Технологическая карта урока физики в 7классе
по теме «Сообщающиеся сосуды»
Таблица 1
Учитель |
Ванеева Наталья Ивановна |
Учебный предмет |
физика |
||
Класс |
7 |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
||
Цели урока: |
образовательная |
Формирование понятия и законов о сообщающихся сосудах и эффективного применения их в жизни. |
|||
развивающая |
Развитие логического мышления, умения искать необходимую информацию в различных источниках, анализировать ее; высказывать свою точку зрения и формулировать выводы по изученному материалу. |
||||
воспитательная |
Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физики. |
||||
Технологии |
урок в рамках системно-деятельностного подходас применением технологии проблемного обучения |
Межпредметные связи |
История, география, математика |
||
Опорные понятия, термины: |
гидростатическое давление: формула, зависимость. |
Новые понятия, Термины: |
Сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов, однородная жидкость |
||
Планируемый результат |
|||||
Предметный (ПР): |
Научиться проводить исследовательский эксперимент, приводить примеры применения сообщающихся сосудов. Получат возможность продолжить формирование следующих умений: применять базовое понятие гидростатического давления и законы сообщающихся сосудов.
|
||||
Личностный (ЛР): |
Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физики. Развитие речи, мышления, творческих способностей в процессе открытия нового знания. |
||||
Метапредметный (МР): |
-регулятивные: умение формулировать цели учебной деятельности, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других, оценивать своё эмоциональное состояние; умение делать правильный выбор задания с учётом индивидуальных возможностей; -познавательные: умение создавать модели, искать и перерабатывать информацию, представленную разными способами, применять интернет и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение анализировать полученный результат и делать вывод; -коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; умение выслушивать мнения собеседников и приходить к общему мнению. |
||||
Организация пространства |
|||||
Ресурсы (основные, дополнительные): |
учебник «Физика», 7 класс, А.В. Перышкин с.121-124 проектор, подключенный к компьютеру; презентация к уроку интерактивный ресурс Интерактивная модель «Проведи корабля через шлюз» на отдельном компьютере http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf Анимация со звуком: «Артезианский колодец» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/7_190.swf) 2ноутбука у учащихся, подключенные к интернету; лабораторное оборудование для проведения опытов: сообщающиеся сосуды разной формы и сечения; подкрашенная жидкость в 3 стаканах, резиновые трубочки (12 шт.), воронки (4 шт.), сосуды с водой (12 шт.), сосуды с маслом (4 шт.), штативы (4 шт.), модель фонтана и уровня; рабочий лист у обучающихся, карточки-задания в конвертах. |
||||
Таблица 2
Организация деятельности на уроке |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация |
Приветствую учащихся. Ребята нашей школы передают вам привет стихами Марка Львовского |
Приветствуют учителя, стоя у своего места. Смотрят видеосюжет из 6 школы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Активизация знаний |
Формулирую задание. Включаю видеоролик с вопросами. Организую самопроверку. Сколько правильных ответов такой и балл. |
Осуществляют самопроверку Выставляют себе баллы в кружок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы
|
Выдвигаю проблему Ребята я вам принесла плакаты, девиз урока и стихи, которые хотела бы повесить рядом с доской, но боюсь, что сделаю это не горизонтально. Помогите мне решить эту проблему. Побуждаю к высказыванию своего мнения по решению проблемы. |
Высказывают свои гипотезы по решению проблемы.
Ответы учащихся: использовать прибор
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Построение проекта решения проблемы
|
Подвожу учащихся к осознанию темы и задач урока; ..Чтобы ответить на этот вопрос изучим сначала новый материал, а потом вернемся к этому вопросу. Посмотрите на доску. Что общего между чайником, лейкой и другими предметами? Чем интересно строение этих сосудов? Тема нашего сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды» Подвожу учащихся к проекту решения проблемы (задачам урока) |
Высказывают свое мнение.
Ответы учащихся: Их части соединены между собой.
Определяют тему урока:
Записывают на рабочих листках тему урока.
Ставят задачи:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация проекта. |
Наводящими вопросами помогаю дать определение сообщающимся сосудам. Показываю разные виды сосудов. |
Учащиеся дают определение, записывают определение в тетради, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организую мини исследование Попробуем определить законы сообщающихся сосудов, для этого проведем мини исследование. Работать будем парами, соблюдая инструкцию. Время работы 5 минут, Дифференцированный подход: 1группа (слабая)- Подтвердите или опровергните 1гипотезу - В одинаковых сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливается на одном уровне. 2группа (средняя) – В сообщающихся сосудах разных по форме и сечению поверхности однородной жидкости устанавливается не на одном уровне. 3группа (сильная) В сообщающихся сосудах поверхность более плотной жидкости устанавливается выше, чем менее плотной. Подвожу учащихся к законам ...Два вывода, сделанные нами по проделанным опытам, называются законами сообщающихся сосудов. |
Слушают инструкцию Выполняют практическую работу 1 группа - первый ряд
Делают вывод-Гипотеза подтвердилась 2 группа – второй ряд
Гипотеза не подтвердилась 3 группа – третий ряд
Выставляют себе баллы в кружок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт. минутка Первичное закрепление |
Организую первичное закрепление Встали все в проход, каждый из вас это сосуд. Сделайте модель сообщающегося сосуда. Как это сделать? Наполнили наши сосуды водой. Вылили воду из сосуда. Один ряд вылил воду и соединился со вторым, полным воды. Что произойдет? |
Делают модель сообщающегося сосуда
Все дети в проходе взялись за руки Подняли руки вверх Присели руки вниз
Установится среднее положение |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Решение проблемы
|
Организую поисковую работу учащихся: Последней задачей нашего урока было найти применение сообщающихся сосудов. Каким образом сообщающихся сосуды можно использовать для улучшения жизни людей? Надеюсь, что какая-то группа и решит нашу проблему. Где мы узнаем о применение сообщающихся сосудов? Для этого будем работать группами по 4человека-по 3мин. Защита по 1мин. Внутри конверта находится описание принципа действия этих устройств. Вы можете проверить себя и уточнить ваши ответы, открыв конверт (слабые учащиеся.) |
Отвечают на вопросы Делают выбор задания (по интересам), объясняют принцип работы, выбранного устройства. Записывают свои выводы в рабочие листы. 1группа (историки)- Акведуки что такое?(найти в интернете) 2группа (историки)- Как работают фонтаны в Петергофе? (найти в интернете) 3 группа (географы) – Объяснить действие артезианского колодца (работа с учебником стр.123упр18(2)) 4группа (географы) – Одинаков ли уровень воды в океанах и морях? (работают с текстом) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дополнительные вопросы: Как работает фонтан в Шарье? Прошел человек по сырому песку, водой напитался оставленный след, за ним и другой……Объясни почему?
