Технологическая карта урока "Химические уравнения"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Химические уравнения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
23.11.2022
Технологическая карта урока "Химические уравнения"
Химические уравнения
урок 2.doc

Технологическая карта

Предмет: химия

Учитель: Немно Е.В.

Дата: 17.11.2021г.

Класс: 8

УМК:  «Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия, 8 класс».

Тема: «Химические уравнения»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи:

Предметные: давать определения понятий химические уравнения, химическая реакция, коэффициенты, индексы; научиться составлять уравнения химических реакций, используя закон сохранения массы веществ М.В.Ломоносова;  планировать и  проводить химический эксперимент.

Метапредметные: 

 - регулятивные: устанавливать цели; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

- познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Личностные: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивационно-ориентировочный

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

Включаются в деловой ритм урока.

 

 

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в проблемном учебном действии

 

Чем химические явления отличаются от физических явлений?

Перечислите признаки химической реакции?

Что является необходимым условием возникновения химической реакции?

Если явление химическое поднимите руку вверх, если физическое, то вбок (слайд презентации):

1) при нагревании вода превращается в пар,

2) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок,

3) при поджигании свечи парафин плавится,

4) под действием электрического тока вода превращается в газы: водород и кислород,

5) серебряные ложки со временем темнеют,

6) при включении в сеть электролампа излучает свет и тепло,

7) при сильном измельчении стекло превращается в порошок,

8) если к раствору уксусной кислоты  добавить соду, выделяется газ,

9) молоко скисает,

10) дерево после пожара обуглилось.

Отвечают на вопросы.

 

Предположительные ответы обучающихся:

При химических явлениях образуются новые вещества.

Образование осадка, изменение цвета, выделение газа, изменение запаха.

Соприкосновение веществ.

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (диалог).

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация лабораторного опыта: горение фосфора в кислороде (опыт).

Является ли это химической реакцией? Каковы признаки этой реакции?

 

Какие вещества вступают в химическую реакцию?

Какие вещества получаются в результате реакции?

А как записать химическую реакцию?

Давайте попробуем заменить слова химическими знаками и запишем это же предложение с помощью химических формул.

Как вы думаете, имеем ли мы право поставить между левой и правой частями знак равно? Почему нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

 

Постановка проблемного вопроса: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

Смотрят опыт.

Отвечают на вопросы.

(Это химическая реакция. Признаки: выделение теплоты и света, образование нового вещества.)

Фосфор и кислород.

 

Оксид фосфора.

 

Записывают в тетради химическую реакцию.

Фосфор +  кислород → оксид фосфора.

 

4Р + 5O2  → 2Р2O5

Отвечают на вопросы.

 

Регулятивные: целеполагание,  планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

 

Опыт: В прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ внести гидроксид натрия, окрашенный фенолфталеином в малиновый цвет и серную кислоту, закрыть прибор пробкой, взвесить и провести химическую реакцию. Дети отмечают признак данной реакции – изменение цвета.  После повторного взвешивания вес не изменился.

Формулировка закона сохранения массы веществ, открытого М.В. Ломоносовым в 1748 году и подтвержденного А.Л. Лавуазье:

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате ее

(ЭОР).

Опять возвращаемся к схеме химической реакции.

Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы?

Воспользуемся алгоритмом расстановки коэффициентов (на маршрутном листе обучающихся)

4Р + 5O2  → 2Р2O5

Давайте еще раз посмотрим на выражение, которое мы получили: 4Р + 5O2  → 2Р2O5. Как вы думаете, на что похоже это выражение?

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Так какова же тема нашего урока?

Мы привыкли считать, что уравнение - это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается всё формулами: какие вещества вступают в реакцию (это исходные вещества или реагенты) и какие получаются в ходе этой реакции (продукты реакции).

Наблюдают за демонстрационным опытом учителя. Отвечают на вопрос. (Масса не изменится.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях.

 

Отвечают на вопрос: (На уравнение).

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и задачи к  уроку.

Тема нашего урока: «Химические уравнения».

Задача урока: научиться составлять уравнения химических реакций по схемам.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планирование и разрешение клнфликтов

5. Этап первичного закрепления новых знаний

 

Задание 1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

Al + S→ Al2S                

H2O + K → H2 + KOH   

AgNO3+CaCl2 → AgCl + Ca(NO3)2  

Задание 2.  Учебник, стр. 53, № 4  Запишите в виде химических уравнений следующие предложения. Какая из реакций будет экзотермической, а какая эндотермической.

Задание 3. Согласны ли вы, что:

В реакции  Ca + Cl2CaCl2  коэффициенты не нужны.

В реакции  Zn + HClZnCl2 + H2  коэффициент у цинка 2.

В реакции  Ca + O2CaO  коэффициент у оксида кальция 2.

В реакции  CH4C + H2  коэффициенты не нужны.            

Расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакциях.

 

 

 

Записывают уравнения, вспоминают определение экзо- и эндотермической реакций.

 

 

 

 

да

 

нет

 

да

 

нет

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные: смыслообразование.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

 

№ 6, стр.53

Составить уравнения по следующим схемам

На слайд выводится эталон, обучающиеся осуществляют самооценку:

-если правильно уравнены 4 уравнения – оценка 5

- 3 уравнения – оценка 4

- 2 уравнения – оценка 3

 

Составляют уравнения

 

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

 

Создаёт условия для  заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова  была  цель  урока?

Достигли ли её?

-Какие  возникали  сложности

при решении задач?

-Что  необходимо  знать  для

успешного решения задач?

-На  что  необходимо  обратить

внимание при решении задач?

Отвечают на вопросы.

 

Узнал –

Цель урока –

 

 

Сложности на уроке –

 

Алгоритм расстановки коэффициентов

 

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

 

Домашнее задание: § 10, № 7 – базовый уровень

Доклад на тему: «Открытие закона сохранения массы веществ» - повышенный уровень

Записывают домашнее задание.

 

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль, самооценка, самоанализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1                         

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях  химических   реакций

 

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.

 

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти наименьший общий кратный (НОК).

 

3. Разделить НОК на индексы –получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.

 

4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.

 

5. Последним: проверить количество атомов кислорода

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта Предмет: химия

Технологическая карта Предмет: химия

Чем химические явления отличаются от физических явлений?

Чем химические явления отличаются от физических явлений?

Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

После повторного взвешивания вес не изменился

После повторного взвешивания вес не изменился

А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается всё формулами: какие вещества вступают в реакцию (это исходные вещества или…

А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается всё формулами: какие вещества вступают в реакцию (это исходные вещества или…

Этап самостоятельной работы по образцу № 6, стр

Этап самостоятельной работы по образцу № 6, стр

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022