Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему: "Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков." для 8 класса.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему: "Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков." для 8 класса.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок №26-27..docx

Технологическая карта урока

8 класс.

Учитель: Кудрявцева Е.А.

Изобразительное искусство.

Уроки  № 26-27. Дата проведения:_____________

Автор УМК: Неменский Б.М.

Тема

Раздел: Природа и архитектура. Тема: Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков.

Цель

Формирование представления о создании ландшафтно-парковой среды; умений и навыков создания ландшафтной композиции с использованием стилей и традиций ландшафтной архитектуры.

Задачи

Образовательные:
- познакомить со стилевыми направлениями ландшафтного дизайна, научить использовать их в собственных проектах,  способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Развивающие:
- развивать композиционное мышление и воображение, пространственно-конструктивное мышление, продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

Воспитательные:
- формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего  мира, умение замечать  удивительные особенности садов и парков; воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия.

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

• понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;

• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

• формировать умения работы с литературой.

Регулятивные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;

• работать по плану, создавая архитектурно-ландшафтные коллажи.

Коммуникативные:

• выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

• организовывать работу в группе;

• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;

• выдвигать аргументы в дискуссии, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей), уметь слушать друг друга.

Познавательные:

• анализировать, делать выводы, пользуясь необходимой информацией из прослушанного объяснения;

• строить логически обоснованные рассуждения.

• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

• осваивать новые приёмы работы в процессе создания коллажа;

• вырабатывать аналитическое мышление, выполняя практическую работу;

• проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы;

• осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, игровой.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/\viki/

• Режим доступа: http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютор, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: графические материалы, бумага, жетоны и карточки разных цветов, вырезки из журналов и  фотографии для коллажа, клей, ножницы.

Ресурсы урока

Зрительный ряд: презентация «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства».  Карточки с видами архитектурно-ландшафтных стилей. Учебник «Изобразительное искусство» (Дизайн и архитектура в жизни человека). Автор: Неменский Б.М.

Литературный ряд:  О. Волкова, «Покров на Нерли»; Р. Окделл, «Старый замок»;  А.С.Пушкин, «Осень»;  П. Петров, «Архитектор», «Архитектура»; Жак Делиль, поэма «Сады».

Музыкальный ряд: мелодии в исполнении оркестра под управление Поля Мориа: «Доброе утро», «Менуэт», «Ночной экспресс», Ф.Шопен «Весенний вальс», Бах «Прелюдия».

Основные понятия и термины

Ландшафт. Ландшафтная архитектура. Школы и стили ландшафтной архитектуры.

 

Межпредметные связи

Литература, музыка.

План урока:

1.   Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2.   Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.   Актуализация знаний учащихся.

4.   Ознакомление с новым материалом

5.   Динамическая пауза.

6.   Постановка творческой задачи.

7.   Творческая работа учащихся в группах. Самостоятельная часть.

8.   Защита проектов. Итоги урока.

9. Рефлексия.

10.Заключительное слово учителя, домашнее задание.

 

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)



1

2

3

4

5

6

I.

Органи-зационный момент.

   Вступительное слово учителя.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

Подготовка учащихся

к изучению нового материала

Слайд 2.- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Это одно из добрых слов, которые знают люди. При этом слове все улыбаются друг другу. Дружно встали, подтянулись и друг другу - улыбнулись!

Слайд 3. - Урок я хотела бы начать со стихотворения Жака Делиля:

Опять оживлены пришедшей к нам весной 
Цветы и стаи птиц и с ними голос мой. 
О чем же скажут нам воскресшей лиры звуки? 
- Что пробужденные от долгой зимней скуки 
Леса, поля, луга и реки, и холмы, 
Ликуя, празднуют свержение зимы.
 

Презентация . Слайды 4-9.

Слайд 10.- «Потерялки» - определение темы урока.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное ………..  увяданье.

В багрец и золото одетые леса…

Слайд 11.  …………. - музыка из камня,
А архитектор - композитору сродни
Сотни лет живут творения ваши,
Сияют замков и дворцов огни.
Без архитектора земля была б пустыней
Без храмов, небоскребов, пирамид.
Сколько архитекторы построили,
А сколько им построить предстоит!

Мы с вами нашли потерянные слова и сможем назвать тему урока.

Слайд 12.- «Природа и архитектура».

- Утром вы проснулись и, что услышали прекрасным весенним утром в открытое окно?

Конечно же, птичий  щебет! А что вы увидели, подойдя к окну?  Всегда ли вам это нравится? (Ответы учащихся). А хотелось бы увидеть другую картину? (Ответы учащихся). Кто же может нам эту картину изменить? Сделать красивой нашу клумбу? Конечно же, это ландшафтный дизайнер. Как вы думаете, какие знания нужны ландшафтному дизайнеру? (Ответы учащихся). Так чем же занимается ландшафтный дизайнер? (Ответы учащихся).

Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением.

Ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком.

Сегодня вы познакомитесь с новыми понятиями: «Ландшафт. Ландшафтная архитектура», «Школы и стили ландшафтной архитектуры».

Как можно другими словами сказать, что делает ландшафтный дизайнер? (Ответы учащихся). Правильно, занимается организацией пространства. А точнее сказать организацией ландшафтного пространства. Это продолжение нашей темы. 

Слайд 13. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Цель урока. Формирование представления о создании ландшафтно-парковой среды; умений и навыков создания ландшафтной композиции с использованием стилей и традиций ландшафтной архитектуры.

Задачи.

 Слушают стихотворения. Отгадывают слова. Приходят к выводу. Ставят перед собой цель.

 

Фронтальная

 

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.

 

II.

Изучение нового материала.

 

Объяснительно-иллюстратив-ный метод

 

Слайд 14.

Искусство ландшафтного дизайна насчитывает ни одно столетие:

С тех пор как человек пахать обрел уменье,

Украсить дом и двор он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

Жак Делиль. 18 век. Поэма «Сады».

Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738-1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму. В своей поэме "Сады" Жак Делиль прямо заявляет, что сады "говорят", "вещают", "ведут разговор", "дают уроки". "Сады" Жака Делиля без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием по ландшафтному дизайну, как сейчас принято называть садовое искусство.

Слайд 15. Советы Делиля, облеченные в яркую, образную форму, звучат сегодня как нельзя более актуально. Судите сами:
... Мне светит Флоры взор: я буду петь сады! 
Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный, 
Возвышенный искусств гармонией чудесной, 
Неузнаваемый приобретает вид, 
И восхищает взгляд, и душу веселит, 
А зданья стройные своей архитектурой 
Увенчивают то, что создано натурой.

 

Слайд 16.

- Предлагаю познакомиться с ландшафтной архитектурой, с законами и приемами ландшафтного дизайна, с некоторыми элементами оформления сада.

Висячие сады Семирамиды.

Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени.

Слайд 17. -Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства Древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. (Древний Вавилон.)

Слайд 18.- Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом.

Слайд 19.- Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.  Слайд 20.

Есть два лишь способа преображать природу:
Один рассчитанностью линий покорять,
Другой - нежданными картинами пленять…
Один являет нам симметрии закон.
Изделия искусств в сады приносит он.
Повсюду разместив то вазы, то скульптуры, Из геометрии взяв строгие фигуры,
Деревья превратит в цилиндры и кубы…

 

Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну.

 

Слайды 20-25.        Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как огромный сочинённый орнамент зелёного ковра. (Парк Версальского дворца.)

 

Слайды 26-29.        Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений.

 

Слайды 30-35.        Русский усадьба – живописно расположенный особняк, окружённый парком.

 

Слайды 36-40.  

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Удивительна школа ландшафтной архитектуры стран Востока. Главное в ней - философски-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. (Сад камней в Японии.)  

   

Слайд 41. Вывод: ландшафтный дизайн создаёт гармонию между архитектурой и природой.

Знакомятся с искусством создания садов и парков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Смотрят презентацию, высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

 

Познавательные: понимают эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретают общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют, делают выводы; строят логически обоснованные рассуждения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

 

 

Динамическая пауза.

 

Слайды 42-45.        Электронная физкультминутка для глаз.

ПI.

Постановка творческой задачи.

Творческая работа учащихся в группах. Самостотельная  часть.

 

 

Частично-поисковый, игровой.

 

Слайд 46. Игра «Студии ландшафтного дизайна»

- Сегодня мы попробуем использовать особенности планировки, элементы организации, озеленения и оформления участка  в Английском, Французском, Восточном стиле (китайский, японский) и стиле Русская усадьба. Условия:

- Я выступлю в роли заказчика. У меня есть участок, к которому нужно творчески подойти. Мне хотелось бы чего-то не обычного, а стильного. В городе пять студий ландшафтного дизайна, которые работают в разных стилях. Задача каждой студии - доказать, что их работа и стиль будут лучшими. Но, скажете вы, а кто в какой студии? Для этого вам необходимо выбрать жетон. (Распределение участников по цветным жетонам).

Задачи:

1.      Распределить роли в группах:

- Менеджер. Специалист по управлению (англ. и фр) – администратор (нем). Обеспечение группы необходимым материалом.  Контроль исполнения проекта.

- Дизайнер. Идея благоустройства, общая планировка пространства. Оформление цветников, планировка насаждений, мощение дорожек.

- Исследователь. Выполнение аналитических упражнений, поиск информации в учебнике.

