Логвинова Елена Сергеевна.,
учитель начальных классов МОУ «Лингвистическая школа»,
г. Люберцы Московская область
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык»
в 3-ом классе на тему «Корень слова. Как найти корень слова?»
Тип урока: |
урок открытия новых знаний |
Авторы УМК: |
УМК «Школа России» |
Цели урока: |
уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
личностные: · учить проверять себя; · учить давать оценку своим действиям; · учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу; метапредметные: · учить анализировать и выделять общее; · учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; предметные: · вспомнить понятие однокоренные и родственные слова; · дать уточненное определение термина «корень»; · учить находить корень слова; · учить подбирать родственные слова разных частей речи. |
Оборудование: |
цветные стикеры-листочки, шаблон дерева, лестница достижений |
Образовательные ресурсы: |
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/ https://nsportal.ru/ |
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие.
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку?
|
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
|
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
|
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . |
- С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
|
Создать позитивное настроение. |
||
Актуализация знаний |
Минутка чистописания (фронтально) |
Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… |
Самостоятельно выполняют письмо по образцу |
Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний |
Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
Словарный диктант (фронтально) |
Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. |
Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. |
Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. |
Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. |
|
Грамматическая разминка (фронтально) |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников - Какие слова мы записали? - Что значит «словарные слова»? - Давайте составим предложение со словом желтый. Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. - Выделим в предложении основу. - Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. - Скажите, о каком времени года мы составили предложение? |
Дают ответы на вопросы. Составляют предложения.
Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. |
Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. |
Развивать речь детей.
Актуализиро-вать знания детей о частях речи. |
|
Постановка учебной задачи |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)
|
Организовывает проведение лингвистического исследования. - В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? - Исследуем состав слова заморозок. - определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз. - запишите корень на стикер и прикрепите к доске. (Учитель записывает варианты на доске). |
Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.
|
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня. |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока - Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? - Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? - Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? (ФОО – фундаментальный образовательный объект) - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? |
Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. |
|||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
с.93,упр.10 Игра «Да-нет» -Общая часть родственных слов называется корнем. -Слова зима. Зимушка- однокоренные -Слова брат и сестра –однокоренные -Слова школа и школе однокоренные. -Приставки и суффиксы образуют однокоренные слова -Окончание образует формы слова |
Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. |
Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
Умение применять полученные знания на практических упражнениях |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону |
|
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень. 1. Сад, садовник, садовые. 2. Смелый, отважный, храбрый. 3. Больница, боль, большой. 4. Горе, горевать, горный. 5. Чистота, чистый, чистить. 6. Горюет, плачет, печалится. 7. Мороз, замороженный, морозит.
|
Ученики выполняют задания. |
Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |
Применять полученные знания самостоятельно.
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
Гномик по лесу гулял, Колпачок свой потерял. Колпачок был непростым, Со звоночком золотым. Гному кто точней подскажет Где искать ему пропажу
|
Находят однокоренные слова, формы слова, добавляют свои примеры |
Регулятивные УУД: -принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД: -доказательство, -структурирование знаний |
Приводить примеры, разделить слова на группы |
Итог урока. Рефлексия |
|
- Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными?
Достигли этой цели? -Какие затруднения возникали? -Над чем ещё надо поработать? -Кому было интересно и понятно на уроке -У кого есть сомнения? -Кто ничего не понял? - Оцени свою работу на уроке. - На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой. -Оцените свою работу на уроке на «лестнице успеха» ( если самостоятельная работа выполнили без ошибок, не были вопросы- поставьте себя на верхнюю ступеньку; если самостоятельную работу выполнили без ошибок, но еще остались вопросы- средняя ступенька; ошибки были, и вопросы остались- нижняя ступенька)
-Было очень интересно работать с вами на уроке. Были активными, внимательными, самостоятельными. Молодцы!
|
Выполняют тест. Оценивают свою деятельность
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог.
|
Подводить итог урока. Рефлексия. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.