Технологическая карта
|
Предмет |
География |
|||||||||||||||||||||||
|
Класс |
5 |
|||||||||||||||||||||||
|
УМК |
Полярная звезда А.И.Алексеев |
|||||||||||||||||||||||
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
Географическая карта. |
|||||||||||||||||||||||
|
Цель урока |
Способствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию. |
|||||||||||||||||||||||
|
Задачи урока (планируемые результаты) |
- формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат); - развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат); - развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат). |
|||||||||||||||||||||||
|
Методы обучения |
Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
|||||||||||||||||||||||
|
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Коллективная, индивидуальная, групповая.
|
|||||||||||||||||||||||
|
Средства обучения |
Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор. |
|||||||||||||||||||||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
||||||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
||||||||||||||||||||||
Осущест-вляемые учебные действия |
Формиру-емые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Форми-руемые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
|
|||||||||||||||||||
1.Организационный момент.
|
Приветствие учащихся. Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. |
Отвечают на приветствие учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем.
|
Слушание учителя. |
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
Умение настраиваться на занятие. |
|
|||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания
|
Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока. Вопросы 1. Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью?Как называется съемка из одной точки и при движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности? Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания. |
Выполнение задания на карточках |
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей |
Формирование умения систематизировать, делать выводы |
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
Развитие регуляции учебной деятельности |
Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
|
|||||||||||||||||
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
|
Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся. Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока. |
Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока. |
Компетенция обучающихся в области географии. |
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи. |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
|
|||||||||||||||||
4. Постановка цели и задач урока
|
Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий. |
Слушают учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем.
|
Слушание учителя. |
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
|
|||||||||||||||||
5.Усвоение новых знаний и способов действий
|
Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах. 1. Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику. Поиск решения. Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?
Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ? Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу. 1. 2. 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь? Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертёж, Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на карте и страны. (карта) Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте? Что такое географическая карта? – мозговой штурм.
Учащиеся дают определение географической карте. Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»:
3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф) Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей) А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ? Выступают группы детей. 4. Виды карт Знакомятся с разными картами (топографические, план местности) Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте. Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? 5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации. I. - Есть еще способы изображения земной поверхности. |
Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
|
Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы |
Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других
|
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Связь с другими сферами знаний. |
Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
|
|||||||||||||||||
2. Релаксация |
Объясняет и показывает движения 1. Физминутка Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки, Юг – присесть, руки на колени, Запад – наклон влево, Восток – наклон вправо.
Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси. |
Выполняют упражнения |
|
Взаимодействуют с учителем |
|
|
Саморегуляция |
|
|||||||||||||||||
7. Закрепление новых знаний и способов действий.
|
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. Практическая работа. Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
Вывод: По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения географической карты в повседневной и хозяйственной деятельности. |
Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. |
Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. |
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Самоконтроль понимания вопросов. |
Осуществление самоконтроля. |
|
|||||||||||||||||
8. Первичная проверка понимания
|
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. 1. Восстановите рассказ: Модель Земли называют_________________ А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________ Существует много видов географических карт. Это ___________________ На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зеленым -_____, белым –_______.Каждая карта имеет свой __________.Если работаешь у настенной карты, стой__________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой. 2.
|
Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. |
Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. |
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Самоконтроль понимания вопросов. |
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
|
|||||||||||||||||
9. Подведение итогов
|
Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли? Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!
|
Отвечают на вопросы |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Умение обсуждать содержание урока |
Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других. |
Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
|
|||||||||||||||||
10. Рефлексия
|
Проводит рефлексию. Успех – не редкость в нашем мире; И на вершине той горы Чтоб голова кружилась только, Не от проблем, а от весны!!!
Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте. |
Рефлексируют |
Умение делать выводы. |
Взаимодействуют с учителем. |
Формулирование собственного мнения и позиции. |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
Саморегуляция |
|
|||||||||||||||||
11. Постановка домашнего задания
|
Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнение, мотивирует выполнение домашнего задания (стр. 43 учебника) Спасибо всем за активную работу! |
Слушают учителя, записывают домашнее задание |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем. |
Слушание учителя |
Осознание качества и уровня усвоения материала. |
Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции. |
|
|||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.