|
5группа (техники) – Объяснить принцип действия водомерного стекла (стр.122учебника упр18(1))
(по видеоролику). 7группа – (изобретатели)
(по схеме). 8группа (изобретатели)- сделать уровень (по схеме).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Организую самостоятельную работу и взаимопроверку Время 2 мин.
|
Осуществляют взаимопроверку – оценка в кружок |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока |
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оцените себя Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что законы сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах для улучшения жизнедеятельности человека. |
Оценивают себя_____________ (по среднему баллу - складывают 4 оценки в кружках и делят на 4, округляют до целых)
Слушают учителя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Даю комментарий к домашнему заданию: Но если кто-то хочет получить дополнительную отметку, то можете выполнить два интересных задания.
Создаю эмоциональный настрой на выполнение домашнего задания... Провожу опыт с чашей Пифагора |
Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей. § 41 2.Найти в интернете материал о «Чаше Пифагора или чаше жадности» и поймите, как она устроена. 3. Рассмотрите дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки (попросите помочь родителей). |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Провожу рефлексию Теперь давайте оценим своё отношение и эмоциональное состояния от урока. Для этого мы с вами включим фонтан настроения. Выберите полоску того цвета, значение, которого совпадает с вашим настроением и ощущением. Прикрепите её к фонтану настроения.
Спасибо за работу! Урок окончен. |
Читают значение цветов и определяют своё отношение к уроку Лиловый - восторженное: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!"; Оранжевый – приятное: "Урок был в определенной степени полезен для меня, но не все понял"; Зеленый – спокойное: "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь" |
Таблица 3
Организация деятельности на уроке |
||||
Этапы урока |
Оформление доски, наглядность |
Методы, приемы, техники |
Формы работы |
Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
Мотивация |
1 слайд с видеороликом, рабочие листы |
Психологический прием настроя на работу (авторский прием). Используется для создания психологически комфортной обстановки на уроке. |
фронтальная |
Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физики.
|
Активиза- ция знаний |
2-3слайд с видеороликом |
Прием активизации учебно-познавательной деятельности через «Вопросы детей». |
фронтальная |
Предметные: умение применять базовое понятие - гидростатическое давление.
|
Постановка учебной проблемы |
4слайд с проблемой 2 плаката
|
Проблемная технология. Приём «Отсроченная отгадка». |
фронтальная
|
Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физики.
|
Построение проекта решения проблемы
|
5-8 слайды с темой и задачами урока |
Прием яркого пятна. |
фронтальная
|
Регулятивные: умение формулировать цели учебной деятельности Коммуникативные: приходить к общему мнению |
Реализация проекта.
|
9-13 слайды Работа с лабораторным оборудованием |
Исследовательский метод (используется дифференцированно)
|
парная
|
Предметные: научится проводить исследовательский эксперимент. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; Познавательные: умение анализировать результат, делать вывод. Коммуникативные: умение выслушивать мнения собеседников и приходить к общему мнению. |
Физкульт. минутка. Первичное закрепление |
14 слайды
|
Прием – моделирование, в игровой форме. |
групповая |
Познавательные: умение создавать модели, перерабатывать информацию, представленную разными способами. |
Решение проблемы
|
15-31слайд Ноутбук, уровни, модель фонтана и уровни. |
Частично - поисковый метод с применением ИКТ, и практический. Проблемные вопросы Каким образом … можно использовать для … ? Прием-ИНСЕРТ (чтение учебного текста с пометками) |
групповая |
Предметные: Научиться приводить примеры применения сообщающихся сосудов Познавательные: перерабатывать информацию, представленную разными способами. Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли. Личностные: Развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания. |
Самостоятельная работа |
32-37слайд тест
|
Метод контроля. Прием «Взаимопроверка». |
парная |
Предметные: умение применять законы сообщающихся сосудов. Регулятивные: умение оценивать результат деятельности других |
Итог урока |
Слайд37 |
Прием «оцени себя». Используется для самооценки. |
фронтальная |
Регулятивные: умение оценивать результат своей деятельности. |
Домашнее задание |
Слайд38 Карточки с домашним заданием. Чаше Пифагора. |
Нетрадиционное домашнее задание. Частично-поисковый метод.
|
индивидуальная |
Регулятивные: умение делать правильный выбор с учётом индивидуальных возможностей. Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физики. Познавательные: умение искать информацию. |
Рефлексия |
Слайд39 Фонтан настроения. |
Приём “Цветовой индекс”
|
индивидуальная |
Регулятивные: умение оценивать своё эмоциональное состояние. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.