Автор разработки |
Ребус О.М. |
Аудитория |
10. класс (История России) |
Тема урока |
15.Экономика НЭПа |
Цель |
Образовательная: формирование представления об особенностях экономического развития России в 20-е годы на основе анализа важнейших событий и проблем российской истории первой половины XX века. Развивающая: развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники. Воспитательная: выражение своего отношения к историческим событиям и процессам, определить для себя важность новых знаний в жизни. |
Тип урока |
комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные: сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны. Метапредметные: Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выстраивать алгоритм действий, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают причины успеха в учебной деятельности |
Оборудование |
История России / под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»; презентация, подготовленная учителем, дидактический материал |
понятия и термины |
Продналог. Концессия. Кооперация. Совзнак. Червонец. Плановое хозяйство. Пятилетка |
Основные даты |
1921 г. — создание Госплана. 1922—1924 гг. — финансовая реформа. 1925 г. — начало разработки ежегодных народно-хозяйственных планов |
Персоналии |
В. И. Ленин. Г. М. Кржижановский. Г. Я. Сокольников. И. М. Губкин |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые УУД |
Ориентационный. |
Создание положительного эмоционального настроя учащихся. Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.
|
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы. |
Фронтальная Беседа |
Регулятивные: Организовывать свое рабочее место. Личностные: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач. |
Проверка домашнего задания |
Организуется работа по вопросам параграфа: 1. Назовите главные последствия для России периода «великих потрясений». 2. Какие события современники назвали «малой Гражданской войной»? 3. Каковы были причины крестьянских выступлений в начале 1920-х гг. 4. Почему Ленин считал, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые? |
Отвечают на вопросы, высказывают мнение. |
Фронтальная беседа, индивидуальные ответы обучающихся |
Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей Личностные: формирование коммуникативной компетентности |
Мотивационно-целевой |
Организуется работа с высказыванием писателя В.С. Розанова. Слайд. В.С. Розов: «Я даже не знал, что это называется нэп, я просто с детским восторгом наблюдал, как преображалась наша бедная, голодная, ободранная жизнь, как все начинало сверкать и смеяться. Дешевизна установилась неслыханная! Всяких товаров и продуктов — видимо-невидимо! И это сразу же после жестокого голода. И хотя мы жили бедно, но наша бедность нэпа по сравнению с предыдущими годами казалась великолепным пиршеством». Предположите, о чем мы будем говорить. Слайд-тема: Экономика НЭПа На какие вопросы нам предстоит ответить?
Учитель координирует работу учащихся при постановке цели и задач урока. Проблемный вопрос: Чем отличилась новая экономическая политика от «политики военного коммунизма»?
|
Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Фронтальная Беседа |
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. |
Содержательно-операционный 1. Замена продразвёрстки единым продналогом. 2. Иностранные концессии. 3. Стимулирование кооперации. 4.Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.
|
Слайд. 8-16 марта 1921г. Состоялся X съезд РКП(б). Переход к НЭПу.
Для начала давайте с вами составим «Понятийное колесо» - Какие ассоциации возникают у вас с понятием «новая экономическая политика»? Слайд. Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы.
Слайд. Учитель демонстрирует учащимся видеосюжет «НЭП». Какую информацию о нэпе вы получили из данного видеофрагмента?
Достаточно ли этой информации, чтобы дать полную характеристику нэпа и ответить на все поставленные вопросы?
Вопрос о сущности НЭПа рассматривается через работу с историческими документами. Организуется работа с рубрикой учебника «Изучаем документы» и дополнительными источниками (Приложение 1). 1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики. 9 августа 1921 г. 2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности 28 декабря 1921 г. Учитель координирует и корректирует запись учащимися сущности НЭПа. Изучите представленные документы и ответьте на вопросы к ним. Задание: 1. Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа. Слайд-эталон. Мероприятия напа: ü Замена продразвёрстки продналогом. ü Создание концессий (договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производства). ü Свобода торговли. ü Переход в частные руки мелких и части средних предприятий. ü Проведение денежной реформы. ü Отмена карточной системы и нормативного снабжения. ü Введение рынка рабочей силы. 2. В чём принципиальное различие между продразвёрсткой и продналогом? 3.Какие стимулы для расширения производства создавал продналог? 4. Какие стимулы предлагалось использовать для быстрого введения нэпа? |
Называют, оформляется понятийное колесо
Запись даты и определения термина «новая экономическая политика» Извлекают информацию из видеоисточника. Оценивают глубину имеющихся знаний.
Анализируют исторические источники, извлекают необходимую информацию. |
Фронтальная беседа. Исследовательский метод. |
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Коррекция возможных ошибок Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника. Самостоятельный анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, самоанализ Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.
Коммуникативные: Осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Умение ясно и аргументировано излагать свои мысли. умение слушать учителя, воспринимать информацию |
5.Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства. |
Организуется работа с текстом учебника. Изучите пункт Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства и ответьте на вопрос: Почему был выбран 5-летний срок для планирования развития советской экономики?
|
Работают с материалом учебника, выделяют необходимую информацию. |
|
|
Первичное осмысление и закрепление знаний
|
Учитель организует работу учащихся в группах. 1 группа – сильные стороны НЭПа. 2 группа – слабые стороны НЭПа. 3 группа – отличия НЭПа от «политики военного коммунизма».
Предположите, к каким результатам привёл переход к НЭПу?
|
Используя полученные знания, работая в группах, отвечают на поставленный вопрос. |
работа в группах |
Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей. Регулятивные: Коррекция возможных ошибок |
Рефлексия |
Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу |
|
|
Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое эмоциональное состояние. |
Домашнее задание |
§10. На выбор задание 1 или 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
|
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Приложение 1.
Новая экономическая политика.
Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа.
1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики
9 августа 1921 г.
...4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:
а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета...
— Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам...
— Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.
— Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда...
10. ...С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена. Новая экономическая политика
— В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства... В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п.
— Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли...
(КолесниковаЛ.А., Лапшов П. С. История России.
Хрестоматия. Часть 11(1917-199/гг.)
Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит, ун-т, 2001. С. 47-50.)
2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности
28 декабря 1921 г.
...В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.
...Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.
...Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов...
(Колесникова Л.А., Лапшов П. С. История России.
Хрестоматия. Часть 11(1917-1991 гг.)
Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит.ун-т, 2001. С. 51-53.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.