Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
23.03.2020
Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"
Урок.doc

Технологическая карта урока химии в 11 классе

с  использованием  метода  проблемного обучения по теме «Карбоновые кислоты».

Автор: Донская Ирина Геннадьевна, учитель химии                                                                                                                             МАОУ «Ангарский лицей№1»

Технологическая карта урока

Предмет    химия
Класс   11В
Автор УМК         В.В. Ерёмин
Тема урока    
«Карбоновые кислоты»
Тип урока      урок  усвоения новых знаний   
Дата: 04.12.2019                                                                                                                         

Цель

Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот.

Задачи

·       формирование понятий карбоновые кислоты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия карбоновых кислот; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;

·        стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

·       обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

·       развивать умение самостоятельно  работать  с информационным материалом

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной сфере  изучить:

1.       Особенности строения карбоновых кислот.

2.       Общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии

3.       Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

 

Познавательные УУД:

·   Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

·   Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

·   Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул).

Регулятивные УУД:

·   Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

·   Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

·   Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками.

·   Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

 

·Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

·Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

· Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

 

Основные понятия

карбоксильная группа,  гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот, структурная формула, виды изомерии.

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история.

Оборудование

Информационные материалы,  раздаточный материал (маршрутные листы; образцы уксусной, лимонной, аскорбиновой, никотиновой кислот, кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир; конструкторы моделей органических веществ).

Ресурсы: основной

 

 

дополнительные

 

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений  / В.В. Ерёмин, В.В. Лунин – М.: Дрофа, 2008.-206с

 

Органическая химия. Весь школьный курс в таблицах / сост. С.А. Литвинова, Н.В. Манкевич. – Минск, 2018 – 384с

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

 

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный этап

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят и предлагает  найти признак,  который  объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт.

 

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус.

 

Набор предметов: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.

Обеспечивает мотивацию к изучению  предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества.

Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить  класс органических соединений?

Используя подсказки,  сформулируйте тему,  цель и задачи урока.                            

   На основании предложенного для работы оборудования предложите  методы, которые можно  использовать для решения поставленных задач.

 

В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2

 

 

Работают в группах. Собирают модель молекулы.

 

 

Возникает противоречие: данной  формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

 

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование названия темы,  цели и задач.

 

Маршрутный лист, конструктор для моделирования молекул органических веществ.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

Учитель организует работу

учащихся в группах по инструктивным картам.

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты

Про               Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

1 блок «Вещества Х»

Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот, дают определение карбоновым кислотам.

 

 

 

Предполагают, что название произошло от «Карбо» - углерод Þ кислоты углерода

Оценивают свою работу.

Маршрутный лист, учебник, презентация.

 

Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот?  Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

2блок «Классификация- основа порядка в науке»

Выдвигают гипотезы классификации.

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Рисуют схему  «Классификация кислот».

Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

Маршрутный лист, учебник, презентация.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует обсуждение проблемы.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

3блок « Что в имени твоём…?»

Определяют план действий, называют вещества.

Объясняют представителям других групп,  как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. Проверка по образцу.

 Маршрутный лист, учебник, презентация.

Мотивирует к проведению исследования.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт»

Выполняют лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод по результатам исследования физических свойств кислот.

 Маршрутный лист, учебник, образцы карбоновых кислот.

Применение знаний и способов действий

Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Выполняют  тест 

Оценивают тест по пятибалльной системе.

Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

Презентация

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

                                                                                                                                                                  

 

Дифференцированное домашнее задание:

·        § 5 с. 29 - 35.  Составить изомеры состава С5Н10О2.

·        Изомеры М= 132 г/моль

·        Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

 

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Предлагает ученикам закончить  предложения:

Сегодня на уроке …

Я узнал…..  Я научился….  Мне было легко….  Мне было сложно…

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

 

Дописывают и проговаривают получившиеся предложения.

Анализ достижения цели урока.

Оценивают свою работу на уроке:

- материал усвоен                                                                    (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном
 - материал усвоен недостаточно                  (оценки “3”, “4”) голосуют желтым жетоном
- материал не усвоен (оценки “2”, “3”) голосуют синим жетоном

Жетоны красного, жёлтого и синего цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока химии в 11 классе с использованием метода проблемного обучения по теме «Карбоновые кислоты»

Технологическая карта урока химии в 11 классе с использованием метода проблемного обучения по теме «Карбоновые кислоты»

Особенности строения карбоновых кислот

Особенности строения карбоновых кислот

Основные понятия карбоксильная группа, гомологи, систематическая (

Основные понятия карбоксильная группа, гомологи, систематическая (

Приветствует ребят и предлагает найти признак, который объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт

Приветствует ребят и предлагает найти признак, который объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Организует обсуждение проблемы

Организует обсуждение проблемы

Комментирует домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"

Технологическая карта урока "Карбоновые кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020