Урок 42. Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника
Цели деятельности |
Создать условия для закрепления знаний учащихся о сумме углов треугольника при решении задач, введения понятия внешнего угла треугольника, доказательства теоремы о внешнем угле треугольника, обучения решению задач |
|||
Термины и понятия |
Треугольник, внешний угол, смежный угол |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий, умеют формулировать и доказывать теорему о внешнем угле треугольника |
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные |
• Чертежи к задачам. • Задания для самостоятельной работы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Проверить уровень сформированности теоретических знаний |
(Ф/И) 1. Один учащийся на доске доказывает теорему о сумме углов треугольника. 2. Второй учащийся решает на доске задачу из домашнего задания № 230. 3. Весь класс решает задачи по готовым чертежам (устно). – Вычислите все неизвестные углы треугольников. Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 |
|||
II этап. Изучение нового материала |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Ввести понятие внешнего угла и доказать сопутствующую теорему |
(Ф/И) 1. Ввести понятие внешнего угла треугольника. 2. Доказать теорему о внешнем угле треугольника (рис. 125 учебника). 3. Решить задачу (устно). В треугольнике АВС ÐВ = 110°. Чему равны: а) сумма остальных внутренних углов треугольника; б) внешний угол при вершине В? 4. По готовому чертежу на доске устно решить задачу. Найдите внутренние углы и внешний угол СDF треугольника KСD Рис. 9 |
|||
III этап. Решение задач |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
При решении простейших задач отработать изученный материал |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачу № 232 под руководством учителя на доске 2. Рассмотреть обратное утверждение: если треугольник равнобедренный, то внешний угол при вершине, противолежащей основанию треугольника, в два раза больше угла при основании. Действительно, этот внешний угол равен сумме двух углов при основании равнобедренного треугольника, а так как углы при основании равны, то данный внешний угол в два раза больше угла при основании треугольника. 3. Решить задачу № 234 на доске и в тетрадях (рассмотреть два случая) |
№ 232. Дано:DАВС, ÐВСD>ÐА в 2 раза. Доказать:DАВС – равнобедренный. Рис. 10 Доказательство: Примем ÐА = х, тогда ÐВСD = 2х. По свойству внешнего угла: ÐВСD = ÐА + ÐВ, тогда 2х = х + ÐВ, тогда ÐВ = х, значит, ÐА = ÐВ, то есть DАВС – равнобедренный. Обратное утверждение верно. № 234. Дано:DАВС, АВ = ВС, ÐВСD = 115°. Найти:ÐА, ÐВ, ÐС. Рис. 11 Решение: 1) ÐС, ÐВСD – смежные, значит, ÐС = 180° – 115° = 65°. 2) ÐА = ÐС = 65° (по свойству равнобедренного треугольника). 3) ÐВ = 180° – (ÐА + ÐС). ÐВ = 180° – 130° = 50°. Ответ: 65°, 65°, 50°. Дано:DАВС, АВ = ВС, ÐСВD = 115°. Найти:ÐА, ÐВ, ÐС. Рис. 12 Решение: 1) ÐВ, ÐСВD – смежные, значит, ÐВ = 180° – 115° = 65°. 2) Так как ÐА = ÐС (по
свойству равнобедренного треугольника), |
||
IV этап. Самостоятельная работа |
||||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
|||
Совершенствовать навыки самостоятельного решения задач |
(И) Работа выполняется 15–20 минут. Вариант I 1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 96°. Найдите два других угла треугольника. 2. В треугольнике СDЕ с углом ÐЕ = 32° проведена биссектриса CF, ÐСFD = 72°. Найдите ÐD. Вариант II 1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 108°. Найдите два других угла треугольника. 2. В треугольнике СDЕ проведена биссектриса CF, ÐD = 68°, ÐЕ = 32°. Найдите ÐСFD. Вариант III 1. В равнобедренном треугольнике MNP c основанием МР и углом ÐN = 64° проведена высота МН. Найдите ÐРМН. 2. В треугольнике СDЕ проведены биссектрисы CK и DР,
пересекающиеся в точке F, причем ÐDFK =
78°. Вариант IV 1. В равнобедренном треугольнике CDЕ c основанием СЕ и ÐD = 102° проведена высота СН. Найдите ÐDСН. 2. В треугольнике АВС проведены биссектрисы АМ и ВN,
пересекающиеся в точке K, причем ÐАKN =
58°. |
|||
V этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) – Какой угол называется внешним углом треугольника? – Каким свойством обладает внешний угол равнобедренного треугольника? – Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку. Какие затруднения у вас возникли? |
(И)Домашнее задание: изучить пункты 30–31; ответить на вопросы
1–5 |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.