Технологическая карта урока коми литературного чтения "Иван Коданёв «Вставай, друг, солнце всходит!»"

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока коми литературного чтения
Иконка файла материала коми литра коданев.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 урока коми литературного чтения

 

                                                  

 

ТЕМА

Иван Коданёв «Вставай, друг, солнце всходит!»

____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 342 группы

Лобанова Лилиана Александровна

Класс 4 «А» школа №16

Дата проведения урока 22.02.2022

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2022


Тема урока: Иван Коданёв «Вставай, друг, солнце всходит!»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: создать условия для развития УУД

Содержательная: познакомить со стихотворением Иван Коданёв «Вставай, друг, солнце всходит!»

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         Научатся читать  вслух  бегло, выразительно,  передавая  свое  отношение  к  прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

·          познакомить со стихотворением Иван Коданёв «Вставай, друг, солнце всходит!»

·           пополнять биографические знания о поэте;

·         обогащать словарный запас.

Познавательные

·         Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные

·         Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

·         Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные

·         Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         Учатся формулировать собственное мнение и позицию;

·         Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

·         Учатся задавать вопросы

Сформированы:

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·         эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

 

Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

 

Упражнения для дыхания:

 вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

 

та – та – та – у нас дома чистота;

 

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

 

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

 

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

 

то – то – то – стали мы играть в лото;

 

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

Упражнения для интонации:

 

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

 

3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения.

 

10 ноября 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка — писателя Ивана Васильевича Коданёва. Родился Иван Васильевич в 1916 году в старинном коми селе Слобода, на месте которого вырос поселок Эжва. Отец его, слободской крестьянин Василий Степанович Коданев, сложил голову в пекле гражданской войны, когда сыну было всего три года. Мать, Анна Степановна – простая женщина, добрая, трудолюбивая.

«Работать начал рано: пас коров, с матерью ходил на пожню, помогал по хозяйству. В 1923 году пошёл в школу. Окончил начальную школу. Матери очень хотелось, чтобы я пошёл учиться дальше. Но в тот год учиться не пришлось: отчим взял меня на лесозаготовки. Работал возчиком. А для мальчиков–подростков эта работа была тяжёлой. Работая в лесу, я очень полюбил природу»

Наблюдая за природой, Иван Васильевич с детства учился понимать язык леса, познавать жизнь его обитателей. В нём, как и в большинстве его сверстников, от рождения были заложены навыки предков, веками живущих среди густых лесов и хрустальных рек. В трудные 30-е годы Иван Васильевич окончил Сыктывкарскую школу второй ступени и в 18 лет стал учителем.

  Одна лесная история у Ивана Коданёва увлекательнее другой. С удовольствием читаем мы истории про хищницу росомаху, про сороку-воровку, про заботливую глухарку, про забавную белку и про самого красивого и величественного обитателя наших лесов – лося.

 

4. Этап первичного чтения текста.

 

Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, описанные автором.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Какие картины вы представили?

О чем хотел рассказать автор?

Вставай, друг, солнце всходит!

 

  Видел ли ты, как солнце всходит? Наверно, видел. Оно всходит каждое утро. С этого начинается новый день. Одним он приносит радость и счастье, другим – заботы. А солнце всех радует и греет. Таков этот далёкий светлый шар.

 

- Вставай, друг, солнце всходит! Рано встанешь – больше увидишь.

 

Очень часто в жизни мы слышим эти знакомые и мудрые слова. Встанешь, протрёшь глаза, обуешься, оденешься, иногда даже умыться забудешь – и в путь.

 

Солнечные лучи уже играют над Пармой, щекочут цветы на лугах, зеркальными бликами играют на глади озёр и звонких ручейков.

 

Вот показалось и само солнце. Птицы возвещают об этом весёлым пением, гомоном.

 

Чаще всего восход солнца встречают наши матери, которые встают вместе с солнцем. Видят его и капитаны теплоходов, рыбаки, оленеводы, геологи, сплавщики*. Некоторым из нас редко выпадает такое счастье, но зато это не забывается долгие годы. И мне выпадало счастье любоваться рождением нового дня не один и не десять раз, а, может, тысячу – на берегах рек, в лесных избушках или у ярко пылающих костров.

