Технологическая карта урока химии в 8 классе
Тема урока: « Обобщение и систематизация учебных знаний об оксидах и кислотах»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
· обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ;
· выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения.
· продолжать формировать умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, способы получения оксидов, кислот;
Развивающие:
· развивать познавательный интерес, логическое мышление, умения сравнивать, наблюдать, делать выводы;
· развивать навыки самоконтроля при выполнении поставленных задач на уроке и самооценки результатов своего труда
Воспитательные:
· воспитывать интерес к предмету, настойчивость, работоспособность, доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.
· способствовать формированию у учащихся позитивной «Я - концепции», самостоятельности, коллективизма, навыков общения и работы в микрогруппах.
ü
Технологическая карта урока
Тема урока: « Обобщение и систематизация учебных знаний об оксидах и кислотах»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Ход урока |
Цели
|
Деятельность
|
Содержание |
Планируемый результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организация начала урока. (1 мин)
|
Пояснить учащимся порядок урока. |
Проверяет готовность учащихся к занятию, осуществляет осмотр рабочих мест. |
Слово учителя. Учитель: Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены? Тогда начнем наш урок!
|
Полная готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний. (3 мин) |
Создать условия для актуализации знаний учащихся, подвести к повторению и закреплению учебного материала. |
Вспомнить правила техники безопасности, классификацию кислот и оксидов. Организовать деятельность учащихся на постановку темы урока. |
Слово учителя о технике безопасности, демонстрация склянок с различными веществами. – Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки? Учащиеся: Химическое вещество. Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать? Учащиеся: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы. Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие? Учащиеся: 2 класса неорганических веществ: оксиды, кислоты. Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока? Учащиеся: «Обобщение и систематизация знаний об оксидах и кислотах ».
|
Учащиеся повторяют правила техники безопасности. Самостоятельно формулируют тему урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивация, целеполагание. (3 мин) |
Создать условия для постановки целей урока. |
Беседует с учащимися, подводя их к постановке целей |
Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня? Учащиеся: Обобщить знания об оксидах и кислотах. Учитель: Любые накопленные знания требуют их систематизации. Итак, сегодня мы с вами приступаем к подведению итогов изучения темы «Оксиды и кислоты», которая проникает во все разделы химии и другие естественные науки. От того, насколько хорошо вы усвоили тему, будет зависеть дальнейшее изучение предмета. Сегодня нам предстоит большая работа и поэтому необходимо очень правильно организовать свои действия. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели? Учащиеся: Что такое оксиды, кислоты? Какие они бывают? Как правильно давать названия веществам разных классов? Как составлять химические формулы веществ? |
Учащиеся формулируют цель и задачи урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Обобщение и систематизация знаний (30 мин) |
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности |
Объяснение последовательности работы с раздаточным материалов (рабочая карта, карточки с заданиями) |
Учитель: Я предлагаю провести наш сегодняшний урок с использованием рабочих. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки, на которых изображена рабочая карта. Мы с вами будем в течение урока выполнять задания, получать за них баллы и заносить их в рабочую карту, в конце урока мы подсчитаем все балы и узнаем отметку за урок. |
Внимательно слушают, рассматривают раздаточный материал. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение заданий, направленных на повторение, закрепление и систематизацию учебного материала. |
Организовать деятельность учащихся на осмысление понятий. Выполнение заданий в карточках, самопроверку заданий, взаимопроверку. Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям. |
Учитель: Ну что же, цель и задачи урока мы с вами определили, давайте приступим к выполнению заданий. Задание 1. Повторение оксидов. Работа в парах «Крестики нолики» Учитель: Выигрышный путь во всех случаях составляет формулы оксидов. Карточка № 1 Карточка № 2
Основные оксиды Основные оксиды
Карточка № 3 Карточка № 4