- Художник. Изобразительная деятельность, цветовое решение, декоративные элементы.

- Копирайтер. Эта профессия, в основном, востребована в рекламных  агенствах. Он занимается тем, что придумывает новые слоганы, девизы, рекламные тексты. Это довольно сложная работа. Не каждый человек может придумать новый текст с учетом всех пожеланий заказчика, защита проекта.

2. Выбрать из данного текста (см. Приложение) описание сада своей группы, лишнее зачеркнуть. Ответственный: дизайнер.

1 группа «Французский сад»;

2 группа «Английский сад»;

3 группа «Русская усадьба»;

4 группа  «Японский сад».

3. Создать ландшафтную композицию в заданном стиле в технике «коллаж», используя графические материалы, вырезки из журналов, клей, ножницы,  фотографию, бумагу для рисования.  Ответственные: менеджер, дизайнер и художник.

4.  Найти материал для выполнения задания 1, с.131 учебника. Составить «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы» в стиле вашей ландшафтной школы. Выполнить работу по карточке (определить школы ландшафтного дизайна). Ответственные: исследователь и менеджер.

5. Сочинить  рекламный слоган  для проекта.  Защитить свой проект в художественно-литературной форме. Ответственный: копирайтер.

На выполнение заданий отводится всего 10 минут. Пока звучат мелодии,  работа продолжается. Музыка закончилась – все заканчивают работу.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Ландшафт, созданный человеком, подчиняется законам композиции. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. 

Слушают учителя. Знакомятся с правилами игры.

Готовятся к выполнению творческого задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создают элементы для коллажа и ландшафт в определённом стиле. Выполнение групповой работы.

 

Групповая

 

Познавательные: выполняют аналитическое упражнение; получают представление об эстетическом сосуществовании природы и архитектуры; используют известные и осваивают новые приёмы работы в технике «коллаж».

Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.

IV. Защита проектов. Итоги урока. Рефлексия.

Творческое обсуждение работ.

 

 Слайд 47. Организует обсуждение работ. Защита дизайн-проектов - в течение 1 минуты для каждой группы.

Слайд 48. Выставление оценок. С помощью цветных карточек.

-Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих находках. Поделитесь опытом.  Что испытывали в начале?  Каким путём пошли: лёгким или трудным для вас? С каким чувством заканчивали работу? Захотелось ли вам стать ландшафтным дизайнером?

Слайд 49. Блиц-опрос. 1 минута.

Слайд 50. Рефлексия

 

Защита проектов.

Делятся опытом выполнения работы.

Самооценка и оценка работы групп.

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.

Групповая  

 

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: излагают своё мнение и мнение группы в диалоге с учителем; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.

 

V. Домашнее задание

Использование нового знания.

1.      Выполнить презентацию о стилях ландшафтного дизайна.

2.      Сделать сообщение об одном стиле ландшафтного дизайна.

3.      Выполнить рисунок, понравившегося стиля ландшафтного дизайна.

 

Запись в дневник.

Индивидуальная

Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Приложение 2

Задачи:

1.      Распределить роли в группах:

- Менеджер. Специалист по управлению (англ. и фр) – администратор (нем). Обеспечение группы необходимым материалом.  Контроль исполнения проекта.

- Дизайнер. Идея благоустройства, общая планировка пространства. Оформление цветников, планировка насаждений, мощение дорожек.

- Исследователь. Выполнение аналитических упражнений, поиск информации в учебнике.

- Художник. Изобразительная деятельность, цветовое решение, декоративные элементы.

- Копирайтер. Эта профессия в основном востребована в рекламных агенствах. Он занимается тем, что придумывает новые слоганы, девизы, рекламные тексты. Это довольно сложная работа. Не каждый человек может придумать новый текст с учетом всех пожеланий заказчика, защита проекта.

2. Выбрать из данного текста (см. Приложение) описание сада своей группы, лишнее зачеркнуть. Ответственный: дизайнер.

1 группа (синие) «Французский сад»;  

2 группа (зелёные) «Английский сад»; 

3 группа (жёлтые) «Китайский сад»;

4 группа (красные) «Русская усадьба»;

5 группа (оранжевые)  «Японский сад».

3. Создать ландшафтную композицию в заданном стиле в технике «коллаж», используя графические материалы, вырезки из журналов, клей, ножницы,  фотографию, бумагу для рисования.  Ответственные: менеджер, дизайнер и художник.

4.  Найти материал для выполнения задания 1, с.131 учебника. Составить «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы» в стиле вашей ландшафтной школы. Выполнить работу по карточке (определить школы ландшафтного дизайна). Ответственные: исследователь и менеджер.

5. Сочинить  рекламный слоган  для проекта.  Защитить свой проект в художественно-литературной форме. Ответственный: копирайтер.

 

 

скачать по прямой ссылке