Подведение детей к определению темы и цели урока, к постановке учебных задач.

- О чем же мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

(О театре, о взаимосвязи живописи и музыки в театральном искусстве)

- В каком спектакле можно объединить разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство?

(Балет – спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство)

- Сегодня мы с вами познакомимся с балетом Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка». И попробуем рассмотреть, как в этом произведение используется взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.

Постановка учебных задач, определение темы и цели урока.

Формулирование темы урока и цели.

Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала.

4. «Открытие» учащимися новых знаний.

1. Знакомство с историй создания балета «Петрушка» (соавторство композитора, художника и хореографа):

- «Русские сезоны» в Париже – гастроли русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах, которые стали подлинным триумфом национального балета, показав всему миру, на какой уровень может подняться искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников – живописцев и исполнителей.

- Возникновение содружества: И.Стравинский – А.Бенуа – М.Фокин (мастеров разных видов искусства), сплотившихся для решения единой творческой задачи: создания балета «Петрушка».

- Создание сюжета (либретто) композитором И.Стравинским вместе с художником А.Бенуа, по живым впечатлениям детства, и создание балета о народном масленичном гулянии, действие которого разворачивается в Петербурге 1830-х годов.

2. Подготовка к художественному восприятию музыкального произведения:

- возвращение к сюжету картины «Масленица»

- Масленица, проводы зимы – это обрядовый славянский праздник. Возник в глубокой древности и праздновался в конце зимы. А как раньше отмечали этот праздник?

( пекли блины – символ солнца; сжигали соломенное чучело, которое олицетворяло злую, суровую, иногда голодную для многих крестьянских семей зиму; песнями и танцами закликали красавицу-весну)

- Внимательно вглядитесь в картину Б.Кустодиева «Масленица». Она беззвучная или звучит в вашем воображении? Какие звуки можно представить себе, глядя на картину?

(шум народного веселя, который доносится со всех сторон: разговоры, смех, шумят шарманки, слышна гармошка, продавцы сладостей расхваливают свой товар, скрип снега под санями, колокольный перезвон и т.д.)

3. Знакомство детей с музыкальным произведением «Народные гулянья на масленой» (первая картина), проведение беседы по прослушанному материалу (Приложение 5).

4. Подведение к выводу:

- Создать яркий и неповторимы образ масленичного гулянья, показать образы главных героев композитору помогли художник и хореограф (единый замысел балетного спектакля).

- Балет не просто спектакль: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художника, создающего костюмы и декорации, музыкантов, артистов – огромного художественного коллектива, вдохновленного единой творческой целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по картине: свободное высказывание детей своего мнения; ответы на открытые вопросы.

 

Определение сходства музыки с изобразительным искусством в воплощении художественных образов.

 

Знакомство с кратким содержанием либретто к балету «Петрушка» - прочтение «первой картины» (Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное восприятие музыкального произведения, осмысление и анализ прослушанного материала.

 

 

Сопоставление взаимодействия различных видов искусства, используемых в балетном спектакле; выявление его особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание программного содержания балета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание жизненного содержания произведения, его связей с народными традициями.

Умение прослеживать взаимосвязи двух видов искусства: живописи и музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысленность восприятия музыкального произведения.

Целостность и осознанность восприятия музыкального образа.

Выявление взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства. Умение сопоставлять язык музыки с языком живописи. Умение сравнивать произведение музыкального искусства с другими произведениями художественной культуры, с жизненными явлениями.

Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Работа с кратким содержанием либретто произведения.

2. Подведение итога: В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва. В двух крайних картинах изображены массовые сцены праздничного гулянья, в средних картинах показана жизнь кукол.

Самостоятельное деление текста либретто на части, последующий анализ текста. Краткий пересказ содержания.

Самостоятельное выполнении задания, требующего имеющихся знаний.

 

Общеучебные: поиск и выделение, структурирование информации.

6. Первичное закрепление (рассмотрение взаимосвязей музыки и живописи в изображении главных героев балета).

1. Знакомство детей с главным героем балета – Петрушкой. Использование различных видов искусства в изображении главного героя для создания единого образа персонажа, раскрытия его внутреннего мира:

- Ознакомление с музыкальной «Темой Петрушки»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа

 (отражение композитором внутреннего и мира посредством музыки).

- Ознакомление с эскизом декорации «Комнаты Петрушки» А.Бенуа (Обратить внимание детей на портрет Фокусника, занимающего центральное место на одной из стен комнаты Петрушки. Фокусник повесил его для того, чтобы ежечасно напоминать Петрушке о своей власти над ним);

- Подведение к пониманию того, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа.

Подведение к выводу:

- различные виды искусства взаимодополняют и усиливают переживания, обостряют чувства, вызывают эмоциональный отклик;

- образ Петрушки – это олицетворение страдающего; бессильный порыв в отстаивании личного счастья и достоинства; противостояние окружающему миру, находящемуся в состоянии «праздничности», равнодушной суеты и масленичного кутежа.

2. Историческая справка (по желанию учителя): Создание самого балета началось именно с образа Петрушки. И.Ф.Стравинский рассказывал: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна».

3. Использование различных видов искусства в изображении Арапа и Балерины для создания образов персонажей, раскрытия их внутреннего мира:

- Ознакомление с музыкальной «Темой Арапа»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа.

- Ознакомление с эскизом декорации «Комнаты Арапа» А.Бенуа; подведение к пониманию того, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа.

