Технологическая карта урока химии по теме "Углеводы"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока химии по теме "Углеводы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
19.09.2022
Технологическая карта урока химии по теме "Углеводы"
Технологическая карта урока по теме "углеводы". В 10 классе профиль.
Технологическая карта урока Углеводы.docx

                                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет – Химия, Макеева Е.А.  Тема урока – Углеводы: состав, строение, классификация, свойства

 

Предмет – Химия, Макеева Е.А.

Класс  -10 е\н

Тема урока – Углеводы: состав, строение, классификация, свойства

Автор УМК – О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Ю. Пономарев

Тип урока- открытие новых знаний

Методы- частично-поисковый или эвристический;

объяснительно-иллюстративный, проблемно- исследовательский, экспериментальный

Формы работы- индивидуальная, групповая, фронтальная

Приемы –работа с текстом, наглядными материалами, электронными ресурсами

Цель урока- сформировать представление об углеводах как полифункциональных органических соединениях.  Рассмотреть состав и классификацию углеводов, их применение и нахождение в природе.

 

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

                                 формировать представления о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами;

                     изучить особенности строения углеводов, их значение и применение;

                     выделить основные и особые свойства углеводов;

                     продолжить формировать умения решать химические  задачи с использованием знаний, полученных на уроке в нестандартных ситуациях;

                     продолжить развивать  умения приводить примеры на уроках химии, используя жизненный опыт.

                     продолжить формировать умения проводить химические опыты.

 

                     создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;

                     способствовать расширению словарного запаса, умения сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы;

                     продолжить формировать  умения работать с различной литературой (учебной, дополнительной) и другими источниками информации (интернет- ресурсами, работать с файловыми документами).

Регулятивные УУД:

1. Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать свои результаты.

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Работать по плану, сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.

 

Коммуникативные УУД:

1. строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения,

2.уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

3.планирование; постановка вопросов; решение поставленных задач; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

 

 

                     продолжить формировать ответственности за своё здоровье;

                     развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;

                     воспитывать сознательность на уроке;

                     развивать  культуру  речи;

                     развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Словарь урока: углеводы, моносахариды, олигосахариды, полисахариды, глюкоза, фруктоза, галактоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза, триозы, тетрозы, пентозы, гексозы

 

Ресурсы урока: Химия, 10 класс, углубленный уровень. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Ю. Пономарев, Дрофа,2018г. ПК, медиапроектор, презентация к уроку, индивидуальные рабочие листы, приложения, коллекция «Углеводы». Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, штатели. Реактивы: р-р йода, р-р глюкозы, р-р сахарозы, крахмал, р-р NaOH, р-р CuSO4. Набор продуктов: БЖУ.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

 Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Мы продолжаем изучать большой раздел в органической химии - кислородсодержащие органические соединения.

Вопрос: С какими кислородсодержащими соединениями мы познакомились?

Вопрос: Какие функциональные группы у этих соединений?

Сегодня мы начнем изучение соединений, содержащие несколько функциональных групп. Что это за соединения вы ответите сами.

В корзинке находятся некоторые предметы, продукты питания. Разделите их на группы по выбранному вами критерию.

Каких оказалось больше?

Давайте проверим себе. Разгадайте кроссенс.

 

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке сегодня?

 

 

Тема урока: Углеводы: состав, строение, классификация, свойства.

 

Отвечают на вопросы учителя.

(спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты)

(гидроксильная, карбонильная, карбоксильная)

 

Разделяют на белки, жиры и углеводы.

Углеводы.

Разгадывают кроссенс «Углеводы»- слайд.

 

Строение, состав, где находятся, какое значение имеют в природе и для человека, их свойства.

 

Запись темы в РЛ.

 

Первичное усвоение новых знаний

 

Углеводы... А это те самые сладости, которые вы так любите, (фрукты, торты, конфеты, варенье, шоколад и т.д., особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы.

Животные и человек не синтезируют углеводы. В зеленых растениях при участии хлорофилла и солнечного света осуществляется ряд процессов преобразования поглощенной из воздуха углекислого газа и впитанной из почвы воды. Конечным продуктом этих процесса – фотосинтеза, является сложная молекула углевода.

Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ. Основными источниками углеводов являются растительные продукты.

К.А. Тимирязев «Дайте самому лучшему  повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях  растений».

Вопрос: О  каком  процессе  идет  речь? Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

Фотосинтез- процесс, который протекает на земле млрд лет. А что мы знаем об истории открытия углеводов?

 

Как мы видим человек знаком с углеводами давно. А как вы думаете, откуда пошло название «углеводы»?

Углеводы- органические вещества, молекулы которых состоят из атомов С, Н,О  в соотношении как в молекуле воды 2:1.  Сn(H2O)m       CnH2mOm

Углеводы- историческое название, появилось на основе анализа первых углеводов. В дальнейшем были установлены углеводы в молекулах которых не соблюдается указанное соотношение- дезоксирибоза. Или открыты вещества отвечающие этой формуле, но не являющиеся углеводами- уксусная кислота, формальдегид. Однако, это название укоренилось и общепринято для этого класса веществ.

Классификация углеводов сложна и многообразна, поскольку можно взять несколько критериев. Большинство биологов и химиков придерживаются классификации в основе которой лежит число атомов углерода, отношение к окислителям, число моносахаридов.

 

Классификация углеводов.

 

Сравнительная характеристика углеводов.

