Технологическая карта урока Истина и ее критерии"
Оценка 5

Технологическая карта урока Истина и ее критерии"

Оценка 5
docx
16.03.2024
Технологическая карта урока Истина и ее критерии"
Разработка технологической карты урока Истина и ее критерии.docx

Практическая работа: разработка технологической карты урока

 

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Ванькова Т.Н.

Место работы

МБОУ «Верх-Язьвинская СОШ», Красновишерский ГО

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

2.6. Теория познания. Истина  и ее критерии.

Тема урока

21. Истина и  ее критерии

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

углубленный

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Метапредметные

Базовые логические действия:

развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных, жизненных проблем,

Базовые исследовательские действия: уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации

Работа с информацией: создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы;

Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; 

Коммуникативные: владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;

Предметные:

называть критерии истины; приводить примеры с использованием знаний из естественно-научных дисциплин, иллюстрирующие истину, абсолютную и относительную истину;

Ключевые слова:  истина, критерии истины, абсолютная истина, относительная истина, ложь, заблуждение.

Краткое описание Урок предполагает работу с материалами учебника  «Обществознание 10 класс. Базовый уровень» под ред. Боголюбова Л.Н. (учебники углубленного уровня отсутствуют),   используются задания  урока из библиотеки ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa,  задания  экзаменационного типа  открытого банка заданий ФИПИ    Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Фронтальная работа  с классом в форме эвристической беседы (сильные классы. где дети знают этих ученых)

На доске портреты Джордано Бруно, Мигеля Сервета, Антуана Лавуазье,  Николая Вавилова.

1. Что объединяет этих людей?

2. Знаете ли вы, что общего в биографии этих людей?

В случае затруднения учитель помогает вопросами:

Все они приняли смерть во имя чего?

Что они искали? (истину)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

Обучающиеся формулируют тему урока.

 

Второй вариант (подойдет классам любого уровня )

Прочитайте притчу, подумайте о чем мы будем говорить :

Шесть седовласых мудрецов сошлись из разных стран.

К несчастью, каждый был незряч, зато умом блистал.

Они исследовать слона явились в Индостан.

 

Один погладил бок слона… Довольный тем с полна.

Сказал он: «Истина теперь как божий день видна.

Предмет, что мы зовем слоном — отвесная стена»!

 

Другой, наткнувшися рукой на бивня остриё,

Сказал: «Коль интересно вам, вот мнение моё:

ни что иное этот слон, как острое копьё»!

 

А третий хобот в руки взял и закричал: «Друзья!

Гораздо проще наш вопрос, уверен в этом я!

Сей слон — живое существо, а именно – змея»!

 

Мудрец четвёртый обхватил одну из ног слона

и важно молвил: «Это ствол. Картина мне ясна!

Слон — дерево, что зацветёт, когда придёт весна»!

 

Однако пятый мудрый муж был, как гора, высок

и потому достать рукой слоновье ухо смог.

«Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк.

 

Тем временем шестой из них добрался до хвоста.

И рассмеялся от того, как истина проста.

«Ваш слон — верёвка. Если ж нет — зашейте мне уста»!

 

А как известно, мудрецам присущ упрямый нрав.

Спор, развязав, они дошли едва ль не до расправ.

Но правды ни один не знал, хотя был в чём-то прав.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Работа в парах

Познакомьтесь с материалом кейса «Спор об истине», попытайтесь ответить на заданные вопросы,  обсудите с товарищем по парте.

Кейс «Спор об истине» https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa

 

 Кому удалось прийти к одному мнению?  Чьи мнения при обсуждении  не сошлись?

 

Далее идет фронтальное обсуждение  ответов на вопросы.

Этап 1.3. Целеполагание

Фронтальная беседа

Достаточно ли у вас оказалось знаний, чтоб аргументированно ответить на  поставленные вопросы? Что еще необходимо узнать?

Надеюсь, что после сегодняшней работы на уроке вы точно будете знать, что такое истина, какая она  бывает, можно ли  измерить истину.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

1. Индивидуальная работа с текстом учебника

(при наличии компьютеров работа идет с библиотекой ЦОК, где предложена  интерактивная статья (параграф учебника) https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa

Познакомьтесь со статьей учебника. Особое внимание обратите внимание на ключевые слова нашего урока.

На экране словарь урока

Почему абсолютных истин меньше, чем относительных?

Почему практика может быть использована как критерий истины?

2. Фронтальная работа с иллюстрациями

Посмотрите на рисунок. О каких понятиях идет речь?  Хотя в обыденной жизни мы употребляем их часто как синонимы, с точки зрения философии это разные понятия. Попробуйте сформулировать отличие правды и истины. Посоветуйтесь с соседом по парте.  Давайте обсудим вместе. (Истина объективна, правда может быть  субъективной)

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/32747/9677ca6f7febc89d.png

Примером какой истины может служить данная картинка?

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/07/17/s_64b4cb56e9bbe/phpUproD7_Istina-i-ee-kriterii.-Uchebnoe-zadanie_html_d06a3ea39c81c9d1.png

( Иллюстрация – пример относительной истины. Относительно того, какую позицию занимают участники относительно изображенной цифры.)

3. Работа в мини-группах .

Представьте, что вам поручили  приготовить схему «Истина» для пособия «Обществознание в схемах и таблицах». Как вы это сделаете? Постарайтесь, чтобы самые важные понятия  не остались без внимания. На экране наш помощник – словарь урока.