Кислотные оксиды Кислотные оксиды (После завершения работы – проверка ответов по слайдам). Если все 4 карточки сделали правильно, то ставим себе в рабочую карту 4 балла за этого задание. Если 1 карточка неправильно – 3, если 2 –2, если 3 – 1. Задание 2. Самостоятельная работа «Да/Нет» Таблица для ответов в рабочей карте. Учитель: У вас на столах находятся карточки розового и зеленого цветов. Я буду вам зачитывать утверждения, если вы с ним согласны во поднимаете зеленую карточку, если не согласны – розовую. За правильные ответы, вы будете ставить плюсики в табличку под номером утверждения которое я зачитываю. 1. Оксиды, которым соответствуют основания, называются основными. (Зеленая) 2. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными. (Зеленая) 3. Оксиды нельзя получить разложением при нагревании некоторых солей, оснований и кислот. (Розовая) 4. Все основные оксиды реагируют с кислотами с образованием солей и воды. (Зеленая) 5. Оксиды подразделяются на две большие группы — летучие и нелетучие оксиды. (Розовая) 6. Оксиды — вода H2O и углекислый газ СО2 участвуют в процессе фотосинтеза. (Зеленая) Учитель: Подсчитываем плюсики и выставляем баллы за задание. Задание 3. Самостоятельная работа Учитель: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске) Названия Названия кислот кислотных остатков 1 Соляная А. Сульфат 2 Серная Б. Карбонат 3 Угольная В Хлорид 4 Азотная Г. Фосфат 5 Фосфорная Д. Нитрат Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г. У кого выполнено все правильно, ставим себе 5 баллов за задание Учитель: Следующее задание, которое нам нужно выполнить, это задание 4, нужно заполнить табличку. Распределить вещества по классам. Задание 4. Заполнение таблицы Распределите вещества по классам в предложенной таблице: P2O5, HCl, HNO3, CuO, H2SO4, Al2O3, Na2O, H2S, SO3, Ca(OH)2
А сейчас давайте проверим правильно ли вы заполнили табличку. Обменяйтесь своими листками с соседом по парте. У вас у всех есть на столе простые карандаши, если вы заметили ошибку, исправляете карандашом в листке. Обратите внимание на слайд с ответами. У кого нет ни одной ошибки ставим 9 баллов за задание. У кого 1 ошибка –8, 2 – 7, 3–6, 4–5 , 5– 4 балла Учитель: Следующее задание 5. Задание 5. Составьте формулы оксидов элементов. Магния__________________________, железа (III)______________________ Калия___________________________, углерода(IV)_____________________ Фосфора (V)_____________________, серы (VI)________________________ Учитель: Давайте себя проверим, обратите внимание на слайд. Если у вас все выполнено правильно, поставьте себе 6 баллов за это задание. Задание 6. Составьте уравнения реакций. 1) HCl + NaOH → 2) HCl + Zn → 3) CaO + HCl → Учитель: Давайте себя проверим, обратите внимание на слайд. Если у вас все выполнено правильно, поставьте себе 3 балла за это задание. Задание 7. Как вы думаете..? Если к крапиве неосторожно прикинуться рукой, ощутишь боль и жжение. Почему?
Дети записывают ответ на вопрос. Несколько вариантов озвучивают. Попроверяем по слайду.
На листьях и стеблях крапивы расположены очень тонкие и острые ворсинки, которые в естественных условиях используются растением для защиты от различных травоядных животных. Каждый волосок имеет стрекательную клетку, как например, у медузы. Жидкость которая содержится в этих клетках, состоит из различных компонентов, одним из которых является муравьиная кислота, которая обуславливает их жгучее воздействие. Если перевести название крапивы с латинского языка (urtica), то получается – «жгу». Учитель: Молодцы, кто правильно ответил на вопрос, поставьте себе 2 балла за это задание. |
Выполняют задания в карточках. Проверяют правильность выполнения заданий по слайдам (самопроверка, взаимопроверка). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Оценка результатов урока (4 мин) |
Подведение итогов урока, подсчет баллов за задания, выставление отметок. |
Проводит итоги урока, озвучивает отметки, при необходимости комментирует. Определяет адекватность самооценки учащихся. |
Теперь давайте подведем итоги, подсчитайте все свои баллы. У кого ____ баллов поднимите руки. 32-30 баллов – 10 29-27 баллов – 9 26-23 баллов – 8 22-19 баллов – 7 18-15 баллов – 6 14-11 баллов – 5 10-7 баллов – 4 6-3 баллов – 3 |
Учащиеся подсчитывают баллы за урок в листы самооценки. Ставят себе отметку за урок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Информация о домашнем задании (1 мин) |
Домашнее задание |
Озвучивает домашнее задание. |
Домашнее задание повторить 10-15 параграфы. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин) |
Дать анализ и оценку успешности достижения конкретного результата. Мобилизовать уч-ся на рефлексию своей деятельности. |
Подводит итоги урока, дает оценку результатов труда учащихся. |
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! Скажите пожалуйста что мы сегодня делали на уроке? (Слушает ответы учащихся) В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы довольные своей работой и вам понравился урок, нарисуйте улыбающийся смайлик на зеленой карточке и поднимете вверх чтобы я увидела, если вам было не интересно на уроке и ничего непонятно, тогда нарисуйте грустный смайлик на розовой карточке.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют и оценивают результаты своей деятельности на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке рисуя один из смайликов на карточках. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.