Признаки

Глюкоза

Сахароза

Крахмал

Формула

 

 

 

 

Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, растворимость в воде)

 

 

 

 

Нахождение в природе

 

 

 

 

Получение

 

 

 

 

Химические свойства

 

 

 

Биологическое

значение и применение

 

 

 

 

 

Качественные реакции

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Смотрят слайды презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотосинтез. Глюкоза—крахмал.

 

 

Индивидуальное сообщение «История открытия углеводов». Слушают. Записывают в РЛ.

 

Углерод и вода.

Записывают определение в РЛ.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное сообщение «Классификация углеводов». Слушают. Смотрят слайды презентации. Записывают в РЛ.

 

 

 

Работа в группах по инструктивным карточкам, дополнительному материалу, проведение эксперимента. работа с  приложениями. Заполнение таблицы. Отчет о проделанной работе.

 

Динамическая пауза

После напряженной умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Поэтому нам необходимо сейчас размять мышцы шеи для улучшения кровообращения и  дать отдохнуть глазам.

 

Выполняет упражнения, предложенные учителем

 

Первичная проверка понимания

 

Выберите верные утверждения

1. Глюкоза – важнейший представитель моносахаридов.

2. Глюкоза по химическому строению является кетоноспиртом.

3. В результате процесса спиртового брожения глюкозы образуются этиловый спирт и кислород.

4. Для глюкозы не характерна химическая реакция маслянокислого брожения.

5. Гомологом глюкозы является фруктоза.

6. В состав нуклеотидов ДНК входят остатки линейных молекул моносахарида рибозы.

7. Фруктоза – важнейший дисахарид.

8. Второе название сахарозы – виноградный сахар.

9. При гидролизе сахарозы образуются глюкоза и фруктоза.

10. Сахароза способна восстанавливать металлическое серебро из аммиачного раствора оксида серебра(I).

11. Крахмал и целлюлоза – важнейшие представители моносахаридов.

12. Макромолекула крахмала образована множеством остатков циклических молекул http://him.1september.ru/2005/05/alfa.gif-глюкозы.

13. Крахмал является совокупностью двух полимеров, обладающих различным пространственным строением макромолекул: амилозы и амилопектина.

14. Крахмал способен набухать в холодной воде.

15. Глюкоза способна окисляться, но не способна восстанавливаться

16. Крахмал можно обнаружить в пищевых продуктах с помощью спиртовой тинктуры йода.

17. Сахароза не способна гореть.

18. Целлюлозу получают из древесины.

19. Из целлюлозы получают искусственные волокна: вискозу, медно-аммиачное волокно и ацетатный шелк.

20. Крахмал используется для производства декстринов, являющихся взрывчатыми веществами.

 

Работают, выбирают верные утверждения. Записывают в РЛ.

Первичное закрепление

 

1. Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

Название вещества   Формула вещества

1) глюкоза     А) (C6H10O5)n

2) фруктоза    Б) C6H12O6

3) рибоза        В) С5Н10О5

4) сахароза     Г) C12H22O11

5) лактоза      

6) целлюлоза

7) крахмал    

2. Установите соответствие между названием вещества и его физическими свойствами:

Название вещества

Формула вещества

1) глюкоза

А) Белый, без запаха, кристаллический порошок со сладким вкусом. Плотность 1,587г/см3. Температура плавления 186°C. Растворимость в воде 2000г/л (25°С). При температуре 190-2000 превращается в бурую массу - карамель.

2)сахароза

Б) Белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.

3) крахмал

В) Белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Растворимо в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.

 

3. Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе:

Название вещества

Формула вещества

1) глюкоза

А) В природе данный углевод образуется в процессе фотосинтеза. Содержится во всех органах зелёных растений. Особенно высоко его содержание в виноградном соке, поэтому его называют виноградным сахаром. Содержится в мёде. В организме человека содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации этого углевода в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина.

2) сахароза

Б) Входит в состав зерновок  (пшеница, рис, ячмень, овес), картофель, кукуруза, фасоль – это всё очень крахмалистые продукты. Из зерна делают хлеб, крупы и макаронные изделия, а также крекеры, печенье, торты, пироги, изготовляют муку.

3) крахмал

В) Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%). В небольших количествах содержится в плодах и листьях зелёных растений.

 

 

Работают с заданиями, устанавливают соответствие. Записывают в РЛ.

Д/З

П 22, вопросы 5,6. Составить кроссенс  по моносахаридам. Предложите план распознавания глюкозы и фруктозы, сахарной пудры и крахмала.

 

Записывают Д/З в РЛ и дневники.

Рефлексия

Итак, наш урок подошел к концу. Как обычно в конце урока мы подводим итоги.

- Какую тему мы сегодня изучали в течении урока?
- Какую цель мы ставили с тобой в начале урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?
- На каких этапах урока у тебя возникали затруднения?
- Какие этапы тебе дались особенно легко?
- Какой запас знаний ты использовал на уроке?

 

Самооценка   (от 1 до 5 )

Участие в беседе, обсуждениях

Работа в группе

Индивидуальная работа

Экспериментальная работа

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Умение организовать выполнение заданий учителя

Умение организовать выполнение заданий учителя

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

К.А. Тимирязев «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам…

К.А. Тимирязев «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам…

Получение

Получение

Из целлюлозы получают искусственные волокна: вискозу, медно-аммиачное волокно и ацетатный шелк

Из целлюлозы получают искусственные волокна: вискозу, медно-аммиачное волокно и ацетатный шелк

Первичное закрепление 1

Первичное закрепление 1

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022