Урок …..
Тема: «Индийские касты»
Дата:_________________
Педагогические |
Способствовать формированию представлений о кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь общества; создать условия для ознакомления с культурными достижениями Индии |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия |
Планируемые |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные |
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Общественное устройство, варны. Кастовое деление общества: жрецы-брахманы, воины, земледельцы, слуги. Религиозные верования, легенды и сказания. Бог Брахма. Легенда о принце Гаутаме. Возникновение буддизма. Будда – основатель буддизма. Особенности буддизма как религиозной системы. Культурное наследие Древней Индии: цифры, шахматы, письмо, 0 – обозначение пустоты. Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Электронное приложение. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Аппликация «Миф о происхождении варн (каст) в Древней Индии». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя и отвечают на его вопросы |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Миф о происхождении четырех каст |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рас- сказ учителя, работа с ап- пликацией, иллюстрациями, беседа |
Используя аппликацию, рассказывает – Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? |
Знакомятся с терминами: каста, брахманы, воины, земледельцы, слуги |
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, наглядного материала |
Беседа по вопросам |
Общественное устройство, варны |
Групповая. Словесный. Работа с текстом, рассказ |
Предлагает каждой группе «совершить экскурсию» в одну из каст, затем рассказать об увиденном |
Характеризуют условия и образ жизни, занятия людей разных каст индийского общества |
Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению |
Рассказ |
Будда. Буддизм |
Индивиду-альная, фронтальная. |
Предлагает послушать сообщение о Будде, задать вопросы выступающему. Организует работу с текстом учебника, вопросами (см. Приложение 1) |
Характеризуют основателя новой религии – Будду, особенности буддизма |
Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение |
Сообщение, беседа по вопросам |
Культурные достижения |
Индивидуальная, фронтальная. Словесный, творческий. Сообщение, беседа |
Предлагает послушать сообщение |
Рассказывают о создании в Индии цифр, шахмат, письмо, 0 – обозначение пустоты |
Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета |
Сообщение |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная, парная. Словесный. Беседа |
Организует беседу по вопросам (см. Приложение 2). Предлагает осуществить взаимопроверку на знание терминов |
Объясняют значения терминов |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других |
Беседа по вопросам, взаимопроверка |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 83–85 в рабочей тетради. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Конфуции (по ресурсам |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1. Согласно индийской религии всякая жизнь есть зло и страдание, от которых человек может спастись путем подавления земных желаний; человек не должен стремиться к счастливой жизни на земле. Подумайте, как должен был человек, придерживающийся идей индуизма, вести себя в жизни и определять свои поступки?
2. Познакомившись с историей, связанной с рождением новой мировой религии буддизмом, сформулируйте причины, по которым вначале индийцы, а затем и многие люди во всем мире приняли буддизм и начали его исповедовать.
Приложение 2
1. Из сборника правил брахманов: «Брахман и воин, объединившись, процветают», «Бог создал царя для охраны своего мира», «Одно только занятие указал бог для шудры – служить высшим кастам со смирением», «В рот и уши шудры, спорящего с брахманом, пусть вольют кипящее масло».
Объясните смысл каждого из этих правил. Кому они были выгодны? Почему? Какие касты считались в Индии высшими, а какие низшими? Могли ли они возникнуть при первобытнообщинном строе? Почему вы так думаете?
2. Подумайте. Что важнее – личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.