Вы можете выбрать, как вам удобнее работать: создать  схему на компьютере или представить свой результат на ватмане.

Группы работают над схемами, презентуют свой результат.

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Индивидуальная  и парная  работа.

Проверьте себя: на ваших столах вы видите текст с пропусками.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Истина — это знание, соответствующее своему _____(А), совпадающее с ним. Истина есть _____(Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. _____(В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это _____(Г). _____(Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от _____(Е), места и времени его получения»

Список терминов:

1) процесс

2) логика

3) абсолютная истина

4) определённые условия

5) виды знаний

6) предмет

7) относительная истина

8) объективная истина

9) критерий

Поменяйтесь листами, проверьте у соседа, обсудите вместе, все ли верно выполнили.

Далее фронтальная проверка по ключу на экране. Ответ: 618374

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Индивидуальная работа

Проанализируйте роль истины в функционировании общества, ответив на предложенные вопросы и выполнив задания:

1.      Запишите ситуацию, для разрешения которой был необходим поиск истины.

2.      Опиши ее как минимум в пяти предложениях.

3.      Опиши истину в этой ситуации с точки зрения классической концепции истины.

4.      Какой критерий истины был важнее остальных в этой ситуации? Почему?

5.      Можно ли разрешить эту ситуацию, не прибегая к поиску истины? Почему?

6.      Как бы разрешилась эта ситуация, если бы истина была заменена на ложь?

7.      Как бы разрешилась эта ситуация, если бы субъекты вместо поиска истины решили опереться на заблуждения?

8.      В чем разница между исходами ситуации в пунктах 6 и 7?

Приведи пример ситуации, когда использование лжи приводит к лучшему исходу, чем раскрытие правды.

Сделай вывод о роли истины, лжи и заблуждений в интеллектуальном процессе и в работе общества.

Фронтальное обсуждение выполненных заданий

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Фронтальная беседа (опора на межпредметные связи с физикой)

Как вы считаете, истинно ли утверждение: «Обычная вода закипает при 100 градусах». К какому виду истины можно отнести этот факт? Кто согласен? Кто не согласен? Докажите свою точку зрения.

 (Это относительная истина, т.к. вода далеко не всегда закипает при +100 °С - все зависит от давления внешней среды или внутри сосуда. Поэтому в горах без специальных средств нельзя получить «нормальный» кипяток, а в котлах тепловых электростанций вода не кипит даже при +300 °С)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Индивидуальная работа

Выполните задания на листе.

 1. Выберите верные суждения об истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

    2. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

    3. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

    4. Истинным признают утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

    5. Истиной не является элемент знаний, который в будущем могут опровергнуть.

 

2. Установите соответствие между признаками и видами истины. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) Даёт неполные, ограниченные знания об объекте 

1) абсолютная истина

Б) Даёт полные, исчерпывающие знания об объекте

2) относительная истина

В) Является конечной целью познавательной деятельности

 

Г) Может быть опровергнута 

 

Д) Существует только в определённых условиях 

 

Ответы внесите в таблицу.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Индивидуальная работа с текстом (формирование читательской грамотности)

Прочтите текст и выполните задания.

Постижение истины – объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом – не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идёт через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина – это ступень на пути к истине абсолютной.

Относительная истина содержит в себе зёрна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперёд добавляет в знание об объекте новые зёрна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна – она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, так как не даёт исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зёрна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет своё значение лишь для определённых условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Что является критерием истины? Поиск такого надёжного критерия идёт в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадёжен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это моё заблуждение. Другой критерий – истинно то, что признаётся таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы

по большинству голосов, прибегая к голосованию? И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадёжен. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. <…> Практика как критерий истины и абсолютна, и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период.

Ф.З. Файзуллин

 

Опираясь на текст ответьте на вопросы:

В чём заключается объективность истины? Как связаны относительная и абсолютная истины? Почему истина конкретна?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Индивидуальная работа

Диагностика (библиотека ЦОК)  5 заданий

https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Философские темы не всегда воспринимаются легко, поэтому важно посмотреть на эмоциональное состояние детей после изучения.

В этих случаях уместно использовать  рефлексию  «Эмоджи» (можно в компьютерной форме)

Я доволен собой  Я не  доволен собой  Я был удивлен  Мне было не интересно  Я бездельничал  Мне было скучно

Оцени свою работу на уроке. Выбери один из смайликов и объясни, почему ты его выбрал.

 

Этап 5.2. Домашнее задание

Прочитайте параграф учебника. Пометьте для себя те места, которые вы бы хотели уточнить или обсудить на следующем уроке.

Найдите и приведите 1-2 примера из истории, когда благодаря практике было установлено истинное знание.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическая работа: разработка технологической карты урока 1

Практическая работа: разработка технологической карты урока 1

Личностные совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально…

Личностные совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально…

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк

Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк

Этап 1.3. Целеполагание

Этап 1.3. Целеполагание

Примером какой истины может служить данная картинка? (

Примером какой истины может служить данная картинка? (

Вы можете выбрать, как вам удобнее работать: создать схему на компьютере или представить свой результат на ватмане

Вы можете выбрать, как вам удобнее работать: создать схему на компьютере или представить свой результат на ватмане

Поменяйтесь листами, проверьте у соседа, обсудите вместе, все ли верно выполнили

Поменяйтесь листами, проверьте у соседа, обсудите вместе, все ли верно выполнили

Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами

Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами

Этот подход кажется привлекательным

Этот подход кажется привлекательным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024