 

Нет, не зря говорят: мало спишь, рано встанешь – много увидишь.

 

И каждый раз восход солнца казался мне неповторимым. Даже на войне, когда родную землю топтали враги, а пороховой дым закрывал солнце, мы ждали его появления. А каким ярким и радостным было оно в День Победы! Этого никогда не забудешь. И невозможно забыть.

 

… Вот и снова проснулось солнце. Мать уже встала. Мы часто не замечаем, когда она обедает, отдыхает. Как только ласковые лучи солнца заглянут в чисто убранную комнату, нежные руки матери уже что-то делают.

 

К завтраку у неё всё готово, починено, сшито, всё на месте. Посмотрит на солнце, на нас поглядит – жаль будить.

 

Рыбаки уже давно проснулись. Все знают: проспишь это время – домой без рыбы придёшь.

 

Геолог высунет голову из палатки, вдохнёт чистого лесного воздуха и, конечно же, залюбуется солнцем.

 

- Эх, и хорош денёк будет! – скажет он. – Придётся пораньше тронуться в путь.

 

Раньше встанешь – больше пройдёшь, больше сделаешь. Капитану теплохода на высокой палубе холодновато, но и он не унывает. Как только чуть-чуть поднимется солнце, вздохнёт он всей грудью и улыбнётся: добрый денёк будет.

 

В тундре восход солнца первым замечает оленевод. Всё видно кругом как на ладони. Снимет оленевод шапку и не может налюбоваться ярким до слепоты солнцем. Вспомнятся молодые годы, когда первый раз пошёл в тундру, перебирался через каменистые горы, тонул в ручьях; как острый, пронизывающий ветер оставил на лице неизгладимые морщины.

 

… Всё выше и выше поднимается солнце. И ты, друг, сними пиджак: жарко становится.

 

Тех, кто работал ночью или сидел у костра, солнце убаюкивает, велит им отдохнуть. Не захочешь да придётся прислушаться: глаза сами закрываются.

 

А оно катится по своему пути, по которому кружит уже много-много лет. Никогда не свернёт, не споткнётся, не столкнётся ни с кем, делая своё дело.

 

Под лучами солнца набирают силы, растут хлеба, овощи, травы, ягоды, деревья и кусты. Хочется порой достать до него руками, прижать к груди и сказать: «Дорогое солнце, свети и грей нас всех, чтобы все были счастливы, здоровы, чтобы жизнь везде была такой же светлой, как и ты».

Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения отвечают на вопросы.

Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки

О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой.

 

 

 

стихотворение

5. Этап вторичного чтения текста.

 

Сейчас этот  рассказ  вы будете читать самостоятельно

Читают по цепочке

6. Этап первой ступени анализа произведения.

 

Как автор называет солнце? Как он объяснил это? Согласны ли вы с ним?

 

Какие слова в тексте повторяются? Для чего?

 

Докажите, что автор прав: «Раньше встанешь – больше увидишь, больше сделаешь». Прочитайте об этом в тексте. Почему о маме Иван Коданёв упоминает дважды?

 

Перечитайте слова, с которыми автор обращается к солнцу. Какие чувства переданы в этих словах? Найдите в тексте строки, в которых отражены те же чувства.

 

Почему рассказ начинается с вопроса? Как этот вопрос соотносится с заголовком? Какое желание автора отражено в этих словах?

Отвечают на вопросы

 

7. Этап второй ступени анализа произведения.

 

Подготовимся к выразительному чтению.

От чьего лица ведётся повествование?

В каком темпе нужно читать?

Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания.

Какое чувство передадим при чтении?

Отвечают на вопросы

8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка.

 

 Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

Чтение – мальчики, девочки

Индивидуальное чтение

Отвечают на вопросы.

 

9. Этап обобщения прочитанного.

 

 С каким произведением мы сегодня познакомились?

Для чего он написал свое произведение? Что хотела донести до читателя автор?

Отвечают на вопросы

 

10. Этап домашнего задания

 

Домашнее задание нарисовать восход солнца.

Записывают в дневник

11. Этап рефлексии

 

С творчеством какого писателя мы познакомились?

Все вы сегодня работами активно, с увлечением.

На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!

Подведение итогов, рефлексия

 


 

Посмотрите также