ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Древнегреческий храм»
4 «Б» класс.
|
Тема занятия |
«Древнегреческий храм». |
УМК |
Школа России. (Б.М.Неменский) |
Цели деятельности педагога |
1.Способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции. 2.Изобразить Древнегреческий храм. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: - понимание важности добросовестного и творческого труда; -развивать мелкую моторику рук и эстетический вкус.
Метапредметные: -способствовать творческому отображению окружающего мира; - использовать наблюдение для получения информации о признаках изучаемого объекта; -воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность.
Предметные: - развивать творческие способности и навыки в работе; - умения рисовать с натуры, по представлению; - знание и умение применять принципы перспективных и композиционных построений; - воспитывать бережное отношение к работе.
Обучающие: -знакомство с важнейшими памятниками Афинского Акрополя – Храмом Парфеноном; -знакомство с ордерной системой Древней Греции в архитектуре, - обучение приемам черчения на листе бумаги А4, рисованию греческого храма.
Развивающие: -развитие искусствоведческих знаний; - развитие творчества при проектировании рисунка архитектурных построек.
Воспитательные: -воспитание аккуратности и точности при черчении линий и рисования узоров. |
Методы и формы обучения |
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины |
Храм, греческий архитектурный ордер, колонна, капитель, фронтон.
|
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация, последовательность изображения древнегреческой постройки - храма . |
Оборудование |
АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал, канцелярские принадлежности. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
1.Оргмомент |
- Здравствуйте, меня зовут Арина Юрьевна. - Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Добрым день, На уроке не зевать,
– Проверим готовность к уроку. - На краю стола должны лежать: краски, фломастеры, лист бумаги, кисти, стаканчик с водой. |
Приветствуют учителя.
Слушают внимательно.
Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя. Регулятивные УУД: Готовность рабочего места. |
Зрительный контакт |
2.СТиЦ |
Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд1)
(Слайд 2) - Сегодня мы отправимся с Вами в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь.
(Слайд 3) - Когда-то Греция была Элладой. - А жители Эллады себя называли эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина.
(Слайд 4) - Мастера Древней Греции строили огромные по размерам храмы для Богов, которым покланялись. - Скажите, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Слайд 5) -Сегодня мы будем учиться рисовать древнегреческий храм. - Но прежде чем начать нашу работу, давайте немного узнает о храмах Древней Греции. |
Внимательно смотрят на экран.
- Герои мифов о Древней Греции. Внимательно слушают учителя.
(Дети пробую сформулировать цель урока). |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
Зрительный контакт |
3.Вступительная беседа |
(Слайд 6) - Синяя морская вода изрезала берега Греции удобными для кораблей бухтами. Это помогло эллинам стать прекрасными мореходами.
(Слайд 7) - На склонах гор в широколиственных лесах эллинские герои сражались с львами и охотились на кабанов и быстроногих оленей.
- Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу разума. - Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что боги живут рядом с ними – они бессмертны, очень красивы, похожи на людей, способны так же радоваться, любить, негодовать.
(Слайд 8) - Скажите, а каких древнегреческих богов вы знаете? Все верно. - Самым главным богом был – Зевс, бог неба, царь богов и людей. Гера – богиня семейного очага.
Жена Зевса. Афродита – богиня любви и
красоты.
(Слайд 9) - Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп. - Олимп – это самая большая вершина Греции (2919 м). Ее вершина почти всегда закрыта облаками. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. - Ворота Олимпа открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах.
(Слайд 10) - В честь богов древние греки строили храмы. Храм для бога древние греки строили как дом. Они умели выбирать места для своих построек, и здание храма казалось украшением пейзажа. Храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега.
(Слайд 11) - Внутри здания никогда не проводились многолюдные богослужения. Там стояла статуя божества. - На слайде изображены статуи Зевса и Афины внутри древнегреческих храмов.
(Слайд 13) - Древнегреческий храм – это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колоннами со всех сторон (периптер). Постепенно складывалась конструкция храмов. - Порядок расположения и соотношения его частей называется «ордер», что в переводе и означает «порядок».
(Слайд 14) -Для начала, давайте с вами посмотрим на конструкцию храма. - Ордер делится на три части, 1-капитель, 2-ствол, 3-базу.
(Слайд 15) -Существует три греческих ордера. (Дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер) (на сладе) -Ордер зависит от вида капители. - Дорический ордер – самый строгий по формам; здания, выстроенные в нем, могут производить впечатление строгое, даже иногда суровое. У них нет украшений, кроме полосок – канелюр – вертикальных желобков. Верх колонны венчает капитель (голова так переводится это слово). Колонна ассоциируется с мужской фигурой. Примером дорического ордера служит Парфенон – храм в честь богини Афины.
- Ионический ордер отличается изяществом форм и пропорций, легкостью элементов. Колонна ионического храма выше и тоньше. Внизу они приподняты над постаментом. Каннелюры на ее стволе расположены чаще, а голова колонны – капитель – имеет два завитка. Колонна ассоциируется с женской фигурой.
- Коринфский ордер отличался от этих двух ордеров особенной нарядностью, роскошью. Капитель украшается листьями и плодами.
