Технологическая карта урока истории 10 класс Экономика нэпа
Оценка 5

Технологическая карта урока истории 10 класс Экономика нэпа

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл
28.09.2023
Технологическая карта урока истории 10 класс Экономика нэпа
Разработка к уроку истории 10 класс в соответствии с фгос
Технологическая карта урока истории 10 класс Экономика нэпа.doc

Автор разработки

Ребус О.М.

Аудитория

10. класс (История России)

Тема урока

15.Экономика НЭПа

Цель

Образовательная: формирование представления об особенностях экономического развития России в 20-е годы на основе анализа  важнейших событий и проблем российской истории первой половины XX века.

Развивающая: развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники.

Воспитательная: выражение своего отношения к историческим событиям и процессам,  определить для себя важность новых знаний в жизни.

Тип урока

комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны.

Метапредметные:

Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выстраивать алгоритм действий, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают причины успеха в учебной деятельности

Оборудование

История России / под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»;  презентация, подготовленная учителем, дидактический материал

понятия и термины

Продналог. Концессия. Кооперация. Совзнак. Червонец. Плановое хозяйство. Пятилетка

Основные даты

1921 г. — создание Госплана. 1922—1924 гг. — финансовая реформа. 1925 г. — начало разработки ежегодных народно-хозяйственных планов

Персоналии

В. И. Ленин. Г. М. Кржижановский. Г. Я. Сокольников. И. М. Губкин

 

 

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Формируемые УУД

Ориентационный.

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся.

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.

 

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

Фронтальная

Беседа

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место.

Личностные: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач.

Проверка домашнего задания

Организуется работа по вопросам параграфа:

1. Назовите главные последствия для России периода «великих потрясений».

2. Какие события современники назвали «малой Гражданской войной»?

3. Каковы были причины крестьянских выступлений в начале 1920-х гг.

4. Почему Ленин считал, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые?

Отвечают на вопросы, высказывают мнение.

Фронтальная беседа, индивидуальные ответы обучающихся

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

установление причинно-следственных связей

Личностные: формирование коммуникативной компетентности

Мотивационно-целевой

Организуется работа с высказыванием писателя В.С. Розанова.

Слайд. В.С. Розов: «Я даже не знал, что это называется нэп, я просто с детским восторгом наблюдал, как преображалась наша бедная, голодная, ободранная жизнь, как все начинало сверкать и смеяться. Дешевизна установилась неслыханная! Всяких товаров и продуктов — видимо-невидимо!

И это сразу же после жестокого голода. И хотя мы жили бедно, но наша бедность нэпа по сравнению с предыдущими годами ка­залась великолепным пиршеством».

Предположите, о чем мы будем говорить.

Слайд-тема: Экономика НЭПа

На какие вопросы нам предстоит ответить?

 

Учитель координирует работу учащихся при постановке цели и задач урока.

Проблемный вопрос: Чем отличилась новая экономическая политика от «политики военного коммунизма»?

 

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Фронтальная

Беседа

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.

Содержательно-операционный

1. Замена продразвёрстки единым продналогом.

2. Иностранные концессии.

3. Стимулирование кооперации.

4.Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.

 

Слайд. 8-16 марта 1921г. Состоялся X съезд РКП(б). Переход к НЭПу.

 

Для начала давайте с вами составим «Понятийное колесо»

- Какие ассоциации возникают у вас с понятием «новая экономическая политика»?

Слайд. Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. 

 

 Слайд. Учитель демонстрирует учащимся видеосюжет «НЭП».

Какую информацию о нэпе вы получили из данного видеофрагмента?

 

Достаточно ли этой информации, чтобы дать полную характеристику нэпа и ответить на все поставленные вопросы?

 

Вопрос о сущности НЭПа рассматривается через работу с историческими документами.

Организуется работа с рубрикой учебника «Изучаем документы» и дополнительными источниками (Приложение 1).

1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики. 9 августа 1921 г.

2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности

28 декабря 1921 г.

