Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.doc

Технологическая карта урока химии в 11 классе

с  использованием  метода  проблемного обучения по теме «Карбоновые кислоты».

Автор: Донская Ирина Геннадьевна, учитель химии                                                                                                                             МАОУ «Ангарский лицей№1»

Технологическая карта урока

Предмет    химия
Класс   11В
Автор УМК         В.В. Ерёмин
Тема урока    
«Карбоновые кислоты»
Тип урока      урок  усвоения новых знаний   
Дата: 04.12.2019                                                                                                                         

Цель

Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот.

Задачи

·       формирование понятий карбоновые кислоты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия карбоновых кислот; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;

·        стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

·       обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

·       развивать умение самостоятельно  работать  с информационным материалом

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной сфере  изучить:

1.       Особенности строения карбоновых кислот.

2.       Общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии

3.       Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

 

Познавательные УУД:

·   Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

·   Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

·   Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул).

Регулятивные УУД:

·   Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

·   Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

·   Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками.

·   Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

 

·Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

·Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

· Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

 

Основные понятия

карбоксильная группа,  гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот, структурная формула, виды изомерии.

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история.

Оборудование

Информационные материалы,  раздаточный материал (маршрутные листы; образцы уксусной, лимонной, аскорбиновой, никотиновой кислот, кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир; конструкторы моделей органических веществ).

Ресурсы: основной

 

 

дополнительные

 

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений  / В.В. Ерёмин, В.В. Лунин – М.: Дрофа, 2008.-206с

 

Органическая химия. Весь школьный курс в таблицах / сост. С.А. Литвинова, Н.В. Манкевич. – Минск, 2018 – 384с

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

 

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный этап

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят и предлагает  найти признак,  который  объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт.

 

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус.

 

Набор предметов: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.

Обеспечивает мотивацию к изучению  предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества.

Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить  класс органических соединений?

Используя подсказки,  сформулируйте тему,  цель и задачи урока.                            

   На основании предложенного для работы оборудования предложите  методы, которые можно  использовать для решения поставленных задач.

 

В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2

 

 

Работают в группах. Собирают модель молекулы.

 

 

Возникает противоречие: данной  формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

 

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование названия темы,  цели и задач.

 

Маршрутный лист, конструктор для моделирования молекул органических веществ.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

Учитель организует работу

учащихся в группах по инструктивным картам.

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты

Про               Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

1 блок «Вещества Х»

Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот, дают определение карбоновым кислотам.

 

 

 

Предполагают, что название произошло от «Карбо» - углерод Þ кислоты углерода

Оценивают свою работу.

Маршрутный лист, учебник, презентация.

 

Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот?  Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

2блок «Классификация- основа порядка в науке»

Выдвигают гипотезы классификации.

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Рисуют схему  «Классификация кислот».

Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

Маршрутный лист, учебник, презентация.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует обсуждение проблемы.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

3блок « Что в имени твоём…?»

Определяют план действий, называют вещества.

Объясняют представителям других групп,  как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. Проверка по образцу.

 Маршрутный лист, учебник, презентация.

Мотивирует к проведению исследования.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт»

Выполняют лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод по результатам исследования физических свойств кислот.

 Маршрутный лист, учебник, образцы карбоновых кислот.

Применение знаний и способов действий

Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Выполняют  тест 

Оценивают тест по пятибалльной системе.

Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

Презентация

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

                                                                                                                                                                  

 

Дифференцированное домашнее задание:

·        § 5 с. 29 - 35.  Составить изомеры состава С5Н10О2.

·        Изомеры М= 132 г/моль

·        Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

 

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Предлагает ученикам закончить  предложения:

Сегодня на уроке …

Я узнал…..  Я научился….  Мне было легко….  Мне было сложно…

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

 

Дописывают и проговаривают получившиеся предложения.

Анализ достижения цели урока.

Оценивают свою работу на уроке:

- материал усвоен                                                                    (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном
 - материал усвоен недостаточно                  (оценки “3”, “4”) голосуют желтым жетоном
- материал не усвоен (оценки “2”, “3”) голосуют синим жетоном

Жетоны красного, жёлтого и синего цвета.