(Слайд 16) - Итак, проверим. Какие виды
ордеров вы запомнили? (Можно проговорить про сравнение колон и видов их ордеров с фигурами людей или временами года). - Каждый ордер по-своему выразителен. - Какой архитектурный ордер вам понравился? Почему? - Наверное, в своем храме вы нарисуете такие колонны, которые вам поправилось. |
Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задания, делают выводы. |
Фронтальная Индивидуальная |
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею). Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли.
Личностные УУД:
Умение организовать себя, соблюдение дисциплины. |
Зрительный контакт Ответы на вопросы |
4.Объяснение практического задания. |
- Итак, у вас на столах лежит лист для рисунка. (Учитель показывает свою разлиновку на А-3) - Сегодня вы вновь архитекторы и вам надо будет спроектировать древнегреческий храм. - Раз мы будем проектировать храм, это значит что все стороны стен, колонн и др. должны быть четкими, ровными и равными по длине, высоте и ширине. Поэтому линейкой можно будет пользоваться. - Сначала работу мы будем выполнять простым карандашом. По окончанию можно рисунок обвести черным фломастером. Последовательная работа над линейным рисунком храма:
Первый этап.
- Рисовать будем только переднюю часть храма – фасад. - Проведем вертикальную линию и на ней отметим: где будут фундамент, который мы сделаем в виде 2-3 ступенек, основная часть храма (самая большая) и фронтон. - Отступайте от края примерно 1-2 см. 2. - Фундамент мы изображаем в виде нескольких ступенек, которые ведут в храм. - Нарисуем фундамент храма. По краю листа мы проводим горизонтальные линии. В зависимости от того сколько ступенек в свой храм вы хотите нарисовать 2 ступеньки – 3 гор. линии, 3 ступеньки – 4 гор. Линии. Второй этап. - Выше ступенек рисуем прямоугольник – это основная часть храма. Она самая большая. - Вверху нарисуем треугольник – это фронтон. Третий этап. - Рисуем в треугольнике еще один треугольник. У основания большого треугольника проводим две прямые. Четвертый этап. - Начинаем рисовать колоны. Они имеют вид трапеции. - Вверху колонны нарисуйте капитель. Капитель колонны выбирайте сами: смотря какой ордер вам понравился: дорический, ионический, или коринфский. - Я нарисовала коринфский ордер. Капитель в виде узора из листьев растений. Заключительным этапом будет стирания всех вспомогательных линий. |
Составляют последовательность работы над изделием. |
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные УУД: Ориентирование на плодотворную работу.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
|
Зрительный контакт. Под руководством учителя обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием. |
Физминутка |
- Молодцы. - Можете садиться на свои места. |
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
|
Зрительный контакт |
6.Самостоятельная практическая работа. |
- А сейчас настало время для вашего проявления творчества. - Перед началом практической работы расположите лист перед собой горизонтально. - Проведите вертикальную линию по центру листа. - Отметьте на ней размеры лесенок, основной части храма и фронтона. - Подумайте, для какого Бога Древней Греции вы «построите» храм! - Приступайте к самостоятельной практической работе. Начинаем рисовать карандашом! - У вас есть 15-18 минут. Учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы. Приемы: - похвала - напоминание – практическая помощь - предупреждение ошибок (сильно не давите на карандаш...) - демонстрация лучшего начала работы (перед классом). |
Начала дети слушают рекомендации учителя по творческой работе, а после приступают к самостоятельному выполняют задания по теме урока. |
Фронтальная Словесная Индивидуальная
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Личностные УУД: Умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
7.Итог. Рефлексия. |
-Ребята, я считаю до трех, и мы перестаем работать и садимся красиво. - А сейчас мы проведем небольшую выставку ваших работ. - Выходите 1 ряд, покажите свои храмы. - Вот такие др.греческие храмы получились у ребят. - Для какого Древнегреческого Бога вы «построили» храм? (Зевс- главный бог, Посейдон – бог моря, Афродита – богиня любви и красоты, Гефест – бог огня, Афина – богиня войны и мудрости…). - Вы сегодня потрудились как настоящие архитекторы. - Выходите 2 ряд…. - Выходите 3 ряд… - Молодцы!
-Ребята, о какой культуре мы сегодня говорили? -Почему архитектуру Греции называют классической? -Из каких частей состоит древнегреческий храм? -Какие части можно выделить в колонне? (сравнение с деревом).
- Ребята, посмотрите, у вас на партах есть карточки с изображением капителей древнегреческих колонн с 3 видами ордеров. Если
урок для вас прошел
- Всем спасибо. - Мне было безумно приятно с вами работать. Урок окончен! |
По указаниям учителя сначала выходят 1 ряд (а затем 2 и 3) для демонстрации своих работ и небольшого их обсуждения (рекомендации и похвала).
- О древнегреческой культуре.
- Потому что именно этот «стиль» покорила весь мир.
-Из двускатной крыши, колонн и ступеней.
-Крона, ствол и корни
-Дорический, Ионический и Коринфский
-Капителью
-В виде подушки – абаки; в виде завитка - волюты; в виде вазы с цветами – акант.
(Ответы детей с аргументацией по индивидуальному мнению). |
Фронтальная Коллективная Индивидуальная |
Познавательные УУД: Умение делать выводы.
Личностные УУД: Адекватное оценивание своего труда, своей проделанной работы. |
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.