Технологическая карта урока физики 7кл

  • docx
  • 04.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ванеева Н.И._Технологическая карта урока физики.docx

 

Технологическая карта урока физики в 7классе

 по теме  «Сообщающиеся сосуды»

Таблица 1

 

Учитель

Ванеева Наталья Ивановна

Учебный предмет

физика

Класс

7

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока:

образовательная

Формирование понятия и законов о сообщающихся сосудах  и эффективного применения их в жизни.

развивающая

Развитие логического мышления, умения искать необходимую информацию в различных источниках, анализировать ее; высказывать свою точку зрения и формулировать выводы по изученному материалу.

воспитательная

Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики.

Технологии

урок в рамках системно-деятельностного подхода

 с применением технологии

проблемного обучения

Межпредметные связи

История, география, математика

Опорные понятия, термины:

гидростатическое давление: формула, зависимость.

Новые понятия,

Термины:

Сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов, однородная жидкость

Планируемый результат

Предметный (ПР):

Научиться проводить исследовательский эксперимент, приводить примеры  применения сообщающихся сосудов.

Получат возможность продолжить формирование следующих умений: применять базовое понятие гидростатического давления и законы сообщающихся сосудов.

 

Личностный (ЛР):

Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики. Развитие речи, мышления, творческих способностей в процессе открытия нового знания.

Метапредметный (МР):

-регулятивные:

умение формулировать  цели учебной деятельности, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других, оценивать своё  эмоциональное состояние;

умение делать правильный выбор задания с учётом индивидуальных возможностей;

-познавательные:

умение создавать модели, искать и перерабатывать информацию, представленную разными способами, применять интернет и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать полученный результат и  делать вывод;

-коммуникативные:

умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;

умение выслушивать мнения собеседников и приходить к общему мнению.

Организация пространства

Ресурсы (основные, дополнительные):

учебник «Физика», 7 класс, А.В. Перышкин с.121-124

проектор, подключенный к компьютеру;

презентация к уроку

интерактивный ресурс Интерактивная модель «Проведи корабля через шлюз» на отдельном компьютере

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf

Анимация со звуком: «Артезианский колодец» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/7_190.swf)

2ноутбука у учащихся, подключенные к интернету; лабораторное оборудование для проведения опытов: сообщающиеся сосуды разной формы и сечения; подкрашенная жидкость в 3 стаканах,  резиновые  трубочки  (12  шт.),  воронки  (4  шт.),  сосуды  с  водой  (12  шт.),  сосуды  с маслом  (4  шт.), штативы  (4  шт.), модель фонтана и уровня;

рабочий лист у обучающихся, карточки-задания в конвертах.

 

Таблица 2

 

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Приветствую учащихся.

Ребята нашей школы передают вам привет стихами Марка Львовского

Приветствуют учителя, стоя у своего места.

Смотрят видеосюжет из 6 школы

Активизация знаний

Формулирую задание.

Включаю видеоролик с вопросами.

Организую самопроверку. Сколько правильных ответов такой и балл.

 Отвечают на 5 вопросов

Осуществляют самопроверку

Выставляют себе баллы в кружок.

Постановка учебной проблемы

 

Выдвигаю проблему

Ребята я вам принесла  плакаты,

девиз урока и стихи, которые хотела бы повесить рядом с доской, но боюсь, что сделаю это не горизонтально.

Помогите мне решить эту проблему.

Побуждаю к высказыванию своего мнения по решению проблемы.

Высказывают свои гипотезы по решению проблемы.

 

Ответы учащихся:

использовать прибор

 

Построение

проекта решения

проблемы

 

Подвожу учащихся  к осознанию темы   и задач урока;

..Чтобы ответить на этот вопрос изучим сначала новый материал, а потом вернемся к этому вопросу.

Посмотрите на доску. Что общего между чайником, лейкой  и другими предметами? Чем интересно строение этих сосудов?

Тема нашего сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды»

Подвожу учащихся к проекту решения проблемы (задачам урока)

Высказывают свое мнение.

 

 

Ответы учащихся:

Их части соединены между собой.

 

Определяют тему урока:

 

Записывают на рабочих листках тему урока.

 

Ставят задачи:

 

Реализация

проекта.

Наводящими вопросами помогаю дать определение сообщающимся  сосудам.