- Ознакомление с музыкальной «Темой Балерины»; подведение к осознанию музыкального образа персонажа.

- Подведение к выводу: сравнительная характеристика трех главных героев произведения (Музыка подчеркивает примитивность, душевную пустоту Арапа и Балерины,  которые не способны понять человеческих переживаний Петрушки). Людская ярмарочная толпа, Арап и Балерина – искусственное, а Петрушка наделен живой и трепетной человеческой душой.

4. Знакомство на основе либретто с «Четвертой картиной» балета; подведение к выводу:

И. Стравинский в конце «Четвертой картины» показывает, что Петрушка — не живой человек, а лишь кукла, наделённая человеческими переживаниями, но неожиданное воскрешение Петрушки вносит в балет элемент загадочности, допускающей различные толкования замысла его авторов - балет заканчивается вопросительным знаком.

1. Художественное  восприятие «Темы Петрушки», анализ произведения (ряд коротких мотивов — как бы пронзительно вскрикивающих - монолог героя, состоящий из неистовства и «воплей», в которых мы слышим и горе, и бешенство, и обманчивую радость, и беспомощное отчаяние; краткие речевые интонации – стоны, которые сопровождают неумолимые жесткие фанфары; резкие переходы от одного настроения к другому, основанные на частой смене мотивов, темпов и тембров).

2. Рассматривание эскиза декорации «Комнаты Петрушки» А.Бенуа (Приложение 6), сравнение с описанием текста в либретто и музыкальной темой, изображающей образ персонажа.

Сопоставление музыки и живописи, их многогранные связи в изображении душевного мира, переживаний главного героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Художественное восприятие «Темы Арапа», анализ произведения (Изображение в музыке своеобразная карикатуры на музыку восточного характера: затейливые обороты, странные узоры в необычном регистре, создающие образ самодовольного и себялюбивого Арапа).

2. Рассматривание эскиза декорации «Комнаты Арапа» А.Бенуа (Приложение 7), сравнение с описанием текста в либретто и музыкальной темой, изображающей образ персонажа.

3. Художественно восприятие «Темы Балерины», анализ произведения (На чёткой ритмической формуле малого барабана звучит плоская, механическая тема - бездушная мелодия; четкий танцевальный ритм, механическое непрерывное вращение. Балерина – типичная кукла, наделенная автоматически-бездушными мелодиями)

4. Сравнительная характеристика персонажей: Петрушки, Арапа и Балерины.

 

Обсуждение «4 картины» (только на основе либретто).

Общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу.

Умение воспринимать музыку в процессе ее интонационно-образного анализа.

Умение распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки, эмоционально откликаться на них.

Умение  воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, интерпретировать авторский замысел в соответствии с контекстом  рассмотрения музыкального произведения.

Умение сравнивать и сопоставлять на основе тождества и контраста темы, образы.

Умение определять эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу.

 

 

Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

7. Подведение итогов по теме урока.

Подведение к выводам:

1. В произведении рассматривается тема внутреннего душевного одиночества главного персонажа, противопоставленного равнодушному, чуждому его страданиям окружающему миру, раскрывается конфликт – «одиночество и толпа».

2. Музыка, вступая в союз с другими видами искусства, обретает большую наглядность и действенность.

3. Характеристики главных героев, заложенные в музыке композитора, могут быть по-своему развиты в других видах искусства, которые по-своему раскрывают одно и то же жизненное содержание.

4. Единый источник для всех видов искусства – жизнь, поэтому по-настоящему понять произведение искусства, это значит, прежде всего, понять его жизненное содержание.

Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке, подведение итогов.

 

Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, способности воспринимать и переживать содержание музыкального произведения.

Умение выражать свое отношение к музыкальному произведению в развернутых речевых высказываниях, аргументировать свое собственное отношение.

Постижение жизненного содержания через анализ музыкального произведения, художественное обобщение.

 

Нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

8. Рефлексия

Создание условий для личностной рефлексии каждого ученика.

Самооценка учебной деятельности (Приложение 8)

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Осознание своей учебной деятельности, анализ и самооценка успешности достижения цели.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества освоения.

9. Домашнее задание

 

Эскизы декораций или костюмов к балету «Петрушка».

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Сделать вывод о возможностях различных видов искусств в раскрытии художественного образа, жизненного содержания произведения

Сделать вывод о возможностях различных видов искусств в раскрытии художественного образа, жизненного содержания произведения

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученика, задания для учащихсяПланируемые результаты

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученика, задания для учащихсяПланируемые результаты

Постановка учебных задач, определение темы и цели урока

Постановка учебных задач, определение темы и цели урока

Внимательно вглядитесь в картину

Внимательно вглядитесь в картину

Понимание программного содержания балета

Понимание программного содержания балета

Подведение к выводу: - различные виды искусства взаимодополняют и усиливают переживания, обостряют чувства, вызывают эмоциональный отклик; - образ

Подведение к выводу: - различные виды искусства взаимодополняют и усиливают переживания, обостряют чувства, вызывают эмоциональный отклик; - образ

Ознакомление с музыкальной «Темой

Ознакомление с музыкальной «Темой

Музыка, вступая в союз с другими видами искусства, обретает большую наглядность и действенность

Музыка, вступая в союз с другими видами искусства, обретает большую наглядность и действенность

Домашнее задание Эскизы декораций или костюмов к балету «Петрушка»

Домашнее задание Эскизы декораций или костюмов к балету «Петрушка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023