Учитель координирует и корректирует запись учащимися сущности НЭПа.

Изучите представленные документы и ответьте на вопросы к ним.

Задание:

1. Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа.

Слайд-эталон. Мероприятия напа:

ü    Замена продразвёрстки продналогом.

ü    Создание концессий (договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производства).

ü    Свобода торговли.

ü    Переход в частные руки мелких и части средних предприятий.

ü    Проведение денежной реформы.

ü    Отмена карточной системы и нормативного снабжения.

ü    Введение рынка рабочей силы.

2. В чём принципиальное различие между продразвёрсткой и продналогом?

3.Какие стимулы для расширения производства создавал продналог?

4. Какие стимулы предлагалось использовать для быстрого введения нэпа?

Называют, оформляется понятийное колесо

 

Запись даты и определения термина «новая экономическая политика»

Извлекают информацию из видеоисточника.

Оценивают глубину имеющихся знаний.

 

 

 

 

 

Анализируют исторические источники, извлекают необходимую информацию.

Фронтальная беседа.

Исследовательский метод.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии

с поставленной задачей

Коррекция возможных ошибок

Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника.

Самостоятельный анализ и  выделение главного, обобщение и систематизация, самоанализ

Поиск и выделение

необходимой информации.

Структурирование знаний.

 

Коммуникативные:

Осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Умение ясно и аргументировано излагать свои мысли.

умение слушать учителя, воспринимать информацию

5.Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Организуется работа с текстом учебника.

Изучите пункт Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства и ответьте на вопрос:

Почему был выбран 5-летний срок для планирования развития советской экономики?

 

Работают с материалом учебника, выделяют необходимую информацию.

 

 

Первичное осмысление и закрепление знаний

 

Учитель организует работу учащихся в группах.

1 группа – сильные стороны НЭПа.

2 группа – слабые стороны НЭПа.

3 группа – отличия НЭПа от «политики военного коммунизма».

 

Предположите, к каким результатам привёл  переход к НЭПу?

 

Используя полученные знания, работая в группах, отвечают на поставленный вопрос.

работа в группах

Коммуникативные:

учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей.

Регулятивные:

Коррекция возможных ошибок

Рефлексия

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтересовало?

-Как вы оцениваете свою работу   

 

 

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

§10. На выбор задание 1 или 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

 

 

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

 

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Новая экономическая политика.

Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа.

1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики

9 августа 1921 г.

...4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:

а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные от­расли производства и определенное число крупных или почему-либо с государ­ственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяй­ственного расчета...

      Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам...

      Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых госу­дарство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным ра­ботам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.

      Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к круп­ногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда...

10. ...С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного об­ращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничи­ваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена. Новая экономическая политика

  В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства... В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предпри­ятий на началах оплаты и т.п.

Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли...

(КолесниковаЛ.А., Лапшов П. С. История России.

Хрестоматия. Часть 11(1917-199/гг.)

Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит, ун-т, 2001. С. 47-50.)

 

2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности

28 декабря 1921 г.

...В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финан­совых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе зо­лотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематичес­кого проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государ­ства.

...Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государ­ственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.

...Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требу­ют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов...

(Колесникова Л.А., Лапшов П. С. История России.

Хрестоматия. Часть 11(1917-1991 гг.)

Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит.ун-т, 2001. С. 51-53.)

 


Скачано с www.znanio.ru

Автор разработки Ребус О

Автор разработки Ребус О

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы организации совзаимодействия на урокеФормируемые

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы организации совзаимодействия на урокеФормируемые

Предположите, о чем мы будем говорить

Предположите, о чем мы будем говорить

Постановление IX Всероссийского съезда

Постановление IX Всероссийского съезда

Первичное осмысление и закрепление знаний

Первичное осмысление и закрепление знаний

Приложение 1. Новая экономическая политика

Приложение 1. Новая экономическая политика

В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финан­совых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе зо­лотой валюты

В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финан­совых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе зо­лотой валюты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2023