Показываю разные виды сосудов.

 Учащиеся дают определение,  записывают определение в тетради,

Организую мини исследование

Попробуем определить законы сообщающихся сосудов, для этого проведем мини исследование.

Работать будем парами, соблюдая инструкцию. Время работы 5 минут,

Дифференцированный подход:

1группа (слабая)- Подтвердите или опровергните 1гипотезу - В одинаковых сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливается на одном уровне.

2группа (средняя) –

 В сообщающихся сосудах разных по форме и сечению поверхности однородной жидкости устанавливается не на одном уровне.

3группа (сильная) В сообщающихся сосудах поверхность более плотной жидкости устанавливается выше, чем менее плотной.

Подвожу  учащихся к законам

 ...Два вывода, сделанные нами по проделанным опытам, называются законами  сообщающихся сосудов.

Слушают инструкцию

Выполняют практическую работу

1 группа - первый ряд

Номер

опыта

h1 (см)

в первом

сосуде

h2  (см)

во втором

сосуде

рисунок

1Одну

и трубок

приподнять

 

 

 

 

Делают вывод-Гипотеза подтвердилась

2 группа второй ряд

Номер опыта

h1

 

h2

 

h3

 

h4

 

рисунок

1 не наклонять установку

 

 

 

 

 

 

Гипотеза не подтвердилась

3 группа – третий ряд

h1см

высота масла

ρ1кг/м3

плотность

 масла

h2см

высота воды

ρ2г/м3

плотность воды

рисунок

1

 

900

 

1000

 

 

Гипотеза не подтвердилась

Выставляют себе баллы в кружок.

Физкульт. минутка Первичное закрепление

Организую первичное закрепление

Встали все в проход, каждый из вас это  сосуд. Сделайте модель сообщающегося сосуда.

Как это сделать?

Наполнили наши сосуды водой.

Вылили воду из сосуда.

Один ряд вылил воду и соединился со вторым, полным воды.

 Что произойдет?

Делают модель сообщающегося сосуда

 

 

Все дети в проходе взялись за руки

Подняли руки вверх

Присели руки вниз

 

 

Установится среднее положение

Решение

проблемы

 

Организую поисковую работу учащихся:

Последней задачей нашего урока было найти применение сообщающихся сосудов. Каким образом сообщающихся сосуды можно использовать для улучшения жизни людей? Надеюсь, что какая-то группа и решит нашу проблему.

Где мы узнаем о применение               сообщающихся сосудов?

Для этого будем работать группами по 4человека-по 3мин. Защита по 1мин.

Внутри конверта находится описание принципа действия этих устройств. Вы можете проверить себя и уточнить ваши ответы, открыв конверт (слабые учащиеся.)

Отвечают на вопросы

Делают выбор задания (по  интересам), объясняют принцип работы, выбранного устройства.

Записывают свои выводы в рабочие листы.

1группа (историки)- Акведуки что такое?(найти в интернете)

2группа (историки)- Как работают фонтаны в Петергофе? (найти в интернете)

3 группа (географы) – Объяснить действие артезианского  колодца

(работа с учебником стр.123упр18(2))

4группа (географы) – Одинаков ли уровень воды в океанах и морях?

(работают с текстом)

 

Дополнительные вопросы:

Как работает фонтан в Шарье?

Прошел человек по сырому песку, водой напитался оставленный след, за ним и другой……Объясни почему?

 

 

 

 

 

 

 

 5группа (техники) Объяснить принцип действия водомерного стекла (стр.122учебника упр18(1))

6группа (техники) - Объяснить принцип действия  шлюзов

(по видеоролику).

7группа – (изобретатели)

http://reshalkin.net/uploads/posts/2014-12/14174197151fiz79lukashikivanovazad-167.pngсделать фонтан

(по схеме).

8группа (изобретатели)- сделать уровень (по схеме).

 Решают проблему урока. Каждый оценивает свой вклад в работу группы и ставит оценку в кружок

Самостоятельная работа

Организую самостоятельную работу и взаимопроверку

Время 2 мин.

 

Решают тест.

Осуществляют взаимопроверку – оценка в кружок

Итог  урока

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оцените себя

Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что законы сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах для улучшения жизнедеятельности человека.

Оценивают себя_____________

(по среднему баллу - складывают 4 оценки в кружках и делят на 4,

  округляют до целых)

 

Слушают учителя.

 

Домашнее задание

Даю комментарий к домашнему заданию:

Но если кто-то хочет получить дополнительную отметку, то можете выполнить два интересных задания.

http://www.aeroperm.ru/images/rus/shopprice/img_2714.jpgМожно сделать домашнее задание с родителями, а можно самостоятельно.

Создаю эмоциональный настрой на выполнение домашнего задания...

Провожу опыт с чашей Пифагора

Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей.

§ 41

2.Найти в интернете материал о «Чаше Пифагора или чаше жадности» и поймите, как она устроена.

3. Рассмотрите дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки (попросите помочь родителей).

Рефлексия

Провожу рефлексию

Теперь давайте оценим своё отношение и эмоциональное состояния от урока. Для этого мы с вами включим фонтан настроения.

Выберите полоску того цвета,  значение, которого совпадает с вашим настроением и ощущением.

Прикрепите её  к фонтану настроения.

 

Спасибо за работу! Урок окончен.

Читают значение цветов и определяют своё отношение к уроку

Лиловый - восторженное:

"Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!";

Оранжевый приятное:

"Урок был в определенной степени полезен для меня, но не все понял";

Зеленый спокойное:

"Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь"

 

Таблица 3

 

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Оформление доски, наглядность

Методы, приемы, техники

Формы работы

Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества)

Мотивация

1 слайд

с видеороликом,

рабочие листы

Психологический прием настроя на работу (авторский прием). Используется для создания психологически комфортной обстановки на уроке.

фронтальная

Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики.

 

Активиза-

ция знаний

2-3слайд

с видеороликом

Прием активизации учебно-познавательной деятельности через «Вопросы детей».

фронтальная

Предметные:

умение применять базовое понятие - гидростатическое давление.

 

Постановка учебной проблемы

4слайд

 с проблемой

2 плаката

 

Проблемная технология.

Приём «Отсроченная отгадка».

фронтальная

 

 Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики.

 

Построение

проекта решения

проблемы

 

5-8 слайды с темой и задачами урока

Прием яркого пятна.

фронтальная

 

Регулятивные:

умение формулировать  цели учебной деятельности Коммуникативные: приходить к общему мнению

Реализация

проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-13 слайды

Работа с лабораторным оборудованием

Исследовательский метод (используется дифференцированно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парная

 

Предметные: научится проводить исследовательский эксперимент.

Регулятивные:

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

Познавательные: умение анализировать результат, делать вывод.

Коммуникативные: умение выслушивать мнения собеседников и приходить к общему мнению.

Физкульт.

минутка.

Первичное закрепление

14 слайды

 

Прием – моделирование,

 в игровой форме.

групповая

Познавательные:

умение создавать модели,

перерабатывать информацию, представленную разными способами.

Решение

проблемы

 

15-31слайд

Ноутбук,
учебник, интернет,

уровни, модель фонтана и уровни.

Частично - поисковый метод с применением ИКТ, и практический.

 Проблемные вопросы Каким образом … можно использовать для … ?

Прием-ИНСЕРТ (чтение учебного текста с пометками)

групповая

Предметные:

Научиться приводить примеры  применения сообщающихся сосудов

Познавательные: перерабатывать информацию, представленную разными способами.

Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

Личностные:

Развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания.

Самостоятельная работа

 32-37слайд

тест

 

Метод контроля.

Прием «Взаимопроверка».

парная

Предметные:

умение применять законы сообщающихся сосудов.

Регулятивные: умение оценивать результат деятельности  других

Итог урока

Слайд37

Прием «оцени себя». Используется для самооценки.

фронтальная

Регулятивные:

умение оценивать результат своей деятельности.

Домашнее задание

Слайд38

Карточки с домашним заданием.

Чаше Пифагора.

Нетрадиционное домашнее задание.

Частично-поисковый метод.

 

 

 

индивидуальная

Регулятивные:

умение делать правильный выбор с учётом индивидуальных возможностей.

Личностные:

Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики.

Познавательные: умение  искать информацию.

Рефлексия

Слайд39

Фонтан настроения.

Приём “Цветовой индекс”

 

индивидуальная

Регулятивные: умение

оценивать своё  эмоциональное состояние.

 


 

Скачано с www.znanio.ru